СОДЕРЖАНИЕ

1. О том, как Антоний, по занятии Иерусалима Соссием и Иродом, велел в Антиохии отрубить Антигону голову и как Ирод приказал казнить сорок пять друзей Антигона, знатных иерусалимских граждан, и предал город разграблению.

2. О том, как Гиркан, прежний правитель и первосвященник иудейский, был отпущен на волю парфянским царем и вернулся к Ироду.

3. О том, как Ирод назначил шурина своего Аристовула первосвященником и немного спустя велел его умертвить.

4. О том, как Клеопатра, домогавшаяся власти над иудеями и арабами, добилась от Антония части областей их.

5. О прибытии Клеопатры в Иудею.

6. О войне, предпринятой Иродом против Арета как раз в то самое время, как Антоний потерпел при Акциуме поражение от Цезаря.

7. О происшедшем в Иудее землетрясении, погубившем много людей и животных.

8. Речь Ирода к иудеям, потерявшим при таких напастях и ударах судьбы все свое мужество.

9. О том, как Ирод, отправляясь к победителю - Цезарю, велел умертвить Гиркана, как он получил от Цезаря царское достоинство и сопровождал Цезаря в Египет.

10. О том, с каким почетом Цезарь относился к Ироду, пока они не приехали в Александрию.

11. Как затем, по возвращении из Египта, Ирод поддался наветам и дал склонить себя к умерщвлению Мариамны.

12. О постигшей Иудею и Сирию голодовке и о заботливости Ирода о стране и об ее населении.

13. О построении греческих городов, богато украшаемых царем Иродом.

14. О том, как Ирод распорядился снести старый храм иудейский, простоявший шестьсот лет, и соорудил вместо него новый, вдвое больший.

Содержание книги обнимает восемнадцатилетний период.


1. О том, как Соссий и Ирод силой взяли Иерусалим и при этом полонили Антигона, нами было рассказано в предшествующей [137] книге. Теперь нам придется говорить о событиях, находящихся в связи с предыдущими.

После того как Ирод подчинил себе всю Иудею, он удостоил высокого почета всех тех, кто поддерживал его, пока он еще не достиг власти; всех же приверженцев своих противников он постоянно и непрерывно преследовал, и не проходило дня, чтобы он не подвергал их мучениям. Особенного же почета с его стороны удостаивались фарисей Поллион и ученик последнего, Самея, потому что эти люди советовали своим согражданам во время осады Иерусалима принять к себе Ирода. Теперь они получали за это заслуженную награду. Этот же самый Самея некогда предсказал Гиркану и судьям, когда они судили Ирода в преступлении, за которое полагалась смертная казнь, что, если они оправдают Ирода, последний всех их умертвит. Это предсказание, по воле Господа Бога, впоследствии действительно оправдалось.

2. Теперь же, овладев Иерусалимом, Ирод стал собирать все царские драгоценности. При этом он не стеснялся грабить лиц состоятельных. Набрав таким образом множество серебра и золота, он одарил всем этим Антония и его друзей. Вместе с тем он распорядился умертвить сорок пять главных приверженцев Антигона и велел поставить к городским воротам стражу с приказом следить за тем, чтобы из города не было унесено имущество казненных. При этом убитые подвергались тщательному обыску и все серебро и золото, равно как все находившиеся при них драгоценности, передавались царю. Вообще делались всякие безобразия ввиду того, что царь отличался отчасти большой любостяжательностью, отчасти очень нуждался в деньгах, потому что ввиду субботнего года земля оставалась совершенно невозделанной. Именно теперь наступил субботний год, когда нам запрещено сеять.

Между тем взявший в плен Антигона и державший его в оковах Антоний рассчитывал сохранить его для своего триумфа. Когда же он узнал, что народ волнуется и относится с расположением к Антигону, ненавидя Ирода, он решил отрубить Антигону голову в Антиохии, ибо иначе нельзя было никак успокоить иудеев. Подтверждение моим словам находится у каппадокийца Страбона, который говорит (по этому поводу) следующее:

«Привезя иудея Антигона в Антиохию, Антоний отрубил [138] ему там голову. Он был первым римлянином, который велел таким образом казнить царственное лицо; по его мнению, иначе нельзя было заставить иудеев признать вместо него вновь провозглашенного царем Ирода, потому что даже пытки не могли побудить иудеев называть последнего царем. Так высоко было их мнение о прежнем царе. Антоний при этом полагал, что бесславная смерть царя заставит забыть иудеев о нем, а с другой стороны, ослабит ненависть их к Ироду». Таково свидетельство Страбона.


<< Назад | Содержание | Вперед >>