История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
В Симферополе стараниями Акима организация оказалась совершенно почти разгромленной: сел весь городской комитет партии, многие из комсомола и несколько активных товарищей из боевых „пятерок". Аресты продолжались; хватали массу невинных людей. Ни одной явки не осталось в городе не проваленной, ни одного более или менее активного работника.
ОБЛАСТНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
„С'езд почти уже был закончен, оставался последний вопрос-выборы в О. К., когда произошла катастрофа.
Делегаты сидели по группам, кто на терассе дачи, кто в саду, мирно беседуя.
День был ясный, солнечный, кругом было мертво и лишь легкий прибой моря, сгущая тишину, ласкал ухо. Мной овладевало дремотное чувство.
Вдруг на шоссе, неподалеку, показался экипаж и в нем группа офицеров. За первым двигался другой, а затем подводы, полные вооруженных солдат.
Это сразу бросилась в глаза, мы насторожились и переглянулись.
Не контр-ли разведка?
Немедленно подалась команда: всем подняться на гору и там переждать. Оттуда все будет виднее.
Группами и в одиночку мы поднялись на вершину крутой горы, тут же, за дачами Коктебеля. На горе все собрались и стали ждать.
После некоторого ожидания решили, что здесь мы в сравнительной безопасности и что необходимо поэтому, закончить с'езд совершенно, избрать Областком и по разным дорогам разойтись.
Делегаты быстро наметили список желательных членов О. К., президиум собрал все записки и начался подсчет голосов.
Вдруг, как из под земли вырос,-из за скалы показался человек в кожаной куртке и с блестящим револьвером в руке наготове.
Увидав нас, он, повернувшись назад, крикнул: „Сюда, сюда, они здесь" и повернувшись дал выстрел по нашей группе.
Мы шарахнулись в сторону, но некоторые из нас не растерялись и в тот же миг дали ответные выстрелы.
Расстояние между нами было не более 10-12 шагов. [639]
Подавшись назад, мы отстреливались, разбившись на группы по 2-3 человека.
И четверти минуты не прошло, как из-за той же скалы появились три солдата с винтовками и, прицелившись, дали залпы по нашей группе.
Что-то больно ударило меня в ногу, я споткнулся и упал и сквозь гул выстрелов услышал отчаянный крик: „Николай, ты убит". Однако, через секунду я поднялся невредимым и, прихрамывая, продолжал на ходу отстреливаться.
После нового залпа по нас, кто-то упал на землю рядом со мною, смотрю-т. Илья (Серов). Хотел нагнуться, помочь, если ранен, но он был уже мертв, а контр-разведчики вот-вот настигали.
Быстро пробежав равнину, я совместно с другими покатился вниз в лощину, куда пули не достигали, но был слышен топот и говор, бегущих вслед за нами разоренных охранников.
Пробежав лощину, мы спустились в самую долину и продолжали бежать по направлению к лесу, вглубь гор...
Мне вместе с т.т. Тоней и Катей удалось, с помощью сочувствующих нам карасубазарских татар, добраться до Симферополя. Остальные делегаты также благополучно разъехались по своим городам. Об этом сообщил нам вскоре прибывший в Симферополь Фоля Курган.
В Симферополе стараниями Акима организация оказалась совершенно почти разгромленной: сел весь городской комитет партии, многие из комсомола и несколько активных товарищей из боевых „пятерок". Аресты продолжались; хватали массу невинных людей. Ни одной явки не осталось в городе не проваленной, ни одного более или менее активного работника.
Ничего не оставалось более, как итти в лес - для организации борьбы, для отомщения, для поднятия всеобщего повстанческого движения, чтобы скорее ликвидировать это смрадное и гнилое застоявшееся болото, требовавшее столько жертв и крови". Областная конференция происходила в Коктебеле 22 апреля 1920 г.
«Революция в Крыму», сб. № 3, стр. 35 - 37.
Текст воспроизведен по изданию: Пионтковский С.А. (сост.). Гражданская война в России (1918 - 1921 гг.). Хрестоматия. - М., 1925. С. 639 - 640.
Комментарии |
|