Средние века - Классическое средневековье (XII-XV вв.)

Источники по истории Венгерского королевства и румынских земель разнообразны по своему характеру. В законе Иштвана (Стефана) Святого сохранились свидетельства о наличии в венгерском обществе XI в. свободных общинников и рабов (сервов); в нем отражены также усилия феодального государства упрочить позиции католической церкви.


Г л а в а  8. Пусть священники и ишпаны[1] поручат всем деревенским старостам, чтобы по их приказанию в воскресный день все люди собирались бы в церкви, большие и малые, мужчины и женщины, за исключением стерегущих очаг. [708] Если кто-либо, упорствуя, останется дома, тот пусть будет избит и лишен волос.

Г л а в а  13. Если кто-либо убьет кого-нибудь случайно, то должен заплатить 12 золотых и поститься согласно церковным канонам. Если же свободный убьет чьего-либо раба, пусть отдаст другого раба или заплатит его цену и будет поститься согласно церковным канонам.

Г л а в а  17. Если кто-либо, руководимый милосердием, освободит собственных рабов и рабынь, засвидетельствовав это, то после его смерти никто пусть не осмелится из ненависти обратить их в рабство. Если же кто-либо обещал свободу, но умер, не оставив завещания, то жена и сыновья такого человека должны иметь возможность удостоверить освобождение и даровать милость во спасение души своего супруга по своему усмотрению.

Г л а в а  18. Если какие-нибудь люди, придя в церковь, во время богослужения болтают друг с другом и мешают остальным, рассказывая пустые сказки и не обращая внимания на церковное чтение; если это знатные (majores), то им следует сделать порицание и с позором изгнать их из церкви. Если это не знатные, из простонародья (minores et vulgares), то следует их связать и избить бичами в притворе церкви за такое безрассудство.

Г л а в а  20. Так как достойно бога и лучше всего для людей, когда каждый живет, пользуясь свободой, то согласно королевскому закону установлено, чтобы никто из ишпанов или воинов (рыцарей) не осмеливался отныне какого-либо свободного человека обращать в рабство. Если же кто-либо осмелится это сделать, движимый жаждой возвыситься, то пусть знает, что он заплатит полный выкуп, который, как и в других случаях это делается, должен быть разделен между королем и ишпаном.

Но если кто-либо, до сих пор находившийся в рабстве, защищая свою свободу, добивается законного решения, пусть пользуется свободой, а тот, который держал его в рабстве, не должен платить выкупа.

Г л а в а  21. Мы хотим, чтобы сеньор, или господин, имел бы своего воина, т. е. сервиента. И чтобы никто другой не смел убеждать воина оставить прежнего господина и перейти к нему. Ибо в этом кроется начало беспорядка.

Г л а в а  23. Если чей-нибудь воин или раб убежит к другому, а тот, чей воин или раб убежал, пошлет своего посла для возвращения бежавшего и этот посол будет ранен или избит там же кем-либо, то постановили в совете наших знатных (nostrorum primatum), чтобы виновник заплатил десятью бычками.[709]

Г л а в а  27. ...Так как это постановлено в королевском совете, то в случае если какой-либо свободный человек вступит в брак с рабыней другого и господин узнает об этом, то этот свободный потеряет свою свободу и станет навечно рабом.

Г л а в а  34. Каждые десять деревень должны построить одну церковь и предоставить ей два надела с двумя рабами, а также лошадь для верховой езды и лошадь для пахоты, 6 волов и 2 коровы и 34 головы рогатого скота.

Г л а в а  36. Если чей-либо раб убьет раба другого владельца, то господин убийцы должен уплатить половину цены раба господину убитого, если он может это сделать. Если же не может, то после сорокадневного поста он должен продать своего раба и разделить его стоимость.

Г л а в а  37. Господин, если он захочет это сделать, должен выкупить своего раба, убившего свободного человека, отдав 110 бычков; если же не захочет, он должен выдать своего раба.

Г л а в а  39. Если какой-либо раб впервые совершил кражу, то украденное следует возвратить и выкупить нос пятью бычками, если можно это сделать. Если нельзя, то нос должен быть отрублен.

Г л а в а  41. Если кто-либо из свободных совершил кражу, то постановили руководствоваться следующим законом; если впервые, то пусть выкупит себя, если может, если же не может, то пусть будет обращен в рабство. Если этот обращенный в рабство совершит кражу, то пусть на него распространится действие закона, под который подпадают рабы. Если вторично украдет, то подпадает под действие того же закона. Если же в третий раз, то пусть будет осужден к лишению жизни.

Г л а в а  52. Кому бог дает десять в год, тот должен отдавать богу одну десятую часть. А если кто утаит свою десятину, тот пусть уплатит девять частей. И если кто украдет десятину, выделенную для епископа, пусть будет осужден за воровство, а весь выкуп за него пусть возьмет епископ.


[1] Ишпан комитата - глава королевской администрации округа.

Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков в трех томах. Под ред. акад. С. Д. Сказкина. Том II, X - XV века. М., 1963. С. 708 - 710.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."