Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы
(В сокращении)

1

Принимая во внимание,

что нынешним уделом трудящегося класса в Италии является подчинение:

экономическое, ибо он добывает себе средства к существованию, становясь в зависимость от владельцев общественного богатства - земли, рудников, орудий труда, всякого рода капиталов и так далее;

политическое, ибо он вынужден подчиняться законам, в выработке которых он не принимал ни прямого, ни косвенного участия;

интеллектуальное, ибо люди, принадлежащие к рабочему классу, как правило, не имеют никакого образования или имеют образование недостаточное и поверхностное;

и, наконец, моральное, ибо воспитание, которое получают люди этого класса, имеет целью прежде всего заглушить в них всякий дух протеста против существующего порядка и заставить их поверить, что современные институты собственности, государства и церкви имеют божественное, сверхъестественное [199] происхождение и, следовательно, неприкосновенны;

принимая во внимание, кроме того,

что эта проявляющаяся в многообразных формах зависимость, очевидными следствиями которой являются нищета огромного числа людей, невежество, продажность, преждевременная смерть, война, проституция и большая часть преступлений, противоречит природе человека, поддающейся совершенствованию, а также цивилизации и человеческому достоинству; что, если она будет увековечена и новые социальные силы не смогут нейтрализовать ее последствий, человечество снова впадет в состояние варварства; наконец, принимая во внимание,

что каждый, кто сознает свое человеческое достоинство и ощущает узы, связывающие его с другими людьми, не может не восставать в душе против этого враждебного человеку порядка, не может не присоединить своих усилий к усилиям других людей, с тем чтобы добиться и ускорить его уничтожение и установить новый порядок, при котором человек мог бы свободно развивать все свои способности и чувствовать себя человеком среди людей;

исходя из этого, мы, члены Революционно-социалистической партии Романьи, стремясь содействовать, насколько это зависит от нас, общему прогрессу человечества и улучшению социального положения трудящегося класса в Италии, равно как и его окончательному освобождению, которое приведет к освобождению всех людей,

во имя солидарности, связывающей между собой всех людей, во имя безграничного прогресса, который, собственно говоря, есть не что иное, как бесконечный процесс осуществления начал истины, справедливости и нравственности,

намереваемся всеми средствами добиваться уничтожения современной формы общества и установления социалистического общественного строя, в основу которого, как мы считаем, должны быть положены следующие главные принципы, вытекающие из нынешних общественных условий и представляющие собой, по нашему мнению, сущность современного революционного социализма, являясь вместе с тем руководящей линией нашей практической деятельности.

Констатировав, таким образом, многообразные формы подчинения трудящегося класса, мы констатируем также, что для того, чтобы положить им конец, необходимы:

1. В области экономики: коллективная (или общественная) собственность на землю, рудники, орудия труда, пути [200] сообщения, здания, иными словами, на все, что составляет общественный капитал или средства производства...

Поскольку трудящиеся благодаря этому смогут обеспечить при помощи труда свое существование и свою экономическую независимость, они будут иметь возможность пользоваться всеми благами и общественными свободами, ибо экономическое освобождение есть главное условие всякой свободы и прогресса человека...

2. В области политики: признание гражданских и политических прав за каждым человеком, будь то мужчина или женщина.

Когда, таким образом, каждый человек будет иметь голос в делах общества и сможет голосовать независимо, так как уже будет достигнуто экономическое освобождение, и со знанием дела, так как речь будет идти, как правило, о решении вопросов, относящихся к организации труда, когда к тому же революция на деле устранит всякие классовые различия и различия интересов, можно будет достигнуть того, чего никогда нельзя достигнуть при современных политических порядках, т. е. установить такой общественный строй, который явится истинным выражением воли народа. Тем не менее и такой порядок, в конечном счете, будет только временным.

Всеобщее голосование, которое вскоре после революции разрешит большую часть вопросов, которые не были решены революционным путем, мало-помалу будет утрачивать свое значение, и, наконец, когда будет найден лучший способ общественной организации труда и распределения продуктов, этот временный порядок уступит место такому общественному устройству, при котором участие каждого индивидуума в потреблении и производстве будет определяться не законом, а самой природой вещей, ибо необходимым условием как жизни человека, так и жизни общества является потребление и производство.

Мы придем, таким образом, к безвластию в области политических отношений, так же как к коммунизму в области экономических отношений. Анархический, или свободный, коммунизм является идеалом современного революционного социалистического движения. Но никто не может сказать нам, не даст ли развитие идей и событий общественной жизни еще более великого и прекрасного идеала? Во всяком случае, мы стоим за прогрессивное и бесконечное развитие человеческой личности.

3. В области интеллектуального и нравственного развития общество должно дать воспитание всем детям как мужского, [201] так и женского пола на гуманистической основе, в соответствии с уровнем развития науки и общим прогрессом, а также всестороннее образование (профессиональное и общее), что сделает возможным гармоничное развитие всех заложенных в человеке сил физических, умственных и нравственных.

Таким путем, в условиях, когда уже завоевано экономическое и политическое освобождение, будет достигнуто полное духовное и нравственное освобождение всех людей и новые поколения будут подготовлены к осуществлению того анархического коммунизма, о котором мы говорили выше.

Следовательно, как коллективная собственность на землю и орудия труда, так и предоставление всем людям гражданских и политических прав, а также воспитание и всестороннее образование не являются, по нашему мнению, конечной целью современного революционного социалистического движения, но представляют собой условия, необходимые для нормального и прогрессивного развития человечества и для осуществления программы социалистического движения в ее наиболее полном выражении.


2

Принимая во внимание,

что первостепенным условием всестороннего освобождения трудящихся классов, а значит, и всех людей является экономическое освобождение;

что экономическое освобождение может быть достигнуто лишь тогда, когда трудящиеся классы города и деревни в интересах всего общества овладеют землей и капиталами, а следовательно, и всей политической, военной и общественной властью, которую дает обладание ими;

что, поскольку привилегированный класс, как показывает опыт истории, никогда не уступает мирным путем своих вековых привилегий, овладеть землей, капиталами и всей общественной властью можно только революционным путем, так что революция - это не только предлагаемый нами лучший способ эффективного разрешения социальной проблемы и освобождения народных масс, это историческая необходимость, которую мы только формулируем, помогаем осознать и всеми силами стараемся приблизить время, когда она восторжествует;

по этим причинам

Социалистическая партия Романьи является партией революционной и не может не быть таковой. [202]

Революция - это прежде всего сопровождаемый применением насилия акт восстания масс против создаваемых существующими порядками препятствий, которые не позволяют народу выразить и осуществить свою волю.

Поэтому революция означает прежде всего временную диктатуру трудящихся классов, т. е. сосредоточение всей общественной власти (экономической, политической и военной) в руках восставших трудящихся с целью уничтожения препятствий на пути установления нового порядка, чинимых старым порядком, с целью защиты революции, ее расширения и распространения на новые районы, с целью осуществления экспроприации владельцев частной собственности и установления коллективной собственности и общественной организации труда...

Но революция в том понимании, которое свойственно социалистам, революция, направленная на преобразование всего общественного устройства, начиная с самых основ его, имеющая целью не только завоевание (или свержение) политической власти, но и завоевание всей общественной власти, имеющая своей ближайшей целью овладение (или путем восстания, или путем революционного законодательства) землей и капиталами, с тем чтобы превратить их в общественную собственность и использовать для общего блага, - такая революция может быть лишь социальной. А чтобы она осуществилась, необходимы не только совместные усилия сознательных социалистов и революционеров, которые, вообще говоря, всегда составляют лишь наибольшее меньшинство, но и действенные и энергичные совместные усилия трудящихся масс города и деревни.

Отдельные революционные выступления - акты индивидуальной борьбы, заговоры, попытки повстанческого характера, совершаемые отважным меньшинством, - могут на какой-то момент привести массы в движение, привлечь внимание к социальной проблеме и содействовать более ясному пониманию ее, вызвать и поддержать в народе возбуждение и при благоприятных условиях вызвать открытое восстание, но не могут привести к революции.

Революцию совершает народ, только он может ее совершить, и, чтобы сделать ее возможной, нам нужно из партии, чем мы являемся сейчас, стать народом, т. е. нужно, чтобы за нами пошла наиболее сознательная и энергичная часть городского и сельского населения.

Ибо, если в странах, где политическая власть принадлежит отдельным лицам и носит абсолютный характер и где, таким образом, устранение определенных лиц означает [203] устранение самых важных препятствий, мешающих осуществлению народной воли, индивидуальная борьба приемлема и даже может стать необходимой, то в странах, где общественная власть сосредоточена в руках целого класса, индивидуальная борьба оказывается неэффективной. Там борьба может идти только между классами, там революция может быть слишком социальной.

Это не значит, что мы отрицаем значение индивидуальной борьбы и индивидуальных протестов, заговоров и попыток повстанческого характера. Мы утверждаем даже, что в некоторых особых условиях и в некоторые моменты - но не во всех условиях и не в любой момент - применение этих средств является неизбежным: это единственная возможность проявить себя, какую имеет партия. Однако применение этих средств, которое должно возлагаться на отдельных лиц, не может и не должно возводиться в общее правило, обязательное для всех, не может и не должно быть постоянной политикой большой партии, которая должна иметь в своем распоряжении гораздо более действенные средства борьбы и быть в состоянии действовать открыто.

Кроме того, так как революция, как правило, осуществляет только то, что уже созрело в сознании большого числа людей, то для того чтобы она не была использована нынешним правящим классом, нужно, чтобы ей предшествовала широкая пропаганда революционно-социалистических идей и чтобы органом революции была хорошо организованная партия, которая сможет выступить ее зачинщиком, когда сложатся условия, необходимые для успеха революции, когда революция вспыхнет, сможет быть ее вдохновителем и даже руководителем.

Поэтому перед нашей партией стоят две задачи: первая задача - будить устным и печатным словом, примером, а в случае необходимости и другими средствами спящие массы города и деревни, готовить их к революции, которая неизбежно совершится в обществе под действием тех же самых социальных факторов, которые ныне служат источником давящего нас гнета; вторая задача - использовать благоприятную возможность, для того чтобы поднять эти массы против существующего порядка, стать вдохновителем их борьбы и приложить все усилия, чтобы революция принесла те плоды, которые массы от нее ждут.

Необходимыми предшественниками социальной революции, охватывающей все области жизни и ведущей к коренным преобразованиям во всех этих областях, являются те реформы или попытки реформ, которые имеют целью постепенное [204] преобразование отдельных сторон современного общества. Поэтому партии полезно и даже необходимо участвовать (и там, где нужно, выступать в роли инициатора) во всех реформах и всех экономических, политических, антирелигиозных кампаниях, которые имеют целью все большее преобразование современных институтов и приближают революцию, внося в народ оппозиционный и мятежный дух; это необходимо партии для того, чтобы жить, двигаться вперед, поддерживать связь с народом и черпать в нем новые силы. Участие партии в таких кампаниях тем более полезно и необходимо, если выясняется, что они являются исторически неизбежными. В последнем случае эти реформы, эти кампании не только дают нам возможность выступить открыто со своей платформой, излагать и пропагандировать наши идеи, но и становятся для нас действенными средствами борьбы, если мы сумеем помешать враждебным партиям использовать их в своих интересах.

Движение, носящее вначале мирный и законный характер, мало-помалу, вследствие сопротивления, которое оно встречает (ибо важнейшей особенностью привилегированных классов и правительств является стремление во что бы то ни стало сохранить существующее положение), превратится в революционное движение. Все кампании, начатые с целью достижения реформ, станут, если мы примем в них участие, авангардными боями, которые будут все ближе подводить массы к решающей схватке, доказывая ее необходимость и укрепляя сознание этой необходимости. Кроме того, при проведении этих кампаний не исключена возможность - напротив, возникает необходимость - использования более действенных энергичных средств.

Следовательно, будучи прежде всего революционерами, надо всегда иметь в виду, что при нынешних исторических условиях только революционные действия являются эффективным средством для разрешения социальной проблемы, что, пока существуют современные порядки, вся наша деятельность должна быть подчинена задаче пропаганды, подготовки и ускорения сознательных революционных действий трудящихся масс, наталкивания масс на такие действия; мы думаем, что партия, подобная нашей, которая не предполагает ограничиться кратковременной и поверхностной кампанией и желает быть действенным орудием социального прогресса, должна, прямо или косвенно, принимать участие во всех тех манифестациях, во всех тех кампаниях, во всех тех событиях современной жизни, которые, оставаясь в рамках существующего порядка, содержат тем не менее зародыши [205] разложения этого порядка, помочь развиться этим зародышам - в этом и должна заключаться задача нашей деятельности.

Однако, чтобы не смешать цели со средствами и не спутать цели революционной социалистической партии с целями чисто реформистских партий, нужно помнить, что реформы, которые для последних являются целью, для нас - всего лишь возможность, средство агитации и борьбы, средство, которое имеет преходящее значение и не мешает нам поощрять и использовать другие проявления народной и революционной активности, в особенности в тех условиях, когда у нас отнята возможность всякого легального выступления.

Учитывая, что действия партии должны быть многообразны, как многообразны формы угнетения, устранить которые мы намереваемся, как многообразны цели, которые мы ставим перед собой, мы из числа тех видов деятельности, которые вообще возможны и применимы при существующих порядках и могут иметь значение в качестве средств агитации и борьбы, а также могут создать благоприятные условия для развития социализма, предлагаем использовать следующее:...

1. Широко и постоянно пропагандировать социалистические идеи при помощи лекций, газет, брошюр, собраний и открытых демонстраций, с тем чтобы формы пропаганды этих идей варьировались, смотря по тому, среди кого должна вестись пропаганда: среди крестьян, рабочих, женщин, учащейся молодежи и т. д.

2. Объединять в крепкую организацию в виде секций партии, кружков для изучения социальных проблем, рабочих кружков, обществ по воспитанию и просвещению народа и т. д. все социалистические и революционные элементы города и деревни.

3. Как можно лучше организовывать рабочий класс города и деревни (и прежде всего объединить по профессиям), с тем чтобы он мог на деле убедиться в преимуществах ассоциации и почувствовал необходимость использовать ассоциацию во всех областях жизни.

4. Поддерживать и в случае необходимости развязывать борьбу против капитала путем забастовок, требований об увеличении заработной платы, об уменьшении рабочего дня и т. д.

5. Поддерживать (а иногда и выступать в роли их инициатора) такие политические и экономические реформы, которые дают возможность пропагандировать социализм, вести [206] агитацию и борьбу и направлены на отмену одной привилегии, что повлечет за собой уничтожение других привилегий; которые содействуют организации труда и повышению культурного уровня жизни народа, которые могут ослабить сопротивление государства, предоставить нам большую личную свободу, ускорить крах современных политических и экономических институтов и содействовать переустройству человеческого общества на социалистический лад.

6. Завоевывать органы общинной администрации путем активного участия в муниципальных выборах и преобразовывать в интересах народа и общинной автономии современное административное устройство, поручая, например, объединениям рабочих выполнение работ, производимых в общине, передавая им право на использование общинной собственности и вступая в случае необходимости в борьбу с государством.

7. Выдвигать социалистических и рабочих кандидатов в парламент либо с целью добиться их избрания, либо в знак протеста, предоставив ассоциациям отдельных провинций право определять линию поведения товарищей, которые могут быть избраны депутатами.

8. Поощрять и в случае необходимости организовывать народные манифестации против экономических и политических привилегий; поддерживать эти манифестации, не останавливаясь, если потребуется, перед самыми решительными средствами.

9. Вести упорную борьбу против религиозных предрассудков, тяготеющих над значительной частью рабочих.

10. Короче говоря, вести борьбу каждодневно, ежеминутно, любыми средствами до тех пор, пока мы не почувствуем себя в состоянии начать решающую битву...


Манакорда Г.
Итальянское рабочее движение
по материалам съездов от его зарождения до образования
социалистической партии: Пер. с ит. М.,
1955, с. 415-422.

Текст воспроизведен по изданию: Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения стран Европы и США. - М., 1985. С. 199 - 207.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."