главный раздел - Статьи
Индекс материала
Вера и разум (fides et ratio)
1. ЯВЛЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ МУДРОСТИ
2. ВЕРУЮ, ЧТОБЫ ОСОЗНАВАТЬ
3. ОСОЗНАЮ, ЧТОБЫ ВЕРИТЬ
4. О СООТНОШЕНИИ МЕЖДУ ВЕРОЙ И РАЗУМОМ
5. СУЖДЕНИЯ УЧИТЕЛЬСТВА ЦЕРКВИ В ОБЛАСТИ ФИЛОСОФИИ
6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БОГОСЛОВИЯ И ФИЛОСОФИИ
7. НУЖДЫ И ЗАДАЧИ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все страницы


6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БОГОСЛОВИЯ И ФИЛОСОФИИ

Постулаты философского разума и вероучение

64. Слово Божие обращено к каждому человеку, во все времена и во всех уголках земли, человек же по своей природе является философом. В свою очередь, богословие научными методами осознанно развивает понимание слова Божия в свете веры, поэтому не может обойтись без взаимодействия с философскими системами, создававшимися на протяжении столетий, в связи с определенными методами, которые она использует, а также стоящими перед ней задачами. Я не намерен указывать богословам конкретные методологии, ибо это не относится к компетенции Учительства Церкви; скорее, мне хочется напомнить о некоторых особых задачах богословия, для осуществления которых необходимо обратиться к философской мысли, учитывая природу явленного в Откровении слова.

65. Структура богословия как вероучения сформирована двумя методологическими принципами: слышание веры (auditus fidei) иосознание веры (intellectus fidei). В свете первого из них богословие принимает истины Откровения, по мере того как Священное Предание, Священное Писание и Учительство Церкви их истолковывают (88). Применяя второй принцип, богословие старается выполнить специфические требования разума с помощью теоретических рассуждений.

Философия вносит свойственный ей вклад в сферу приготовления к истинному слышанию веры, рассматривая структуру познания и средства общения людей, в особенности различные формы и функции языка. Важен также вклад философии в правильное понимание церковного Предания, решений Учительства Церкви и высказываний великих богословов, поскольку в них часто встречаются понятия и структуры мышления, заимствованные из определенной философской традиции. В этом случае богослов должен не только объяснить понятия и термины, используемые Церковью в своих рассуждениях и учении, но и глубоко познать философские системы, которые могли повлиять на понятия и терминологию, чтобы благодаря этому создать правильные и связные интерпретации.

66. Что же касается осознания веры, прежде всего следует отметить, что Божественная истина, "явленная нам в Священном Писании и верно объясненная в учении Церкви" (89), сама по себе понятна, ибо обладает такой логической связью, что является подлинной областью знаний. Осознание веры объясняет эту истину не только благодаря тому, что демонстрирует логические и понятийные структуры, из которых складывается учение Церкви, но, прежде всего, благодаря тому, что обращает внимание на содержащиеся в них спасительные истины, предназначенные для отдельного человека и всего человечества. Все эти утверждения позволяют верующему познать историю спасения, венцом которой является Иисус Христос и Его Пасхальная тайна. Христианин приобщается к этой тайне, выражая послушание веры.

В свою очередь, догматическое богословие должно уметь выразить универсальный смысл тайны Триединого Бога и домостроительства спасения как в виде повествования, так и, прежде всего, в виде аргументов. Оно должна это сделать с помощью критически сформированных понятий, которые ясны всем, ибо без участия философии невозможно объяснить такие богословские вопросы как, например, язык, описывающий Бога, личностные отношения в лоне Троицы, созидательное действие Бога в мире, связь Бога и человека, сущность Христа, который является истинным Богом и истинным человеком. То же самое можно сказать о различных вопросах из области нравственного богословия, где используются следующие понятия: нравственный закон, совесть, свобода, личная ответственность, вина и т.п., определения которым даются в сфере философской этики.

Поэтому необходимо, чтобы разум верующего обрел естественное, истинное и адекватное познание сотворенной действительности, мира и человека, которое также относятся к Божественному Откровению; тем более разум должен уметь выразить эти знания с помощью понятий и аргументов. Следовательно, теоретическое догматическое богословие предполагает и дополняет определенную философию человека, мира или, глубже, самого "бытия", основанную на объективной истине.

67. Как дисциплина, задачей которой является обоснование веры (см. 1 Петр 3, 15), фундаментальное богословие должно пытаться обосновать и объяснить связь веры с философскими рассуждениями. Уже Отцы I Ватиканского Собора, ссылаясь на учение св. апостола Павла (см. Рим 1, 19-20), обратили внимание на факт, что существуют истины, доступные естественному, а значит, и философскому познанию. Постижение их является обязательным условием принятия Божественного Откровения. Изучая Откровение и его достоверность, а одновременно соответствующий акт веры, фундаментальное богословие должно показать, как в свете познания, просвещенного верой, можно увидеть определенные истины, которые разум уже начинает постигать в результате самостоятельных поисков. Откровение придает этим истинам законченный смысл, направляя их к богатствам богооткровенных тайн, где они обретают свою конечную цель. В качестве примера можно привести естественное познание Бога, возможность отличить Божественное Откровение от других явлений или признать его достоверность, способность правдиво и понятно описать человеческим языком также то, что находится за пределами человеческого опыта. Все эти истины убеждают разум, что действительно существует путь, подготавливающий его к вере, которым он может прийти к принятию Откровения, не нарушая свои принципы или собственную автономию (90).

Подобным образом фундаментальное богословие также должно показать внутреннее соответствие между верой и необходимостью ее постижения разумом, который способен дать согласие на это с величайшей свободой. Благодаря этому вера сможет "во всей полноте указать путь разуму, искренне ищущему истину. Итак, вера, дар Божий, хотя и не основана на разуме, не может без него обойтись; одновременно разум понимает, что должен опираться на веру, чтобы увидеть горизонты, которых ему не достичь своими силами" (91).

68. Нравственное богословие, быть может, еще больше нуждается в помощи философии, ведь в Новом Завете человеческая жизнь в меньшей степени регулируется правилами, чем в Ветхом Завете. Жизнь в Святом Духе ведет верующих к свободе и ответственности, которые выходят за рамки самого Завета. Тем не менее, в Евангелии и апостольских посланиях содержатся как общие принципы христианской жизни, так и подробные предписания. Чтобы руководствоваться ими в конкретных случаях в личной и общественной жизни, христианин должен уметь в полном объеме использовать свою совесть и способность к познанию. Другими словами, это означает, что нравственное богословие должно обращаться к адекватному философскому видению, как в том, что касается природы человека и общества, так и применительно к общим принципам, которые управляют нравственным выбором.

69. Можно возразить, что в нынешнюю эпоху богослов должен обращаться не столько к философии, сколько к другим областям человеческих знаний, например, к истории, а особенно, к естественным наукам, необычайный прогресс которых в последнее время вызывает всеобщее удивление. В свою очередь, в связи с повышенным вниманием к инкультурации веры, некоторые считают, что богословие должно чаще обращаться к традиционным формам мудрости, а не к философии греческого происхождения, именуемой "европоцентрической". Другие же, исходя из ошибочной концепции плюрализма культур, попросту оспаривают ценность философского наследия, принятого Церковью.

В этих взглядах, которые, впрочем, были приняты во внимание II Ватиканским Собором (92), заключена определенная доля истины. Во многих случаях обращение к естественным наукам может оказаться полезным, ибо позволяет получить более полную информацию о предмете изучения, однако не следует забывать, что в данном случае необходимо посредничество чисто философского познания, которое имело бы критический и одновременно универсальный характер: такое познание требуется, помимо прочего, для плодотворного взаимодействия культур. Хочу прежде всего обратить внимание на то, что нельзя останавливаться на единичных, частных случаях, пренебрегая основной задачей, которой является раскрытие универсального характера истин веры. Не следует также забывать, что особый вклад философской мысли заключается в том, что она позволяет понять - как в различных концепциях жизни, так и в культурах - "не то, что думают люди, а какова объективная истина" (93). Для богословия полезно не знание различных мнений, но лишь сама истина.

70. Тема связи с культурами заслуживает отдельного обсуждения, которое, однако, не будет исчерпывающим по причине трудностей как философского, так и богословского плана. С самого начала проповеди Евангелия Церковь сталкивалась с различными культурами, что иногда приводило к конфронтации. Христос велел ученикам провозглашать явленную Им истину везде, "даже до края земли" (Деян 1, 8). В результате члены христианской общины очень быстро убедились во вселенском характере проповедуемого учения и столкнулись с препятствиями, вызванными культурными различиями. Отрывок из послания св. апостола Павла к Ефесянам позволяет понять, каким образом первая община пыталась решить эту проблему. Апостол пишет: "А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Христовой. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду" (Еф 2, 13-14).

В свете этого отрывка наши размышления охватывают более широкую область и рассматривают также перемены, которые происходили в язычниках после принятия веры. Перед лицом богатства спасения, совершенного Христом, рушатся барьеры, разделяющие разные культуры. Обещание, данное Богом в Иисусе Христе, обретает универсальное измерение: оно уже не заключено в рамки одного народа, языка и традиции, но дается всем как наследие, которым может пользоваться каждый. Все люди из разных стран, имеющих свои традиции, призваны объединиться во Христе в единую семью детей Божиих. Сам Христос обеспечивает возможность того, чтобы два народа стали "одно". Те, которые были "далеко" друг от друга, стали "близки" благодаря новой реальности, установленной Пасхальной тайной. Иисус разрушает барьеры разделения и создает неизвестное доселе и совершенное единство через приобщение к Его тайне. Это единство настолько глубоко, что Церковь может сказать вслед за св. апостолом Павлом: "Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и домашние Богу" (Еф 2, 19).

В этом столь простом утверждении заключена великая истина: в результате встречи веры с различными культурами на практике родилась новая реальность. Если культуры глубоко укоренились в человеческой природе, для них характерна типичная для человека готовность принять универсальное измерение и трансцендентное. Следовательно, они представляют собой разные пути, ведущие к истине, и, несомненно, полезны для людей, ибо открывают ценности, благодаря которым наша жизнь становится более человечной (94). Кроме того, если культуры обращаются к ценностям древних традиций, они указывают - пусть даже косвенно, но все же реально - на знаки присутствия Бога в природе, что мы уже наблюдали прежде, когда речь шла об учении, содержащемся в книгах Премудрости и посланиях апостола Павла.

71. Будучи тесно связанными с людьми и с их историей, культуры подвержены той же динамике, которая присутствует в истории человека. Следовательно, они меняются и развиваются в результате контактов между людьми, которые обмениваются различными моделями поведения. Культуры подпитываются тем, что передают ценности, а их жизнеспособность и существование зависят от готовности перенять новые элементы. Как объяснить эту динамику? Каждый человек вовлечен в какую-то культуру, зависит от нее и воздействует на нее. Человек одновременно и дитя, и отец культуры, в которой живет. Вся его жизнь наполнена тем, что отличает его от остальных созданий: постоянной готовностью принять истину и неутолимой жаждой знаний. В результате любая культура заключает в себе и выражает стремление к некоему завершению. Можно сказать, что в самой культуре кроется возможность принять Божественное Откровение.

То, как христиане выражают свою веру, тоже зависит от культуры их окружения. В свою очередь, сам способ выражения веры является одним из факторов, постепенно формирующих культуру. В каждую культуру христиане вносят неизменную истину Бога, которую Он Сам явил в истории и культуре определенного народа. Таким образом, в последующих столетиях заново происходит событие, свидетелями которого были паломники, находившиеся в Иерусалиме в день Пятидесятницы. Слушая апостолов, они спрашивали: "(...) Сии говорящие - не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились, парфяне, и мидяне, и еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?" (Деян 2, 7-11). Евангелие, проповедуемое в различных культурах, требует веры от тех, кто его принимает, но не мешает им сохранять культурное самосознание. Это не вызывает разделения, ибо отличительной особенностью крещеных является всеобщность, которая может принять любую культуру, способствуя развитию тех элементов, которые косвенно приводят ее к полному самовыражению в истине.

Из этого следует, что конкретная культура никогда не сможет стать критерием оценки, а тем более, конечным критерием истины по отношению к Божественному Откровению. Евангелие не выступает против данной культуры, то есть при встрече с ней не стремится лишить ее характерного содержания или навязать чуждые, не соответствующие ей формы. Напротив, учение, проповедуемое христианином в миру и в разнообразии культур, является подлинной формой освобождения от дисгармонии, вызванной грехом, и в то же время призывом к обретению полноты истины. В результате такой встречи с христианством культуры ничего не теряют, наоборот, эта встреча побуждает их подготовиться к принятию евангельской истины, чтобы они могли получить вдохновение для дальнейшего развития.

72. То, что евангелизация сначала встретила на своем пути греческую философию, не означает, что не следует обращаться к другим школам мышления. В наши дни, по мере того как Евангелие распространяется на территориях культур, которые до этого находились за пределами сферы влияния христианства, перед инкультурацией (проникновением веры в культуру) встают новые задачи. Наше поколение сталкивается с проблемами, которые приходилось решать Церкви в первые века ее существования.

Я имею в виду, прежде всего, страны Востока, в которых распространено много древних религиозных и философских традиций. Среди них особое место занимает Индия. С огромной духовной энергией индийская мысль ищет опыт, который, освобождая человека от ограничений времени и пространства, обладает абсолютной ценностью. В динамике этих стремлений к освобождению возникают основные метафизические школы.

В наши дни христиане, особенно в Индии, должны выбрать из этого богатого наследия элементы, которые соответствуют их вере, для обогащения христианской мысли. В процессе изучения, вдохновленные соборной ДекларациейNostra aetate, верующие должны руководствоваться определенными критериями. Первый - это критерий универсализма человеческого духа, основные стремления которого можно встретить в неизменной форме в самых различных культурах. Второй критерий, вытекающий из первого, таков: когда Церковь впервые встречается с великими культурами, она не может отказаться от наследия, полученного благодаря приобщению к греко-латинской мысли. Отказавшись от этого наследия, она нарушила бы спасительный замысел Бога, ведущего Свою Церковь во времени и истории. Впрочем, этот критерий обязателен для Церкви любой эпохи, в том числе, для Церкви будущего, которая обогатится тем, что получит благодаря нынешним контактам с культурами Востока, и из этого наследия почерпнет новые принципы, чтобы начать плодотворный диалог с культурами, которые человечество сумеет создать и развить в будущем. Наконец, в-третьих, не следует путать необходимую заботу о сохранении специфики и оригинальности индийской философской мысли с мнением, что данная культурная традиция с ее особенностями должна находиться в изоляции и укрепляться в противостоянии другим традициям, что противоречило бы самой природе человеческого духа.

Все, что я сказал об Индии, касается также наследия великих культур Китая, Японии и других стран Азии, а также сокровищ традиционных культур Африки, которые передаются в основном в рамках устного предания.

73. Как следует из этих рассуждений, надлежащую связь богословия с философией следует рассматривать в двух аспектах: для богословия отправной точкой и первоисточником всегда должно быть слово Божие, явленное в истории, а конечной целью - не что иное, как постижение этого слова, постепенно углубляемое очередными поколениями. С другой стороны, поскольку слово Божие является Истиной (см. Ин 17, 17), его более глубокому пониманию, несомненно, способствуют поиски истины человеком, т.е. философские размышления, которые ведутся в соответствии с присущими им принципами. Дело не в том, чтобы в богословских умозаключениях употребить то или иное понятие или фрагмент выбранной философской системы; важно, чтобы разум верующего использовал способность искать во время размышлений истину, в рамках некоего движения, которое, беря начало из слова Божьего, стремилось бы к лучшему пониманию этого слова. Разумеется, действуя между этими двумя полюсами - словом Божиим и все более глубоким постижением его, - разум находится как бы под охраной, в некоторой степени, им руководят, и благодаря этому ему удается избежать путей, которые могли бы отдалить его от богооткровенной истины, а в итоге - и от обычной истины; более того, ему указываются пути, о существовании которых он и не подозревал. Благодаря такой связи со словом Божиим, которое является отправной точкой и целью, философия обогащается, ибо разум открывает новые и неожиданные горизонты.

74. Плодотворность такой связи подтверждает личный опыт великих христианских богословов, которые зарекомендовали себя и как выдающиеся философы; созданные ими ценные сочинения теоретического характера позволяют нам ставить их в один ряд с выдающимися представителями античной философии. Это касается как Отцов Церкви, среди которых следует упомянуть как св. Григория Богослова и св. Августина, так и средневековых Учителей Церкви, в особенности, замечательную триаду: св. Ансельма, св. Бонавентуру и св. Фому Аквинского. О плодотворной связи философии со словом Божиим свидетельствуют смелые поиски более близких к нам по времени мыслителей, среди которых я хотел бы упомянуть таких представителей западного мира, как Д. Г. Ньюмен, А. Росмини, Жак Маритен, Этьен Жильсон и Эдит Штейн, а из восточной культуры - ученых такого ранга, как В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, П. Я. Чаадаев, В. Н. Лосский. Разумеется, ссылаясь на этих авторов, наряду с которыми можно также упомянуть и других, я не собираюсь производить оценку их взглядов, а только представить их творчество как яркий пример философских размышлений определенного типа, которые обогатились благодаря взаимодействию с истинами веры. Несомненно одно: изучение пути духовного развития этих мыслителей будет способствовать успешным поискам истины и позволит с большей пользой использовать достигнутые результаты в служении человеку. Хочется пожелать, чтобы эта великая философско-богословская традиция нашла в наши дни и в будущем продолжателей и исследователей на благо Церкви и человечества.

Различные типы философских размышлений

75. Представленная выше история связей веры с философией показывает, что существуют различные типы философских размышлений с точки зрения их отношения к христианской вере. Первый тип - это философия, которая не зависит от евангельского Откровения; она появилась в эпоху до рождения Искупителя, позднее развивалась в областях, еще не затронутых проповедью Евангелия. В этой ситуации философия заявила о своем справедливом стремлении бытьнезависимым начинанием, то есть действовать по своим законам, опираясь на способности разума. Несмотря на то что мы сознаем пределы, полагаемые врожденной слабостью человеческого разума, это стремление следует поддерживать и укреплять. Ибо философские размышления, являясь поисками истины в естественной сфере, всегда - по крайней мере, "имплицитно" - открыты для сверхъестественной реальности.

Более того, и в том случае, когда богословие использует понятия и аргументы философии, следует сохранить требование правильно понимаемой автономности мышления. Рассуждения, которые ведутся в соответствии со строгими рациональными критериями, гарантируют получение результатов, которые везде будут признаны истинными. И в этом случае подтверждается принцип, что благодать не упраздняет природу, но совершенствует ее: согласие веры, объемлющее разум и волю, не разрушает, но совершенствует способность самостоятельного мышления каждого верующего человека, принимающего богооткровенные истины.

От этого требования, соответствующего природе человека, существенно отступает теория так называемой "независимой" философии, которую исповедуют многие современные философы. Она не провозглашает справедливую автономию философских рассуждений, а скорее, требует признания самодостаточности мышления, что, естественно, ничем не обосновано, ибо отказ от сокровищ истины, проистекающих из Божественного Откровения, означает закрытие доступа к глубинному познанию истины, что наносит вред самой философии.

76. Другим типом философских размышлений является философия, которую многие называют христианской. Этот термин сам по себе обоснован, но его не следует понимать превратно: он не должен наводить на мысль, что существует какая-то официальная философия Церкви, ибо вера как таковая не является философией. Скорее, он обозначает христианские философские размышления, умозрительные рассуждения, которые возникли в живой связи с верой. Следовательно, здесь не имеется в виду только философия, созданная христианскими философами, которые в своих поисках не хотели вступать в противоречие с верой. Говоря о христианской философии, мы имеем в виду все важнейшие направления философской мысли, которые не возникли бы без прямого или косвенного вклада христианской веры.

Итак, можно говорить о двух аспектах христианской философии, из которых один является субъективным и заключается в очищении разума верой. Являясь богословской добродетелью, вера освобождает разум от самонадеянности - типичного искушения, которому легко поддаются философы. Ее осуждали еще апостол Павел и Отцы Церкви, а в более близкое к нам время - такие философы, как Паскаль и Киркегор. Благодаря смирению, философ находит в себе смелость рассматривать проблемы, которые ему было бы трудно решить, если бы он не учитывал знаний, полученных из Откровения. Примерами могут служить: проблема зла и страдания, персонификация Бога, вопрос о смысле жизни, а более непосредственно - радикальный метафизический вопрос: "Почему нечто существует?".

Есть также объективный аспект, касающийся содержания философии: Откровение являет определенные истины, которые разум, быть может, никогда бы не открыл, если бы рассчитывал только на собственные силы, хотя они и доступны его естественному познанию. К этой сфере относится понятие личностного и свободного Бога-Творца, которое сыграло столь значительную роль в развитии философской мысли, и прежде всего, философии бытия. Сюда также относится реальность греха, так, как она представлена в свете веры, которая помогает правильно описать в философских категориях проблему зла. Концепция личности как духовной сущности тоже является особенной заслугой веры; не будем забывать и о том, что христианское учение о достоинстве, равенстве и свободе людей, несомненно, повлияло на современные философские размышления. В более близкое нам время можно отметить открытие значимости для философии того исторического события, которое является кульминацией христианского Откровения. Не случайно в истории философии оно рассматривается как ключевой факт, который открывает новую главу в поисках истины человеком.

Объективным элементом христианской философии является также необходимость изучить рациональность некоторых истин Священного Писания, таких как возможность сверхъестественного призвания человека или первородный грех. Эти начинания вынуждают разум признать, что существует истина и рациональная действительность далеко за пределами тех узких рамок, которыми он был склонен себя ограничить. Проблематика такого рода существенно расширяет область рациональных размышлений.

Рассматривая эти вопросы, философы не стали богословами, ибо не стремились к пониманию и объяснению истин веры в свете Откровения. Они продолжали работать в своей области, используя собственные, чисто рациональные методы, но одновременно расширяли территорию своих поисков за счет новых областей истины. Можно сказать, что без стимулирующего влияния слова Божьего не появилась бы большая часть философии нового времени и ХХ века. Этот факт сохраняет свое значение, даже несмотря на то что многие мыслители последних столетий, к сожалению, отошли от христианской ортодоксии.

77. С другим важным типом философских размышлений мы сталкиваемся тогда, когда само богословие обращается к философии. В действительности богословие всегда нуждалось и нуждается до сих пор в помощи философии. Поскольку богословие создано критическим разумом, направляемым светом веры, основой и непременным условием всех его исканий является разум, надлежащим образом ознакомленный с философскими понятиями и аргументами. Кроме того, философия необходима богословию, чтобы вести с ней диалог с целью выяснения, являются ли богословские утверждения понятными и универсально истинными. Не случайно Отцы Церкви и средневековые богословы использовали нехристианские философии, чтобы доверить им разъяснительную функцию. Этот исторический факт подчеркивает значение автономности, которую сохраняет также этот третий тип философских размышлений, но одновременно указывает на необходимые и глубокие преобразования, которым философия должна подвергнуться.

Именно по причине этой необходимой и значительной помощи уже в эпоху Отцов Церкви философию называли служанкой богословия (ancilla theologiae). Это определение не означало, что философия безвольно подчиняется богословию или играет по отношению к нему чисто функциональную роль. Скорее всего, его понимали в том смысле, в каком Аристотель называл экспериментальные науки "служанками первой философии". Хотя в наши дни было бы трудно использовать это определение из-за упомянутого выше принципа автономии, его успешно использовали на протяжении веков, чтобы указать на необходимость связи между этими двумя областями знаний и на невозможность их разделения.

Если богослов не хочет использовать философию, возникает опасность, что он будет бессознательно создавать собственную философию и замкнется в структурах мышления, которые мало подходят для постижения веры. Если бы философ, со своей стороны, отказался от всех связей с богословием, он вынужден был бы постулировать истины христианской веры как самостоятельные принципы, что и приходилось делать некоторым философам нового времени. В обоих случаях возникает опасность уничтожения основ автономии, которую справедливо пытается сохранить любая наука.

Рассматриваемая здесь разновидность философии, в связи с ее влиянием на понимание Откровения, вместе с богословием должна строго подчиняться суждениям и авторитету Учительства Церкви, как было показано выше. Истины веры выдвигают определенные требования, которые философия должна соблюдать, если желает поддерживать связь с богословием.

78. В свете этих рассуждений легко понять, почему Учительство Церкви неоднократно превозносило достоинства идей св. Фомы и указывало на него как на лучшего, образцового богослова. Оно не хотело таким образом выражать свое отношение к чисто философским вопросам или требовать принятия определенных взглядов. Цель Учительства по-прежнему заключается в том, чтобы представить св. Фому как образец для всех людей, ищущих истину. В его рассуждениях требования разума и сила веры соединились в наиболее возвышенном синтезе, который когда-либо создавала человеческая мысль, ибо он умел решительно защищать новые истины, явленные в Откровении, никогда не нарушая принципов, которыми руководствуется разум.

79. Развивая положения, содержащиеся в предшествующих высказываниях Учительства Церкви, я намерен в последней части настоящей энциклики указать некоторые требования, которые богословие и, прежде всего, слово Божие, предъявляют в наши дни философской мысли и современным философам. Как я уже подчеркивал, философ должен следовать собственным правилам и опираться на свои принципы, но истина может быть только одна. Истины Откровения не могут приуменьшать открытий разума и его справедливой автономии; но, в свою очередь, разум никогда не должен терять способность размышлять о себе самом и задавать вопросы, сознавая, что он не может придать себе абсолютный и исключительный статус. Богооткровенная истина, являя тайну бытия во всем свете, который исходит от Самого Творца, дающего жизнь, должна осветить путь философских размышлений. Следовательно, христианское Откровение становится связующим элементом и местом встречи философской и богословской мысли в их взаимной соотнесенности. Хочется пожелать, чтобы богословы и философы подчинялись лишь авторитету истины, чтобы создать философию, созвучную слову Божьему. Такая философия станет местом встречи культуры и христианской веры, основой для взаимопонимания верующих и неверующих. Она сможет помочь верующим осознать глубину и подлинность веры, когда ей сопутствуют размышления и она не отказывается от них. Это убеждение подтверждают также Отцы Церкви: "Вера сама по себе является ничем иным, как согласием разума. (...) Размышляет всякий, кто верует - и, веруя, размышляет, и, размышляя, верует. (...) Если вера не является предметом размышлений, то ее вовсе не существует" (95). А также: "Если нет согласия разума, то нет и веры, ибо без согласия разума невозможно во что-либо верить" (96).



Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."