Блаженный Иероним родился в Далмации, в городе Стридоне, около 344 года. Отец его Евсевий был человеком состоятельным и знатным. По-видимому, мать блаженного умерла рано. Семья его была христианской, однако по традиции того времени он не был сразу крещен. И все же добрые детские воспоминания дали плоды в свое время.

По окончании домашнего образования Иероним отправляется в Рим «слушать все гуманные науки, какими владело тогдашнее знание». Удивительно то, что родители без боязни отдавали своих детей учиться у языческих наставников, не опасаясь за чистоту их христианских убеждений. Дети же, обучаясь наукам и находясь под влиянием языческой книжности, казалось бы, неблагоприятной для христианства, оставались верны своим убеждениям. Сам Иероним объяснял это добрым домашним воспитанием.

Римское красноречие утратило к тому времени свою силу, а точнее - выродилось [5] в словопрение. Судебное ораторство в своих произведениях Иероним будет противопоставлять витийству Христову. Однако изучение риторики и диалектики окажет свое влияние на творчество Иеронима, и особенно в ранних его произведениях будет заметен критикуемый им самим стиль.

Неизгладимый след оставят в душе святого изучение и древних философов - Цицерона, Платона, Диогена, Аристотеля, Порфирия, и художественные произведения, в частности Персея, Вергилия и Горация. Он будет цитировать их в подтверждение собственных мыслей и даже в толковании Священного Писания. За эту черту еще при жизни блаженный Иероним выслушает множество нареканий, но так и не отвыкнет от нее до конца. С юности Иероним начинает собирать свою библиотеку.

Под влиянием Рима произошло и нравственное падение Иеронима, столь легкое для юноши, попавшего под обаяние роскоши и пиршеств, которыми тогда еще упивался полуязыческий Рим. Пылкий и увлекающийся, он был, по-видимому, захвачен бурей страстей и получил такой опыт, который оплакивал в течение всей своей жизни. Вплоть до того, что, по собственному свидетельству, будучи уже отшельником, покидал свою келию, как свидетельницу помыслов, и скитался по пустыни, стыдясь себя самого.

Но как это бывает с горячими и впечатлительными натурами, Иероним также решительно изменил свою жизнь, начав с того, что принял крещение. Надо сказать, что тут он также поступил нетрадиционно: те, кто откладывал [6] крещение, обычно откладывали его до более зрелого или даже до старческого возраста. Иероним крестился после двадцати лет (около 364 года), когда сам называл себя еще юношей. Посещая римские подземные церкви и гробницы мучеников, Иероним проникался совсем другим духом, противоречащим Риму, который лежал над ними. Пришедшее на смену чувство раскаяния и сожаления навсегда овладело им, и он с особым вдохновением воспевал хранение девства и целомудрие.

Окончив образование в Риме, вместе со своим другом Бонозом Иероним предпринял путешествие в Галлию, на пути остановившись в Аквилее. Там они уже больше посещают не школы, а монастыри в поисках скорее нравственного образования, нежели светского. В Аквилеи он нашел множество достойных людей, среди которых можно назвать пресвитера Хромация, его брата диакона Евсевия, Илиодора, Непоциана. С ними Иероним впоследствии состоял в переписке. Здесь же он встретил Руфина, который сначала стал для него любимейшим другом, а спустя некоторое время непримиримым врагом. Но в то время они еще вместе изучали христианское богословие, ездили в Конкордию, где под влиянием старца Павла много читали Тертуллиана. У последнего Иероним заимствовал некоторые воззрения, свойственные Африканской Церкви, и суровое учение о девстве, к которому так благоговел.

Вместе с Бонозом Иероним достигает Галлии, занимаясь учеными изысканиями, но и обращаясь к религиозному общению. Теперь он постепенно проникается мыслью об уединенной [7] аскетической жизни - о монашестве, вспоминая своих аквилейских знакомых как общество блаженных и мечтая подвизаться среди них. На берегах Рейна он дает обет посвятить себя Богу. С этим желанием он возвращается в Аквилею. Но семейные дела вызывают его на родину, в Стридон. В первую очередь это слухи о дурном поведении сестры, в котором Иероним впоследствии винит Стридонского епископа Люпицина, оставившего паству без должного надзора, и тетку Касторину, с которой жестоко рассорился по этому поводу. Здесь Иероним неожиданно для себя понимает, что ему не стоит избирать Аквилею местом пребывания и что монаху следует держаться подальше от городов и родственных связей. Отзвуки этих переживаний и открытий находим, в частности, в письмах к Павлу и к Люцинию, где Иероним спешит поделиться накопленным монашеским опытом.

В 372 году вместе с пресвитером Евагрием он отправляется на Восток, посещая Фракию, Понт, Галатию, Каппадокию и Киликию. Достигает Сирии. На пути его постигает тяжелая болезнь, и он остается в Антиохии, в доме Евагрия. Здесь он занимается списыванием книг, пополняя свою библиотеку, с которой не мог расстаться. Здесь же он пишет первую книгу, пытаясь толковать Священное Писание (Книгу пророка Авдия), которую он впоследствии называл юношескими упражнениями, а не книгой.

Спустя два года Иероним наконец удаляется в пустыню Халкидонскую, о которой блаженный Феодорит писал, что она была наполнена [8] «бесчисленным множеством иноков, которые в телах, подверженных немощам природы, жили как бесстрастные». Занимаясь богомыслием, чтением книг и молитвой, Иероним и теперь, как впоследствии, не чуждается телесного труда. Будучи ученым монахом, он тем не менее считает физический труд должным и необходимым для монашеской жизни, о чем также упомянет в личной переписке.

Руфин тоже отправился на Восток с блаженной Меланией, матерью Августина, которая к тому моменту овдовела и потеряла двоих детей. Узнав, что Руфин находится в Александрии, Иероним пишет ему письма, полные преданности и любви. Но не только Руфину пишет подвижник. Из пустыни Халкидонской блаженный Иероним старался поддерживать общение со всеми близкими людьми и, конечно, призывал к аскетическим подвигам.

Находясь в борьбе с нечистыми помыслами и не испытывая от них послабления, Иероним прибавляет к своим трудам изучение еврейского языка. Он поставил себе цель не только изучить его для чтения Священного Писания, но также усвоить его в совершенстве, вместе с идиомами и поговорками. Однако несколько раз отчаявшись в этом деле и начав сначала, он достиг некоторых успехов и добавил к изучению халдейский. В этих его опытах появляется и иная цель: послужить Церкви, истолковывая Священное Писание.

Тогда же и другое искушение владело Иеронимом - пристрастие к языческим авторам. Постясь и молясь, он нередко открывал книги своей библиотеки, получая удовольствие [9] от изящной словесности греческих и римских классиков. Сознавая противоречие в себе, он не мог сам отрешиться от него, пока наконец не был удостоен Божественного вмешательства, о котором мы знаем по его собственному свидетельству. Во время Четыредесятницы им овладела горячка и он находился при смерти. Окружающие уже было готовились похоронить его. Тогда он был представлен пред лицем Судии, окруженного таким светом и величием, что Иероним пал на землю. На вопрос, какого он исповедования, Иероним отвечал: христианин. Но услышал от Бога: ты обманываешься, ты цицеронист, а не христианин, ибо творения Цицерона совершенно овладели твоим сердцем! Тогда Иероним дал обет Богу не читать больше языческих книг. И очнувшись в потрясенном состоянии, обилием слез убедил всех вокруг в истинности видения.

Однако, отрекшись от сердечного услаждения в этих книгах, он впоследствии стал опять цитировать их, за что подвергся обвинениям в клятвопреступлении со стороны Руфина, когда тот ополчился на него. Но Иероним не изменил своему обету: от этого увлечения он отрекся навсегда. Целью подобного цитирования было свидетельствование христианской веры на языке, доступном миру. Отвечая на подобные обвинения, Иероним замечает, что и в Апостоле есть стихи Менандра[1] и народные поговорки.

В силу сложившихся обстоятельств, блаженный Иероним не смог долго оставаться в возлюбленном [10] уединении. В Антиохии в начале шестидесятых годов IV столетия появились одновременно два епископа - Мелетий и Павлин. Избранный в 358 году с согласия православных и ариан, так как те и другие считали его своим сторонником, Мелетий в действительности оправдал надежды православных. Но ввиду того, что он был избран не без содействия ариан, православные ревнители, с любовью чтившие память великого иерарха Антиохийской Церкви Евстафия, несправедливо низложенного по проискам ариан, отделились от Мелетия во главе с пресвитером Павлином, который в 362 году был возведен в сан епископа. Положение дела осложнилось, когда в 376 году в ту же Антиохию был поставлен третий епископ Виталий. Раздоры между партиями усиливались еще богословскими спорами, сосредоточенными на вопросе о достоинстве и равночестности Лиц Пресвятой Троицы. Эти распри проникли и в соседнюю Халкидонскую пустыню, где подвизался блаженный Иероним. В письме к папе Дамасу он сетует на нарушение пустынного уединения, вызванного указанными причинами, и просит указать, как ему вести себя в сложившейся ситуации. Чем далее шло время, тем более усиливались раздоры в Антиохии, а вместе с этим увеличивалось и беспокойство, причиняемое блаженному Иерониму. Вскоре Иероним удалился из пустыни в Антиохию, вероятно, к своему другу Евагрию. В Антиохии он присоединился к общине Павлина; последний и рукоположил его во пресвитера. [11]

Но и здесь он пробыл недолго; привлекаемый славой о Григории Назианзине как церковном учителе, блаженный Иероним отправился в Константинополь, епископом которого в это время и был святой Григорий. Впоследствии блаженный Иероним не раз вспоминал, как много он обязан святому Григорию, руководившему им в изучении Писания. Здесь же, в Константинополе, Иероним встретился с христианским богословом-философом Григорием Нисским, который читал ему свое только что написанное сочинение против еретика Евномия, погрешавшего против православного учения о Святой Троице.

В конце 381 года папа Дамас вызвал Иеронима в Рим на Собор по делам злополучного раскола в Антиохийской Церкви. В Риме блаженный Иероним тотчас же получил должность секретаря у папы и Собора. Отцами Собора блаженному Иерониму, между прочим, поручено было изложить исповедание веры, направленное против еретического заблуждения Аполлинария.

В начале своего пребывания в Риме блаженный Иероним за аскетический образ жизни, за ученость и красноречие пользовался всеобщим уважением и широкой известностью. Ему всячески пророчили быть преемником папы Дамаса на Римской кафедре. Но спустя недолгое время Иероним стал предметом ожесточенной ненависти. Будучи смелым и искренним проповедником, он, как водится, легко нажил себе врагов. Собственные ошибки юности заставляли его быть непримиримым борцом со всякого рода светскими удовольствиями и поблажками. [12] Он обличал как мирян, так и клириков, а они подчас не останавливались перед клеветой, пытаясь заглушить проповедь, звучащую из его уст. Недовольство вызывала положительная оценка, данная Иеронимом трудам Оригена, который был признан еретиком. Иероним же объяснял, что переводит и использует ту часть творчества Оригена, которая не содержит вероучительных ошибок и, напротив, имеет большую духовную ценность. Враждебность особенно усилилась после его письма к Евстохии о хранении девства. Письмо это как раз обличало нравы римского общества, не исключая пороков духовного сословия. Некоторые [13] выражения этого письма вызвали негодование у Руфина. В частности, ему не нравилось выражение «теща Христова» в отношении к матери девушки, посвятившей себя Христу.

Однако и в Риме у блаженного были свои почитатели и друзья: Паммахий и товарищ блаженного Иеронима по школе Океан, впоследствии друг блаженного Августина, пресвитер Домнион, а также знатные (и благочестивые) женщины: Мелания, Альбина и ее дочь Марцелла, Лея, Азелла, а также Павла и ее дочери - Блезилла, Евстохия, Павлина и Руфина, которые впоследствии сыграли не последнюю роль в судьбе подвижника.

По поручению папы Дамаса с 383 года Иероним занимается исправлением книг Священного Писания, в первую очередь Нового [14] Завета. Была введена в богослужебную практику исправленная Иеронимом Псалтирь. Правка Иеронима вызвала также немалую бурю толков и негодования, что, конечно же, способствовало тому, что блаженному вновь пришлось сменить место пребывания. В 384 году умер папа Дамас, и после своего трехлетнего пребывания в Риме Иероним удалился из него вместе со своим родным братом Павлинианом и с пресвитером Винцетием.

Блаженный Иероним намеревался совершить паломничество на Святую Землю. В Антиохии к блаженному Иерониму присоединились Павла и Евстохия, порвавшие все связи с родным Римом ради благочестия. Эти две родственные Иерониму души остались с ним до конца; ему было суждено пережить и Павлу, и Евстохию.

Обойдя многочисленные святые места Палестины, они наконец остались в Вифлееме осенью 386 года. Вифлеем стал последним земным пристанищем блаженного Иеронима. Здесь он обрел некий покой в монашеской келии, что поспособствовало расцвету его литературного творчества, здесь он и окончил свои дни.

Павла на свои средства построила два монастыря - женский и мужской; в последнем настоятелем стал блаженный Иероним. Позже она построила еще два женских монастыря, странноприимный дом, где при посещениях Вифлеема находили бесплатный приют паломники, в большом количестве приезжавшие на Святую Землю. Странноприимный дом был открыт для всех паломников, исключая еретиков. Когда богатые личные средства Павлы были издержаны, [15] блаженный Иероним отправил в Далмацию своего брата Павлиниана с поручением продать его личное наследство. Позже в Вифлееме поселилась младшая Павла, внучка Павлы-старшей, с дочерью Меланией.

Сам блаженный жил в пещере, находившейся по соседству с пещерой Рождества Христова. Пищей ему служил хлеб со съедобными травами, а питьем - вода, да и эту скудную пищу блаженный подвижник в постные дни вкушал лишь на закате солнца. Он руководил иноками своего монастыря, наставлял в благочестивых упражнениях Павлу и Евстохию и отвечал на множество вопросов о различных местах Священного Писания. Часть трудового дня блаженный Иероним отводил на преподавание мальчикам, продолжал заниматься еврейским языком. Уделял немалое время переписке, а отдыху, напротив, - ничтожно мало. Здесь блаженный Иероним продолжал собирать свою библиотеку главным образом из трудов Оригена, Дидима, Иринея и Евсевия Кесарийского. Он просил высылать ему книги и называл это лучшим подарком.

В Вифлееме блаженный Иероним окончил исправление «италийского текста» книг Ветхого Завета, причем эту работу он опять начал с Псалтири, которую он исправил по наработкам Оригена. Эта Псалтирь известна под именем «Галльской Псалтири», потому что вошла в употребление прежде всего в Галльской Церкви и потом была принята во всей Западной Церкви. Будучи знатоком еврейского, халдейского и греческого языков, блаженный Иероним самостоятельно перевел на латинский [16] все священные книги Ветхого Завета. Впоследствии его перевод вошел во всеобщее употребление в Латинской Церкви, а с XIII века сделался известным под именем Вульгаты, то есть перевода, распространенного среди всего народа.

Первые десять лет в Вифлееме оказались самыми плодотворными. Но старость и болезни брали свое. Много терзаний доставила ему полемика, которую он не оставлял, находясь в уединении. Он написал три обличительные книги против инока Иовиниана; был вовлечен в спор об Оригене, убедил блаженного Августина отказаться от ошибочного мнения: Августин считал излишним перевод Священного Писания с еврейского языка. В письмах к блаженному Августину уже чувствуется усталость Иеронима как полемиста. Всю свою жизнь он обличал лиц, высказывавших взгляды, несогласные с учением Церкви, защищал свои воззрения в случае нападок на них со стороны клеветников, бывших друзей, а также тех, кто просто исповедовал другую точку зрения. В конце жизни ему хотелось покоя, который и был видимо дарован ему от Господа: за последние девять месяцев перед смертью Иероним не написал ни строчки, предположительно по причине болезни.

Особое место в литературном наследии блаженного Иеронима занимают письма разным лицам. Некоторые из них содержат целостные нравственные наставления и являются не столько частным письмом, сколько общественной проповедью, как, например, вышеупомянутое письмо к Евстохии о хранении девства. [17] В них можно найти наставление монашествующим и клирикам, не исключая епископов. Имея безусловный дар слова, блаженный Иероним легко выходит за привычный размер письма и за рамки частной ситуации, легко и много цитирует Священное Писание, впрочем, отдавая дань некоторым своим любимым стихам из него. Множество толкований на библейские тексты разбросано по его письмам. По преимуществу это филологические сопоставления, в которых Иероним находит мистический смысл. Примером такого письма для благочестивого читателя может послужить письмо к Принципии с толкованием на 44-й псалом.

Блаженному Иерониму суждено было пережить не только вести о разорении родного Стридона, но и падение Рима под ударами готских полчищ в 410 году. А в 411 году и Вифлеем подвергся набегу бедуинов, и лишь по милости Божией обитель блаженного Иеронима не пострадала. Претерпев различные гонения, скитания и клеветы, пережив многих своих друзей и чад, блаженный Иероним оканчивал свои дни в вожделенной монашеской келии. Он скончался 30 сентября 420 года. Погребен был близ Павлы и Евстохии в пещере, соседней с той, в которой родился Господь наш Иисус Христос.

Память блаженного Иеронима Русская Православная Церковь отмечает в один день с блаженным Августином 15/28 июня.

От редакции [18]


[1] Худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33).


| Содержание | Вперед >>