В конце 50-х годов накапливавшееся годами недовольство различных слоев португальского общества режимом Салазара начало приобретать все более широкий характер. Наметилась тенденция к объединению различных оппозиционных групп и течений, хотя между ними существовали серьезные расхождения относительно перспектив будущего политического устройства страны и тактики борьбы. Во время выборов в Национальное собрание в ноябре 1957 г. демократическая оппозиция приняла участие в избирательной кампании, хотя и воздержалась от участия в выборах.

Иное положение сложилось во время президентских выборов в июле 1958 г. После долгих переговоров оппозиционные группы выдвинули кандидатом на пост президента генерала У. Делгадо, обещавшего осуществить в стране демократические преобразования. Его кандидатуру поддержала Португальская компартия. Избирательная кампания вылилась в мощные выступления оппозиционных сил против фашистского режима. Опасаясь победы Делгадо, правительство прибегло к террору и фальсификациям, объявив, что кандидат оппозиции собрал всего 23,5% голосов. Угроза ареста заставила Делгадо эмигрировать.

Однако стабильность режима была нарушена. Салазар был вынужден реорганизовать свой кабинет, убрав крайне непопулярных министров. В марте 1959 г. либеральные круги буржуазии и часть военных предприняли попытку переворота.

Значительно активизировалось демократическое оппозиционное движение. В 1958 г. по предложению компартии была создана Центральная патриотическая жунта, обеспечивавшая связь между различными оппозиционными группами. Очередные выборы в Национальное собрание (ноябрь 1961 г.) были использованы оппозицией для развертывания широкого народного движения. Огромный резонанс в стране и во всем мире получил захват в начале 1961 г. группой сторонников Делгадо пассажирского лайнера «Санта-Мария». 1 января 1962 г. в г. Бежа вспыхнуло восстание гарнизона, в котором приняли участие большие группы рабочих. Восстание было подавлено, но движение продолжало нарастать. Только [233] в первомайской демонстрации в Лиссабоне приняло участие 100 тыс. человек. В южной части страны состоялась всеобщая забастовка сельскохозяйственных рабочих. Массовые политические выступления показали растущую неустойчивость фашистского режима, усиление оппозиции и активности масс, особенно рабочего класса, выступавшего как самая динамичная сила антифашистского движения.

Углублению кризиса фашистского режима способствовал мощный подъем национально-освободительного движения в португальских колониях. В феврале 1961 г. вспыхнуло народное восстание в Анголе, в январе 1963 г. - в Гвинее-Бисау, в сентябре 1964 г. - в Мозамбике. Несмотря на огромные усилия и помощь НАТО, португальская армия оказалась не в состоянии подавить освободительную борьбу народов колоний. Колониальные авантюры фашистского режима вызывали растущее недовольство различных слоев. Необычайный размах приобрело дезертирство. К началу 1974 г. число уклонявшихся от военной службы достигло 100 тыс. человек.

Колониальные войны, поглощавшие 45% бюджета, привели к быстрому росту цен и налогов, внешней задолженности по займам, снижению и без того низкого жизненного уровня трудящихся. Спасаясь от голода и нищеты, около 1,5 млн. португальцев эмигрировали в страны Западной Европы. В то же время войны приносили огромные прибыли иностранным и португальским монополиям.


СодержаниеВперед >>