На новой сессии парламента (январь - март 1629 г.) оппозиция резко критиковала церковную политику правительства, усматривая в ней нарастающее сближение с католицизмом. Протест вызвали и злоупотребления короля в налоговой политике. 2 марта 1629 г. Карл I распустил парламент, решив не собирать его вновь, что было воспринято оппозицией как реакционный государственный переворот. Прежде чем разойтись, депутаты палаты общин приняли резолюцию, в которой призвали население не платить налогов, не утвержденных парламентом.
Башкиры в восстании не участвуют. Башкирские части держат себя хорошо. Разумеется, осложнения с башкирами возможны. Необходим в ревкоме товарищ, способный предупреждать осложнения, не провоцировать их. Нужна внутренняя работа, внесение политической дифференциации, отбор подходящих людей, и причем уфимцы классовый вопрос подменяют национальным.
Публикуемые документы представляют собою выборки из перлюстрированной частной переписки, отражающей настроение провинции и деревни после реформы 1861 года. Они рисуют яркую картину недовольства крестьян при объявлении манифеста. Так, например, в письме из Нижнего Новгорода некто Ужумецкий-Гринцевич пишет: «Прошедшее воскресенье у нас объявили свободу крестьянам; народа было немного и те выслушали эту новость с необычайным равнодушием, как будто это до них не касалось нисколько». В другом письме из Киева М. Буцковский сообщает, что при обнародовании манифеста «ни на одной физиономии я не заметил радости». Однако не одним равнодушием реагировало крестьянство на манифест. Во многих губерниях начались крестьянские волнения. Приведенные документы дают на этот счет весьма интересный материал по ряду местностей. Этот материал может явиться существенным дополнением к тем официальным данным, которые опубликованы в сборнике Центрархива «Крестьянское движение в 1827-1869 гг.» и в других изданиях.
I. Разработку предначертаний п. 2 именного высочайшего [18] указа 12 декабря 1904 г. о заведовании местным благоустройством произвести при участии земских и городских учреждений, по принадлежности.