Священный сын мой, диакон Ираклий, известил меня, что, желая видеть нас, ты достиг уже Циссы; ты, человек из Паннонии, то есть животное сухопутное, не побоялся бурь Адриатического моря и подвергся опасностям морей Эгейского и Ионического - и осуществил бы свое желание, если бы не удержала тебя нежная любовь братьев. Благодарю и считаю исполненным твое намерение. В друзьях ценится не дело, а расположение; первое оказывается часто и врагами, но последнее производит одна любовь. Вместе с этим прошу тебя не думать, что телесный недуг, которым ты страдаешь, произошел у тебя вследствие греха. Апостолы, подозревая это в слепорожденном и спросив об этом Господа Спасителя: Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым, получили ответ: Не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 2-3). Как много мы видим язычников и иудеев, еретиков и неправоверующих, которые пресмыкаются в грязи разврата, обагряются кровью, которые свирепее волков и хищнее коршунов, - и тем не менее бич не приближается селениям их, они не наказываются с другими людьми и поэтому надмеваются против Бога и даже до неба восходят уста их. И, напротив, знаем, что святые мужи страдают в болезнях, несчастьях, нищете и иногда говорят: Еда всуе оправдих сердце мое, и умых в неповинных руце мои (Пс. 72, 13) [243] и тотчас, упрекая себя, рассуждают: Аще... повей гпако, се роду сынов Твоих, емуже обещахся (ст. 15). Если ты думаешь, что причина слепоты - грех и что гнев Божий производит то, что часто излечивают врачи, то ты должен будешь обвинить во грехе бесхитростного Исаака, который до того был слеп, что по ошибке даже дал благословение тому, кому не хотел; должен будешь обвинить Иакова, у которого помрачилось зрение и который, внутренними очами и пророческим духом прозревая далекое будущее и провидя Христа, имеющего произойти от царского рода, не мог видеть Ефрема и Манассию (см.: Быт. 27; 48 и 49). Кто из царей святее Иосии? Он был убит египетским оружием. Кто выше Петра и Павла? Их кровью багрен был меч Нерона. И (чтобы не говорить о людях) Сын Божий потерпел поношение Креста: неужели после этого ты считаешь блаженными тех, кто наслаждается счастьем и удовольствиями этого мира? Великий гнев тот, когда Бог не гневается на грешников. Поэтому и у Иезекииля Он говорит Иерусалиму: И утолю над тобою гнев Мой, и отступит от тебя негодование Мое (Иез. 16, 42); кого любит Господь, того наказывает (Притч. 3, 12) и бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). Отец вразумляет только того, кого любит; учитель наказывает только того ученика, в котором замечает лучшие способности; врач уже отчаивается, если перестает лечить. Поэтому размышляй так: как Лазарь воспринял злое в своей жизни, так и я с радостью потерплю страдания в жизни настоящей, чтобы приобрести славу в жизни будущей, ибо [244] Господь не мстит дважды за одно и то же (см.: Наум. 1, 9). В Книге Иова повествуется, почему он, святой и непорочный и праведный муж, столько претерпел в своей жизни.
Чтобы сверх меры долго не распространяться о древних событиях, я расскажу тебе маленькую историю, случившуюся во времена моего детства. Когда Афанасий, епископ Александрийский, для опровержения еретиков (ариан) вызвал в Александрию св. Антония и когда к этому последнему пришел Дидим, ученейший муж, лишенный зрения, то между прочими рассуждениями относительно Священного Писания, удивляясь уму Дидима и восхваляя силу духа его, св. Антоний спросил его: «Не печалит ли тебя лишение телесных очей?» Когда Дидим в смущении молчал, то, спросив его во второй и третий раз, св. Антоний наконец вынудил его откровенно сознаться, что он сожалеет об утрате зрения. Тогда Антоний сказал ему: «Я удивляюсь, что мудрый муж скорбит о потере того, что имеют и муравьи, и мухи, и комары, и не радуется, что имеет то, чего удостоились одни святые и апостолы». Из этого можно заключить, что гораздо лучше видеть духом, нежели телом, и иметь те глаза, в которые не может попасть сучец греха (см.: Лк. 6, 41). Хотя в этом году ты не будешь у нас, но мы не отчаиваемся в твоем посещении. Если священный диакон, податель письма, опять будет задержан твоими ласками и ты прибудешь сюда вместе с ним, то я охотно перенесу эту отсрочку в надежде, что замедление расплаты вознаградится большими процентами. [245]