Средние века - Раннее средневековье (V-XI вв.)

Для понимания процессов, протекавших в обществе, и уяснения некоторых особенностей англосаксонского феодализма, очень важное значение имеют королевские жалованные грамоты. Их анализ сопряжен с немалыми трудностями. Дело в том, что по форме королевские грамоты (их образец был заимствован в папской канцелярии и содержит поэтому следы римского и церковного права) как будто говорят о перемещении земли из рук оного владельца в руки другого. Текст их обычно гласит, что король жалует церковному учреждению или отдельному лицу (из феодалов) землю в полную частную собственность. Однако в действительности в большинстве случаев происходило пожалование королем права сбора с этой земли лишь тех доходов, которые до пожалования он присваивал в свою пользу. В результате подобных пожалований (переданная таким образом земля называлась боклендом) церковный или светский феодал получал возможность эксплуатировать население бокленда, которое попадало под его власть. Документ свидетельствует о тех переменах, которые происходили в положении крестьян, проживавших на территории бокленда. Королевские пожалования в бокленд во многом способствовали феодальному подчинению крестьянства.


...Я по совету и с согласия моих лучших мужей (optimatum), имена коих ниже перечислены, пожаловал монастырю, называемому по-саксонски Таутон, вольность (libertatem) со всем к ней относящимся: с селениями, полями, лесами, выпасами, лугами и рыбными ловлями,.. и с освобождением от уплаты всех королевских, фискальных и графских, а равно и иных светских податей, исключая воинскую службу и строительство крепостей и мостов... Но пожаловал также, чтобы люди епископа, как знатные (nobiles), так и незнатные (ignobiles), в вышеупомянутом селении проживающие, пользовались бы теми же правами, которыми пользуются люди короля (regis homines), населяющие королевские фиски, и исполняли [639] бы все светские обычаи в пользу епископа точно так же, как соблюдают постановления королевские. А [доходы от] продажи товаров в данном селении... и все государственные налоги должны без утайки со всеми выгодами всегда уплачиваться божьей церкви в городе Уинчестере. А именно, прежде существовал в вышеназванном монастыре обычай давать королю пропитание в течение одной ночи (pastus unius noctis)[1], содержать 8 собак, кормить одного псаря и королевских ловчих в течение девяти ночей, [исполнять подводную повинность] каждый раз, как король пожелает везти что-либо в Кури или Уилтон, с телегами и лошадьми, и. если из других мест прибудут гости, следует их сопровождать до другой королевской виллы, какая окажется ближайшей на их пути.


[1] «Кормление» в течение одной или нескольких «ночей» заключалось в том, что жители населенного пункта, на котором лежала эта повинность, должны были предоставлять в распоряжение короля известное количество продуктов, считавшееся достаточным для прокормления короля и его свиты в течение соответствующего числа дней.

Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков в трех томах. Под ред. акад. С. Д. Сказкина. Том I, Раннее средневековье. М., 1961. С. 639 - 640.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."