Средние века - Классическое средневековье (XII-XV вв.)

Данный документ отражает политику уступок князьям со стороны императорской власти в условиях роста феодальной раздробленности Германии.


Фридрих II Гогенштауфен (1194 - 1250) - король Германии с 1212 г. Император Священной Римской империи германской нации с 1220 г. Руководитель VI-го крестового похода (1228 - 1229), в ходе которого европейцы вновь овладели Иерусалимом

Во имя святой и нераздельной троицы Фридрих II... божьей милостью римский король, всегда священный, и король Сицилии. Размышляя с должным вниманием о том, с какой силой и верностью возлюбленные и верные наши князья-епископы до сих пор помогали нам, возводя нас на высоту престола, поддерживая нас на оном и, наконец, благосклонно и согласно выбрав своим королем и господином сына нашего Генриха, мы решили всегда возвеличивать тех, кто возвеличил нас... А посему, ввиду того что на тягость им выросли во время долгой смуты в империи ныне, благодарение создателю, рассеянные разные обычаи или, вернее, злоупотребления, как-то: новые таможни, монета, которая зачастую сама себя обесценивает сходством чекана, бесчинства фогтов их церквей и иные беды, коим нет числа, мы решили воспротивиться сим злоупотреблениям с помощью некоторых постановлений.

1. Во-первых, обещаем, что никогда впредь после смерти какого-либо церковного князя не будем присваивать фиску его наследства; также запрещаем любому мирянину присваивать его себе под каким бы то ни было предлогом, но пусть отойдет оно к преемнику, если предшественник умер без завещания; его завещание, если сделает таковое, мы считаем действительным. Если же кто вопреки этому постановлению осмелится присвоить себе наследство, то пусть считается опальным и вне закона и пусть навсегда лишится феода или бенефиция, если имеет таковой.

2. Также впредь не будем без их совета или против их воли вводить новые пошлины и новые монеты в их территориях или в подсудных им областях, но будем крепко и неизменно сохранять и защищать старые пошлины и монеты [482] права, уступленные их церквам, и сами не будем их нарушать и не позволим нарушать другим...

3. А людей, состоящих у них в крепостной зависимости того или иного рода и уклонившихся по какой-либо причине от своих по отношению к ним обязанностей, мы не станем принимать в города наши во вред их господам. Желаем также, чтобы это положение соблюдалось как ими самими между собой, так и светскими господами по отношению к ним.

5. Если кто из них изобличит по ленному праву своего вассала, который его оскорбил, и вернет тем самым его феод, мы сохраним этот феод для него. И если он по своей доброй воле и щедрости захочет нам передать феод, то мы примем его независимо от нашей дружбы или вражды. Но если у церковного случится пустовать каким-либо образом феоду благодаря смерти инфеодированного, то мы собственной властью, точнее, насилием в него ни в коем случае не вступим, если не сможем получить по доброй воле и щедрой уступке, а, наоборот, всемирно будем защищать феод для него.

7. И так как меч светский создан в помощь мечу духовному, то вслед за отлучением, [произведенным прелатом - князем церкви]... последует наша опала, и она не отменяется до снятия отлучения.

9. Также постановляем, чтобы никакие постройки, именно замки и города, не воздвигались в поместьях церквей либо для фогта, либо под каким-нибудь другим предлогом. И если какие случайно воздвигнут против воли тех, кому принадлежат поместья, то пусть будут королевской властью разорены.

10. Также по примеру деда нашего, блаженной памяти императора Фридриха, запрещаем кому бы то ни было из королевских чинов наших присваивать себе в городах этих князей какую-либо юрисдикцию в таможенных, монетных и иных делах, кроме как только в течение недели до заседания нашей курии, объявленной там всенародно, и в течение недели после нее. Но и в течение этих дней пусть не осмеливаются они в чем-либо преступать юрисдикцию [местного] государя и обычаи города. Всякий же раз, как мы вступим в какой-либо город не ради заседаний государственной курии, они в нем не будут иметь никаких прав, но местный государь и господин пусть пользуется всей полнотой власти.

11. ...А чтобы ведомо было потомкам и не выпало из памяти и из ведения современников, мы приказали приписать это к сей грамоте и грамоту снабдить подписью имен присутствующих, т. е. князей, и скрепить печатью нашей...

Свидетелями были [4 архиепископа, 9 епископов].

Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков в трех томах. Под ред. акад. С. Д. Сказкина. Том II, X - XV века. М., 1963. С. 482 - 483.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."