История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

567uyt

Письмо.



Глубокоуважаемый Яков Григорьевич!

Первую почту вам доставит подполковник Андерс, делопроизводитель штаба верховного главнокомандующего. Он может, следовательно, дать вам некоторые словесные пояснения, если бы вы в них встретили надобность. Некоторые данные я изложу в этом письме, хотя и не с той подробностью, как бы следовало для полной вашей ориентировки. Но на большое письмо я, к сожалению, не могу уделить несколько часов...[1]

II.  О п е р а ц и я  Ю г о - З а п а д н о г о  ф р о н т а  не привела к намеченной цели. Кроме действительно крайне неблагоприятной погоды - длительной оттепели, распустившейся почвы, в которой вязли орудия, лошади, даже люди, - были и более существенные причины, оказавшие влияние на такой исход.

Прежде всего:

а) Отсутствие, повидимому, веры в операцию у ген.-адьют. Иванова и индиферентное отношение его к разработке плана; много в сношениях хитрил, в самый важный период подготовки .менял начальника штаба; оттянул без нужды начало операции на 4 дня, утратив всякое подобие внезапности; не давал руководящих указаний для объединения работы армий, ограничиваясь писанием после совершившихся фактов критического обзора. Но это лишь оправдательные документы для личной репутации, к коей он ревнив.

б) Отсутствие вдумчивой, надлежащей разработки плана боя в 9-й и 7-й армиях.

в) Неправильные приемы атаки, особенно в 9-й армии, что повлекло к большим потерям.

г) Отсутствие единовременности атаки на фронте 7-й армии. [33]

д) Сильные позиции, отлично укрепленные, большое количество артиллерии и пулеметов у противника. Всему этому не дали надлежащей оценки: повторили те способы удара, которые удавались ранее при несколько иных условиях.

е) Недостаточное количество тяжелой артиллерии и особенно снарядов, и не вполне умелое применение наличного количества.

Пишу об этом с большой грустью, потому что успех и мог быть и должен был быть достигнут: средства были собраны достаточные. Из всего собранного только пять корпусов приняли участие в бою, да и то не одновременно. Конечно, некоторый результат есть, кое-что привлечено на австрийский фронт; неприятелю пришлось усилить Буковинскую группу, израсходовать следующие маршевые батальоны. Но все это не может служить вознаграждением за наши усилия. Операция деятелями фронта сломана. Материальные потери и в людях пополнены.

III.  П о л о ж е н и е  Р у м ы н и и.  Продолжение операции Юго-Западного фронта, однако, приостановлено, отчасти потому, что отношение к ней ген. Иванова не изменилось и его телеграммы не внушают убеждения, что он проведет ее с той энергией, какая необходима для успеха, главным образом потому, что нам нужны свободные резервы ввиду вероятных осложнений стратегической обстановки на нашем левом крыле. Не могу вам сказать,, насколько основательна тревога, забитая Братиано в последние дни. Он считает, что Румыния накануне предъявления ультиматума Германией, недовольной общим направлением румынской политики и особенно продажей англичанам 80 000 вагонов хлеба[2], который центральные державы считали уже своим достоянием. Германия будто бы предъявит требование принять условие нейтралитета до конца войны с немедленной демобилизацией армии или же испытать вторжение в Румынию. Более всего Румыния опасается вторжения болгар. Братиано ставит условием сильную помощь русскими войсками, так как сами румыны не могут защищать всего протяжения своей границы. Предметом мечтаний румын является сосредоточение нашей 200-тысячной армии для защиты Добруджи, ибо через Добруджу, говорят они, открыт путь на Констанцу, Рени и далее или на Одессу или в обход, левого фланга наших армий. Отвлечение наших войск в Добруджу совершенно не отвечает общему положению дел и нашим интересам. Но помогать румынам в том или другом направлении придется, дабы не упустить из своих рук и это государство, как упустила в свое время дипломатия Согласия Турцию и Болгарию. Я не особенно верю, чтобы немцы предприняли теперь какие-либо действия против Румынии; скорее могут начать самостоятельно операцию против Добруджи болгары и тем втянут немцев. Так или иначе, но мы должны иметь наготове свободные силы для переброски по обстоятельствам. На Юго-Западном фронте совершенно не были введены .в дело два корпуса гвардии и 16-й корпус, ныне заменивший в боевых линиях 11-й корпус, выведенный в тыл для укомплектования.

Это заставило отсрочить продолжение операции Юго-Западного фронта до выяснения положения в Румынии. Когда же это дело определится, обстановка укажет, продолжать ли действия у ген. Иванова, или установить иной план в соответствии с предстоящими предположениями союзников.

Я несколько подробнее, чем хотел, остановился на вопросе о Румынии. Опасаются они более всего удара с юга, трепещут за Бухарест и, конечно, в его окрестностях сосредоточат большую часть своих вооруженных сил, указывая, что для защиты Добруджи у них ни сил, ни средств нет. [34]

Пока дело находится в руках дипломатов. Прошу Сазонова перевести дело на почву военного соглашения, дабы указать на увлечения и преувеличения румын и выработать план, чтобы преждевременно не уводить наши войска туда, где они окажутся бездействующими.

Трудно согласиться, чтобы немцам потребовалось 2 - 3 месяца на сосредоточение сил против Румынии. Сделать это можно гораздо скорее, если только грядущие события на Западном и Восточном фронтах позволят им предпринять новую операцию. Это сомнительно. Если Румыния будет атакована, то главным образом болгарами и теми войсками союзников, которые ныне оставлены на Балканском полуострове. К стороне Салоник в таком случае силы противника значительно уменьшатся. Было бы поступлено совсем неправильно, если бы войска, находящиеся в Салониках, не воспользовались этим. Однако допускаю, что поступят именно так. Из дипломатических кругов получены известия, что реорганизовать сербскую армию рассчитывают к июню и не ранее мая. Это - такая медленность, которая едва ли отвечает общим интересам.

IV. Недавно в штаб верховного главнокомандующего приезжал генерал-квартирмейстер английского военного министерства ген. Калвелль. На основании его слов, я и прихожу к заключению, что на активность союзников на Балканском полуострове рассчитывать трудно. Англичане совершенно не предполагают усиливать своих войск в Салониках, скорее допускают даже уменьшение их для усиления во Франции. Словом, все свое внимание они сосредоточивают на французском театре. Поэтому генерал очень уклончиво отнесся к вопросу усиления войск в Месопотамии, а отправление в Персию к Керманшаху одной дивизии признал совершенно непосильным. Таким образом, мои расчеты на совместные, согласованные действия с англичанами против турок со стороны Багдада, Керманшаха и Муша рушились. Между тем эти действия разрушили бы всякие серьезные предположения о походе против Египта, хотя ген. Калвелль, высказал, что они, англичане, и не ожидают наступления тех сил, о которых так много говорилось, повидимому, в целях демонстративных.

V.  П е р в а я  о п е р а ц и я  н а  К а в к а з е  закончилась благополучно. Наши войска стоят перед Эрзерумскими позициями и укреплениями на северо-востоке и востоке. Выполняется подготовка ко второй операции- дальнейший удар по тем трем корпусам (9-му, 10-му и 11-му), которые отброшены в сильно потрепанном виде, до подхода к ним направленных из Европейской Турции подкреплений.

Кстати сказать, в Персии турецких войск нет, вопреки шумихе, что туда от Багдада посланы 1-2 дивизии.

VI. Положение, занимаемое Швецией, остается неопределенным. Германия делает серьезные усилия втянуть в борьбу, ведет переговоры, тянет в Финляндию. Возбуждение, отчасти против нас, главным образом против Англии, за стеснения по ввозу и надзору очень велико. Необходимо ослабить требования, иначе наем придется иметь дело с новым усложнением обстановки. Между тем Вильямс, военный агент при штабе верховного главнокомандующего, высказывается, что с такой уступкой не захочет помириться английское общественное мнение. Однако нельзя ради этого мнения не считаться с военной обстановкой.

VII. Ген. Калвелль высказался в том духе, что вся подготовка наших союзников во Франции ведется с расчетом начать наступление в половине нашего марта и что они, союзники, будут очень довольны, если мы начнем нашу атаку примерно через 3 недели после них. Вопрос этот нужно своевременно подвергнуть обсуждению. Нужно помнить, что у нас существует [35] период весенней распутицы, во время которой движение небольших частей, не только крупных масс, невозможно. Если от нас потребуют движения в такой период, то можно предсказать неуспех операции, ибо ни работа пехоты, ни содействие артиллерии неосуществимы. С другой стороны, для нас, надо думать, может сделаться необходимым нанесение частных ударов в половине нашего февраля: наши позиции впереди Двинска, на Немане и Сервиче расположены в затопляемых весной низинах; из них нужно выйти или с боем вперед, или добровольно назад, чтобы по высыхании почвы брать снова с боем добровольно покинутое, из-за невозможности держать войска в воде.

VIII. Все это должно быть принято во внимание на совещаниях. Я не успел еще полностью познакомиться, с достаточным вниманием, с присланными вами протоколами заседаний. Но и изученное показывает отчасти малое понимание сложности обстановки и положения, общих интересов, а главное - тенденцию Жоффра. Относительно узкого взгляда Муррея на значение Румынии и Салоник я вам уже высказал свое мнение телеграммой. Нужно всемерно противиться уводу оттуда пяти английских дивизий на французский театр весной, ибо это повредит не только нам, но и всем в совокупности. Заключение, что Франция, имеющая 2 200 000 бойцов, должна быть пассивна, а Англия, Италия и Россия должны «истощать» Германию, - тенденциозно и не вяжется с грубым мнением Жоффра, что одна Франция ведет войну. Думаю, что спокойная, но внушительная отповедь, решительная по тону, на все подобные выходки и нелепости стратегически безусловно необходима. Хуже того, что есть, не будет в отношениях, Но мы им очень нужны, - на словах они могут храбриться, но на деле на такое поведение не решатся. За все нами получаемое они снимут с нас последнюю рубашку. Это ведь не услуга, а очень выгодная сделка. Но выгоды должны быть хотя немного обоюдные, а не односторонние. Они не дают нам теперь необходимого, говоря, что еще не заготовили всего для будущих формирований (которые когда-то еще будут).

Итак, мы деремся без тяжелой артиллерии; у англичан лежит без дела тяжелая артиллерия, ибо еще нет тех войск, которые нужно вооружать этой артиллерией. Ген. Калвелль говорил, что в апреле их армия будет «насыщена» тяжелой артиллерией и англичане смогут начать помогать нам. Значит, получим мы помощь в июне (в лучшем случае), а в марте-апреле нужно атаковать противника. Думаю, что все эти вопросы нужно ставить определенно и без оговорок. Быть может, пользы особой и не будет, но и вреда тоже, а своекорыстные идеи союзников выяснять нужно. Повторяю, что мы им очень и очень нужны.

IX. Архангельск спутал все наши расчеты. Во льду замерзли даже те старые винтовки, которые нам. были посланы, не доходит порох, а потому мало ружейных патронов.

Наиболее остро ощущаем мы теперь: а) недостаток тяжелой артиллерии, б) неприбытие винтовок, в) недостаток ружейных патронов.

Некомплект людей в армиях покрыт, но многие остаются невооруженными. В среднем каждый корпус имеет около 20 000 вооруженных, а штатное число людей 28 800. Слабее всего дело обстоит в армиях Западного фронта. Если удастся выручить грузы с Белого моря и Архангельска, то дело поправится.

Наши бои, вследствие недостатка артиллерии вообще, а тяжелой особенно, лежат на пулеметном и ружейном огне. Поэтому нечего удивляться, если средний расход ружейных патронов на человека у французов - 30, [36] у англичан - 50, у нас -125 в месяц[3]. Между тем и это служит предметом разговоров и недоумений.

X. Исключительно для вашего сведения привожу некоторые цифры состава строевого элемента в пехоте.

Подчеркиваю, что это только в пехоте и только строевой состав.

Всего строевых

Из них с оружием

5-я армия....................

164 000............... 120 000.................

12-я и 6-я армии........

193 000............... 162 000.................

1-я армия....................

197 000............... 122 000.................

2-я армия..................

152 000............... 104 000.................

10-я армия..................

176 000............... 120 000.................

4-я армия....................

192 000............... 130 000.................

3-я армия....................

139 000............... 105 000.................

8-я армия....................

146 000............... 146 000................. Безоружные в ближайших маршевых батальонах

11-я армия..................

73 000................. 73 000...................

7-я армия....................

101 000............... 101 000.................

9-я армия....................

100 000............... 1000 000...............

Гвардия......................

60 000................. 60 000...................

 

1 693 000............ 1 343 000..............

Формируется вновь из ополчения шесть дивизий, постепенно восстановляется 13-й корпус. До 2 000 000 доведем бойцов.

XI. Бригада, формируемая для Франции, начинает отправляться из Москвы 21-22 января; голова ее будет в Куанчендзы 13-14 февраля.

На этом сегодня окончу мое письмо; многого не успел выяснить. Прошу вас очень указать те вопросы, по которым вам нужны более обстоятельные сведения.

Прошу принять уверение в моем глубоком искреннем уважении и преданности. Mиx. Алексеев


Фонд 2003, II, д. 1317, лл. 90-93.



[1] Далее следует сообщение о шифре.

[2] Так в подлиннике.

[3] Так в подлиннике.


Текст воспроизведен по изданию: Наступление Юго-Западного фронта в мае-июне 1916 года. Сборник документов. - М., 1940. С. 33 - 37.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."