Что наш Себезий исправился, это мы узнали не столько из твоего письма, сколь­ко из раскаяния его самого. И несравненно [265] приятнее стал исправившийся, чем сколько был неприятен заблуждающийся. Снисходительность отца и благонравие сына соревнова­лись между собой: тогда как один не помнил прошедшего, другой давал добрые обещания на будущее. Потому и мне, и тебе нужно вместе радоваться; я снова получил сына, ты - ученика.

А что ты в конце письма спрашива­ешь, зачем я в своих сочинениях иногда пред­ставляю примеры из светских наук и белиз­ну Церкви оскверняю нечистотами язычников, на это тебе вот краткий ответ. Ты никогда бы не спрашивал об этом, если бы тобой всеце­ло не владел Цицерон, если бы ты читал Свя­щенное Писание и, оставив Волкация, про­сматривал толкователей его. Потому что кому неизвестно, что и у Моисея, и в книгах про­роков нечто заимствовано из книг языческих, что и Соломон и предлагал вопросы, и отве­чал философам тирским? Поэтому в начале книги Притчей он увещевает, чтобы мы уразу­мевали слова мудрости, извития слов, притчи и темное слово, изречения премудрых и загад­ки (см.: Притч. 1, 6), что преимущественно свойс­твенно диалектикам и философам. Но и апос­тол Павел в Послании к Титу употребил стих из поэта Эпименида: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые» (Тит. 1, 12) - по­лустишие, впоследствии употребленное Каллимахом. Неудивительно, если на латинском буквальный перевод не сохраняет рифмы, ког­да и Гомер едва вяжется в переводе на прозу того же самого языка. Также в другом посла­нии приводит шестистопный стих Менандра: [266] Худые сообщества развращают добрые нра­вы (1 Кор. 15, 33). И у афинян в Ареопаге пред­ставляет свидетельство Лрата: Его же и род есмы, что по-гречески читается «Του γαρ κκι γενος εσμεν» и составляет конец героического стиха. И кроме этого, вождь христианского во­инства и непобедимый оратор, защищая перед судом дело Христа, даже случайную надпись употребляет в доказательство веры. У верно­го Давида научился он исторгать меч из рук врагов и голову надменнейшего Голиафа отсе­кать его собственным мечом. Во Второзаконии (Втор. 21, 11-13) он читал повеление Господа, что у пленной жены нужно обрить голову и бро­ви, отрезать все волосы и ногти на теле и тог­да вступать с ней в брак. Что же удивительно­го, если и я за прелесть выражения и красоту членов хочу сделать светскую мудрость из ра­быни и пленницы израильтянкой, отсекаю или отрезаю все мертвое у ней - идолопоклон­ство, сластолюбие, заблуждение, разврат - и, соединившись с чистейшим телом, рождаю от нее детей Господу Саваофу? Труд мой умно­жает семейство Христа, тогда как любодеяние с чужой увеличивает число рабов. Осия взял жену блудницу - Гомерь, дочь Дивлаима, и от блудницы рождается у него сын Изреель, что значит семя Божие (см.: Ос. гл. 1). Исайя ос­трой бритвой бреет голову и голени грешников (см.: Ис. 7, 20), и Иезекииль, представляя в се­бе образ прелюбодейного Иерусалима, отрезывает свои волосы - в ознаменование того, что в нем должно быть уничтожено все бесчувственное и безжизненное. [267]

По свидетельству Фирмиана (Лактанция), Киприана - мужа, знаменитого красно­речием и мученичеством, - упрекают за то, что в сочинении против Деметриана он приво­дит свидетельство пророков и апостолов, кото­рые тот считал вымышленными и подложными, а не свидетельства философов и поэтов, авто­ритета которых Деметриан, как язычник, не мог отрицать. Против нас писали Цельс и Порфирий; весьма мужественно противостали им: первому Ориген, второму Мефодий, Евсевий и Аполлинарий. Из них Ориген написал восемь книг, Мефодий выступил почти с десятью тысячами стихов, Евсевий и Аполлинарий составили первый двадцать пять, второй - тридцать книг. Почитай их - и ты увидишь, что я в сравнении с ними очень мало знаю, и проведя столько времени в праздности, как будто сквозь сон припо­минаю только то, чему учился в детстве. Юлиан Август во время парфянского похода изблевал семь книг против Христа и, по басням поэтов, умертвил себя своим мечом. Если я попытаюсь писать против него, неужели ты запретишь мне бить эту бешеную собаку палкой Геркулеса - учением философов и стоиков, хотя в битве он тотчас узнал нашего Назарянина, или, как он обыкновенно говорил, Галилеянина, и, про­колотый копьем в живот, получил возмездие за свой бесстыднейший язык? Иосиф, доказывая древность иудейского народа, написал две кни­ги против Аппиона, Александрийского грам­матика; в них представляет он столько свиде­тельств из светских писателей, что мне кажется чудом, каким образом еврей, с детства воспи­танный на Священном Писании, перечитал всю библиотеку греков. Что же сказать о Филоне, [268] которого критики называют или вторым, или иудейским Платоном?

Скажу кратко о всех других: Квадрат, ученик апостолов и первосвященник Афин­ской Церкви, для императора Адриана, ког­да он посещал элевсинские мистерии, соста­вил книгу в защиту нашей религии. Книга эта имела такой удивительный успех, что блестящий ум автора укротил самое жестокое гонение. Аристид философ, муж красноречивейший, тому же императору представил апологию за христиан, которая вся была со­ставлена из мнений философов. Примеру его впоследствии подражал Иустин, также фило­соф, представивший Антонину Пию, сыновьям его и сенату книгу против язычников, в ко­торой с полной свободой защищал поношение Креста и воскресение Христово. Что сказать о Мелитоне, епископе Сардийском, об Аполлина­рии, священнике Гераполитанской Церкви, Ди­онисии, епископе Коринфском, Тациане, Вардесане, Ирине, преемнике мученика Фотина, которые во многих творениях объясняли нача­ла всех ересей и происхождение их из извес­тных философских мнений? Пантен, философ стоической школы, как славившийся особен­ной образованностью, был послан Димитрием, епископом Александрийским, в Индию пропо­ведовать Христа у браминов и философов этой страны. Климент, пресвитер Александрийской Церкви, по моему мнению, муж ученейший из всех, написал восемь книг Стромат и столько же Уставов, книгу против язычников и три кни­ги Педагога. Что в них не ученое? Даже есть ли в них что-нибудь, что не относилось бы к общей [269] философии? Подражая ему, Ориген написал десять Стромат, сопоставляя между собой мнения христиан и философов и все догматы нашей веры подтверждая свидетельствами из Плато­на и Аристотеля, Нумения и Корнута. И Мильтиад написал против язычников прекрасное сочинение, и Ипполит, и Аполлоний, сенатор римский, составили свои небольшие произведения; есть книги и Юлия Африканского, описывавшего события прошедшего; и Феодора, который впоследствии был назван Григорием (св. Григорий чудотворец) - мужа апостоль­ских знамений и добродетелей; и Дионисия, Александрийского епископа, и Анатолия, священника Лаодикийской Церкви; пресвитеров: Памфила, Пиерия, Лукиана, Малхиона, Евсевия, Кесарийского епископа, Евстафия Антиохийского и Афанасия Александрийского, Евсевия Емизенского, Трифилия Кипрского, Астерия Скифополита, Серапиона исповедни­ка, Тита, епископа Бостранского; каппадокийцев: Василия, Григория, Амфилохия - все они наполняют свои сочинения таким множеством философских доктрин и мнений, что не зна­ешь, чему нужно больше удивляться в них - светской ли образованности или знанию Свя­щенного Писания.

Перехожу к писателям латинским. Что образованнее, что остроумнее книг Тертуллиана? Его «Апологетик» и книги «К язычникам» обнимают всю светскую ученость. Минуций Феликс, адвокат в римском форуме, в книге под заглавием «Октавий» и в другой - «Про­тив математиков» (если только надпись не [270] обманывает в авторе) что оставил нетронутым из сочинений язычников? Арнобий написал семь книг против язычников и столько же ученик его Лактанций, написавший еще две книги «О гне­ве» и «О Божием творении»: если ты захочешь прочитать эти книги, то найдешь в них сокращение диалогов Цицерона. У мученика Викторина хоть и недостает учености в книгах, но нет недостатка в стремлении к ней. В сочинении «Что идолы не суть боги» Киприан какой отличается сжатостью, каким знанием всей ис­тории, каким блеском выражений и мыслей! Иларий, исповедник и епископ моего времени, и в слоге и в числе сочинений подражал двенадцати книгам Квинтилиана и в коротенькой книжке против Диоскора врача показал, как он был силен в светских науках. Пресвитер Ювенак при Константине в стихах изобразил исто­рию Господа Спасителя - не побоялся величие Евангелия подчинить законам метра. Умалчи­ваю о других как живых, так и умерших, в сочинениях которых очевидны как их познания, так и их стремления.

И не обманывайся поспешно ложной мыслью, что это позволительно только в сочинениях против язычников и что в других рассуждениях должно избегать светской учености, - потому что все книги всех их, кроме тех, которые с Эпикуром не изучали наук, перепол­нены сведениями из светских наук и филосо­фии. Хотя я представляю только то, что при­ходит на ум при диктовке, и уверен, что ты знаешь, что всегда было в употреблении у лю­дей ученых, но думая, что через тебя этот во­прос предлагается мне другим, который, может [271] быть, - припоминаю любимые рассказы Саллюстия - тот же Кальпурний по прозванию шерстобои[1]. Пожалуйста, скажи ему, чтобы он, беззубый, не завидовал зубам тех, кто ест, и сам, будучи кротом, не унижал бы зрения ди­ких коз. Материя, как видишь, богатая для рас­суждения, но по недостатку места для письма нужно кончить.


[1] Саллюстий упоминает о Кальпурнии - консуле Нумидии, предавшем за деньги республику во время Югуртинской войны. О Кальпурнии шер­стобое упоминает Плутарх и говорит, что он из­меннически убил Юлия Салинатора. Иероним, по всей вероятности, имел в виду обе эти личности, чтобы именем Кальпурния уязвить Руфина, кото­рый предложил этот вопрос.


<< Назад | Содержание | Вперед >>