СОДЕРЖАНИЕ

1. О том, как после смерти Иуды брат его Ионаф принял начальство.

2. Как он, ведя войну с Вакхидом, заставил последнего вступить в соглашение и вернуться обратно.

3. О походе Александра, сына Антиоха Епифана, в Сирию (Иудею) и о борьбе его с Димитрием.

4. О том, как Димитрий отправил к Ионафу посольство, заключил союз с ним, и о том, какие подарки поднес он ему и нашему народу.

5. О том, как Александр, при известии об этом, превзошел Димитрия щедростью, назначил Ионафа первосвященником и таким образом снискал его расположение.

6. О дружбе Онии с Птолемеем Филометором и о том, как последний воздвиг по образцу иерусалимского храма так называемый храм Онии.

7. Александр осыпает Ионафа, после смерти Димитрия, величайшими почестями.

8. О том, как сын Димитрия, Димитрий же, переправился с Крита в Сирию, как он победил Александра на войне, стал царем и заключил дружбу с Ионафом.

9. О том, как Трифон Апомейский победил Димитрия на поле брани, передал Антиоху, сыну Александра, царскую власть и принял в союзники Ионафа.

10. О том, как Трифон, после взятия Димитрия в плен парфянами, нарушил союз с Ионафом и, захватив его хитростью, велел убить, и о том, как он начал войну со своим братом Симоном.

11. О признании народом иудейским Симона, брата Ионафа, военачальником и об избрании Симона в первосвященники.

12. О том, как Симон в Доре осаждал Трифона, после того как заключил союз с братом Димитрия, Антиохом Благочестивым.

13. О том, как после убиения Трифона Антиох предпринял войну против Симона и как последний победил его военачальника Кендевея и изгнал его из Иудеи.

14. О том, как Симон был коварно убит во время пира своим зятем Птолемеем, и о том, как Птолемей, удалив в темницу жену и детей Симона, пытался добиться власти.

15. О том, как младший сын Симона, Гиркан, предупредив Птолемея, сам завладел браздами правления и долго осаждал Птолемея в крепости Дагоне.

16. О том, как Антиох Благочестивый пошел войной на Гиркана, расположился [7] лагерем перед городом Иерусалимом и лишь после того снял осаду, как Гиркан выплатил ему триста талантов и принял его в число своих союзников и друзей.

17. О походе Гиркана на Сирию после того, как Антиох умер в Мидии, и о взятии им силой множества городов.

18. О дружбе между Гирканом и Александром Зебиною.

19. О том, как Антиох был разбит Кизиком, который оказал помощь осажденным Гирканом самарянам, и как он должен был покинуть Иудею вследствие прибытия сыновей Гиркана.

20. О воцарении Аристовула, лишь только он достиг власти.

21. О том, как после смерти Аристовула его брат Александр, преемник его по престолу, предпринял поход на Сирию, Финикию и Аравию и овладел множеством городов.

22. О победоносном походе Птолемея Лафура на Александра.

23. О том, как Димитрий Евкер повел свое войско против Александра и победил его.

24. О походе Антиоха Диониса на Иудею и об одержанной им победе.

25. О том, как после смерти Александра его жена Александра в течение девяти лет правила мирно и славно и затем скончалась.

Содержание книги обнимает период в восемьдесят два года.

 

1. В предшествующей книге мы рассказали, каким образом народ иудейский, угнетенный македонянами, вновь снискал себе свободу, и после скольких и каких ужасных битв пал его предводитель Иуда в бою за народ свой.

После смерти Иуды все находившиеся еще в стране безбожники и законоотступники восстали против иудеев и со всех сторон стали наглым образом обижать последних. Благодаря гнусности этих людей страну постиг голод, так что многие из евреев вследствие недостатка во всем необходимом и вследствие невозможности противостоять еще, кроме этой беды, другой, именно козням врагов, перешли на сторону македонян. Между тем Вакхид собрал всех тех, которые изменили древним своим обычаям и примкнули к новому (языческому) строю жизни, и поручил им управление страной. Тогда эти люди (немедленно) схватили друзей и приверженцев Иуды и выдали их Вакхиду. Этот, в свою очередь, подверг их первоначально пыткам, а затем, вдоволь помучивши их, приказал их умертвить. Таким образом, иудеев постигло такое несчастье, какого они не испытывали со времени исхода из Вавилона, и когда оставшиеся в живых товарищи Иуды увидели столь жалко гибнущий народ, они обратились [8] к брату Иуды Ионафу с просьбой пойти по следам своего брата, принять на себя заботу о своих единоплеменниках, подобно Иуде, который пал за свободу народа, и не допустить, чтобы народ, оставаясь без руководителя, погиб при таких ужасных условиях. Ионаф отвечал, что он охотно готов умереть за них, и так как, по всеобщему мнению, он ни в чем не уступал своему брату, он был избран военачальником иудейским.

2. Когда Вакхид узнал об этом, то испугался, как бы Ионаф не доставил разных хлопот царю и македонянам, как то было некогда с Иудой, и стал искать способа хитростью умертвить его. Однако это решение Вакхида не осталось скрытым ни от Ионафа, ни от его брата Симона. Когда они были поставлены об этом в известность, то наскоро собрали всех своих товарищей и бежали в ближайшую к городу пустыню и, прибыв к находившемуся там водоему, так называемому Асфару, остановились тут. Узнав об их уходе и о прибытии их в указанное место, Вакхид двинулся против них со всем своим войском и, расположившись лагерем на противоположной стороне Иордана, остановил тут свою рать. Узнав о выступлении Вакхида, Ионаф отправил своего брата Иоанна, называвшегося также Гаддисом, к наватейским арабам, с которыми евреи были в дружбе, для того чтобы укрыть у них на время войны с Вакхидом всю свою движимость. Однако на выехавшего к наватейцам Иоанна напали засевшие в засаде у города Мидавы потомки Амарея, схватили Иоанна и его спутников, отняли у них все их имущество и умертвили как самого Иоанна, так и всех его товарищей. Однако за это они, в свою очередь, должны были поплатиться и были наказаны братьями Иоанна, как мы сейчас расскажем.

3. Тем временем Вакхид узнал, что Ионаф расположился лагерем в низинах Иорданских, выждал субботу и напал на него в расчете, что Ионаф в этот день сообразно своему закону сражаться не станет. Однако тот стал увещевать своих товарищей и указал им на то обстоятельство, что теперь идет вопрос об их жизни и смерти, так как они настолько замкнуты между рекой и неприятелями, что нет никакой возможности спастись бегством (враги наступали спереди, а с тылу у них была река), и, обратясь к Предвечному с мольбой даровать [9] победу, вышел на битву с неприятелями. Повергнув многих из них, Ионаф увидел, что (сам) Вакхид смело устремляется на него, и потому поднял уже руку, чтобы сразить его. Однако последний предвидел это и успел уклониться, - тогда Ионаф бросился с товарищами в реку и переплыл ее. Таким образом иудеи спаслись на противоположный берег Иордана, тогда как враги все еще не решались переправиться через реку. Вскоре затем Вакхид вернулся в иерусалимскую крепость. При этом он потерял из своего войска около двух тысяч человек[1]. Заняв затем множество иудейских городов, и в том числе Иерихон, Еммаус, Вефор, Вифил, Фомнафу, Фарафон, Тахою и Газару, он стал укреплять их. Воздвигнув в каждом из этих городов башни и окружив города огромными прочными стенами, он разместил тут гарнизоны, которые могли бы выступать отсюда и наносить вред иудеям. Особенно же тщательно он укрепил замок иерусалимский. Вместе с тем он взял в качестве заложников детей самых выдающихся иудеев, запер их в крепости и содержал их там.

4. Около этого времени к Ионафу и брату его Симону явился человек с извещением, что племя потомков Амарея готовится отпраздновать свадьбу и поведет невесту, дочь одного из знатных арабов, с большим торжеством и блеском из города Гавафы. Полагая, что тут представляется весьма удобный случай для того, чтобы отмстить за смерть Иоанна, товарищи Ионафа и Симона направились к Мидаве и, засев в горах, стали поджидать врагов. Когда же они увидели наконец арабов, ведших невесту и жениха, окруженных, по обыкновению, большой толпой друзей, иудеи выскочили из своей засады, перебили всех людей и, забрав у них все свадебные подарки и всю остальную добычу, вернулись обратно. Таким образом отомстили они потомкам Амарея за смерть брата своего Иоанна; все арабы, как сами они, так и сопровождавшие их друзья с женами и детьми, числом до четырехсот, были истреблены.

5. Симон и Ионаф направились затем назад к приречным болотам, Вакхид же, гарантировав себе спокойствие по всей Иудее путем целого ряда гарнизонов, вернулся к царю. После этого в течение двух лет в Иудее господствовало спокойствие. Когда же затем перебежчики и отщепенцы (из иудеев) увидели, что Ионаф и его товарищи совершенно безбоязненно [10] проживают в стране вследствие царившего там мира, они отправили послов к царю Димитрию с советом послать Вакхида для поимки Ионафа. При этом они указывали на то, что эта поимка не представит никаких затруднений и что если напасть на иудеев врасплох, то в одну ночь их можно перебить всех. Когда вследствие этого царь (действительно) выслал Вакхида и последний прибыл в Иудею, Вакхид разослал всем своим иудейским друзьям и прочим союзникам приглашение помочь ему при поимке Ионафа. Но хотя все и приложили всевозможные к тому старания и все-таки не могли захватить Ионафа (последний был все время настороже, потому что узнал о замысле врагов), то Вакхид рассердился на перебежчиков и, полагая, что они обманули как его самого, так и царя, приказал схватить и казнить пятьдесят главнейших из них. Ионаф между тем, боясь Вакхида, ушел со своим братом и с товарищами в некую деревушку Вифалагу, находившуюся в пустыне. Тут он соорудил укрепления, обнес их стенами и замкнулся в них как в безопасном убежище. Когда Вакхид узнал об этом, то двинулся со своим войском и иудейскими союзниками своими против Ионафа, подошел к его укреплениям и стал осаждать их в течение долгого времени. Между тем Ионаф, несмотря на усердную осаду, не поддавался, но выказал упорное сопротивление, а затем оставил в городе брата своего Симона для продолжения борьбы с Вакхидом, а сам тайком выбрался из крепости и отправился по стране; тут он собрал значительный отряд единомышленников, ночью нагрянул на лагерь Вакхида и перебил такое множество врагов, что его нападение не осталось незамеченным для брата его Симона. Лишь только последний заметил, что враги подвергаются избиению с его стороны, он и сам двинулся на них, поджег все осадные орудия македонян и учинил среди них страшную резню.

Увидя себя столь стесненным врагами, из которых одни налегали на него с фронта, другие с тыла, Вакхид впал в отчаяние, и страх обуял его, потому что он был совершенно подавлен столь неожиданным исходом осады. Гнев свой он сорвал на перебежчиках, которые сманили его от царя и, по его мнению, нарочно ввели в заблуждение. Теперь ему хотелось лишь как-нибудь по возможности приличнее прекратить осаду и вернуться домой.
[11]

6. Когда Ионаф узнал об этом его намерении, он отправил к нему посольство с предложением заключить дружественный союз с условием, чтобы обе стороны могли обменяться военнопленными. Вакхид признал такое разрешение вопроса наиболее приличным, поклялся Ионафу в дружбе, и затем оба полководца дали друг другу клятвенное обещание более не воевать между собой. Затем Вакхид обменялся с Ионафом военнопленными и вернулся со своими людьми в Антиохию к царю, после этого отступления он уже более никогда не вторгался в Иудею. Ионаф воспользовался наступившим теперь моментом личной безопасности, чтобы расположиться на жительство в городе Махме. Тут он творил суд среди народа, наказывал преступных и безбожных людей и освобождал таким образом от них народ свой[2].


[1] По данным Св. Писания (I кн. Макк. IX, 49), Вакхид потерял лишь тысячу человек.

[2] Ср.: I кн. Макк. IX, 22-73.


| Содержание | Вперед >>