Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы
Георг Гервег (1817 - 1875), известный немецкий лирический поэт - „король немецких поэтов" - и политический писатель. Первая книга его стихов («Стихотворения живого» - Gedichte eines Lebendigen) появилась в 1841 г. в Швейцарии, где он жил. Несмотря на преграды, Гервег принял участие в Баденском восстании, куда он явился в апреле 1848 г. с отрядом вооруженных рабочих. О Гервеге упоминает в очерке „Наши послали" И. С. Тургенев, лично его знавший.


Возможно ли подымать такой крик из-за каких-то двух тысяч немцев, которые из-за границы хотят возвратиться в свое отечество и делают с этой целью и в интересах порядка то, что теперь делают все, т. е. об'единяются, чтобы, как вместе они страдали, так и теперь вместе сражаться на родине, но не против родины? Разве это как раз не те самые немцы, которые перенесли за границей отчасти лишения и бедствия, отчасти политическое преследование и которые претерпели больше, чем многие фразеры (Phrasenmacher) на немецких трибунах, деятельно выполняя двоякого рода задачу и двоякого рода служение: освобождение отечества и улучшение дел? Кто осмелится уменьшить их участие в вашей борьбе? Разве они, как и вы, не обязаны требовать своих неотчуждаемых прав громко и грозно, столь же громко, как и вы? Вы хотите их встретить и, уничтожить ружьями и пушками, огнем и мечем, потому что они, быть может, появятся вооруженными?

Благородный разговор молодой немецкой свободы!

Или вы серьезно говорите о всеобщем народном вооружении, и тогда вы не можете исключать никого из ваших братьев, или же вы, нужно сознаться, боитесь вооруженного народа, и в таком случае вы - лицемеры, ведущие разговор о вооружении народа только с той целью, чтобы поддержать на некоторое время свою исчезающую популярность.

Вы говорите, что в нас никто не нуждается.

Нуждается каждый. Вы говорите, что вы можете приготовиться без этих чужестранцев, как вы именуете ваших братьев, и притом ваших лучших братьев? Приготовиться в нашем смысле - да! А в нашем, демократической смысле - нет! Потому что даже свободы, если б это было возможно, мы не хотим чрез вас! Мы хотим получить ее чрез нас, мы хотим ее чрез всех и для всех. Никто не получил мандата от народа и никто не воспретит нам произнести на [247] своем месте собственное слово. Мы прибудем, потому что это - наша обязанность. Мы не признаем никакой другой силы на земле, кроме самого народа и воли всего народа. Мы не позволим себя задержать ни реакционным, ни либеральным вожакам-баранам, ни тем либералам, которые неожиданно из конституционалистов сделались республиканцами лишь для того, чтобы не выпустить из своих рук руководительства движением. Мы верим и открыто в том сознаемся, что новое время для Германии не наступит без предшествующего народного возмущения, а себя мы считаем, хотя и за очень ничтожный, но все-таки не совсем бесполезный элемент в этом народном возмущении, потому что мы несем с собою революционный опыт и ведем храбрых немецких бойцов с парижских баррикад.

Мы требуем скорейшей отмены монархии для всей Германии, потому что ни с прусским королем, ни с австрийским императором не может быть серьезной борьбы с врагом на востоке, так как оба они всегда видят в нем тайного союзника. Республика для нас - дело совести, дело веры. Теперь никакое большинство не навяжет нам монархии. Время не терпит, война у дверей. Если бы вы действительно были готовы до нашего прибытия, то вашим братьям в Париже оставалось бы только образовать первый полк немецкой республики против русского абсолютизма, а они к этому все без исключения готовы.


Текст воспроизведен по изданию: Социальная борьба в Западной Европе XIX века в подлинных документах. - Ч. 1. - Л., 1924. С. 247 - 249.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."