История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР
Не без изумления Российское правительство, почти накануне выезда делегации, узнало об отсрочке общеевропейской конференции без назначения нового срока. Отнесясь к конференции со всей серьезностью, какой заслуживали мотивы ее созыва, столь красноречиво изложенные в меморандуме г. Ллойд-Джорджа от 4-го января и, как казалось, одобренные другими участниками каннской конференции, Российская Республика назначила полномочную делегацию из наиболее ответственных представителей власти, оторвав их от важнейших государственных функций, вызвав некоторых из них из самых отдаленных концов России и союзных советских республик, затратив огромнейший труд на подготовку необходимого материала с тем, чтобы [12] делегация могла самым деловым образом участвовать в решении стоящих перед конференцией проблем.

Российское правительство считало себя вправе ожидать, что решение, принятое в Каннах премьер-министрами в результате предварительных совещаний и согласований различных точек зрения участников каннской конференции, являясь взаимным обязательством для представленных ими стран, не будет поставлено в зависимость от столь случайных причин, как изменение состава того или другого правительства. Российское правительство считалось при этом с заявлением г. Ллойд-Джорджа в вышеупомянутом меморандуме о крайне срочном характере предложенной им конференции, призванной восстановить хозяйственный организм Европы и всеобщее благополучие во всем мире и положить конец страданиям десятков миллионов людей во всех странах, и о недопустимости каких-бы то ни было отсрочек в деле восстановления Европы.

Российское правительство привыкло слышать, что союзные страны с особенной чувствительностью относятся к вопросу о прочности, постоянстве и верности своим обязательствам правительств, с которыми они вступают в соглашения. Между тем уже на второй день после принятия каннского решения, перемены, происшедшие в одной из стран, участниц конференции поставили под сомнение осуществимость каннского решения и еще поныне продолжают колебать уверенность в проведении решения в его первоначальном значении. Теперь же министерский кризис в другой союзной стране снова ставит на карту судьбу предположенной конференции, почти накануне выезда российской делегации.

Российское правительство не ожидало встретиться с такой непрочностью политических отношений, чтобы изменения состава правительства в отдельных странах, нисколько к тому же не колеблющие сущности их политики, могли оказать влияние на принятые перед всем миром международные обязательства держав-победительниц. Доверие к этим обязательствам еще более подрывается одновременно распространяемыми правительственными органами - без официальных опровержений - слухами об изменениях по существу условий участия отдельных стран на предположенной конференции. Подобные попытки, если бы они, действительно, имели место, не могли бы вызвать ничего иного, кроме презрительной усмешки по поводу серьезной обдуманности и ответственности принимаемых на международных конференциях решений.

Констатируя изложенные факты, российское правительство позволяет себе выразить надежду, что союзные страны при назначении нового срока конференции, оставаясь верными своей [13] обычной осторожности, уделят должное внимание соображениям об обязательности для них решений, принимаемых их представителями, а тем более премьер-министрами, и что им удастся выбрать для конференции место даже вне Советской России с максимальными гарантиями прочности правительства страны во избежание дальнейших отсрочек по случайным причинам. Поглощенное серьезной борьбой с постигшими ее страну бедствием голода и разрушительными последствиями навязанных ему четырехлетних войн, Российское правительство не может себе позволить роскоши слишком частых отрывов ответственных лиц от их работы для бесплодного ожидания меняющихся решений меняющихся правительств.

В заключение, Российское правительство позволяет себе выразить пожелание, чтобы в виду дальности расстояния и разбросанности его делегатов, оно было извещено, по крайней мере, на три недели до окончательного срока конференции. С своей стороны, Российское правительство, пользуясь несомненным правом каждого приглашенного на конференцию государства, предлагает, как окончательный срок открытия конференции, 23 марта.


Народный Комиссар по иностранным делам, Чичерин.

Текст воспроизведен по изданию: Генуэзская конференция. 1922. Материалы Генуэзской конференции: (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссии, дипломатическая переписка и пр.). - М., 1922. С. 12 - 14.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."