Империалистическая война, затеянная капиталистами в целях передела мира, началась первого августа 1914 года.
Больше четырех лет народы разных капиталистических государств, обманутые своей буржуазией, [11] истребляли друг друга. Лилась реками кровь, вырастали горы трупов, бесполезно растрачивались результаты многолетнего человеческого труда. Разрушались цветущие города, фабрики и заводы, опустошались крестьянские поля, десятки миллионов людей обрекались на голод и нищету. За четыре года на войну было истрачено свыше 300 миллиардов рублей золотом, погибло на полях сражений свыше 9 миллионов человек.
Царская Россия была одним из главных государств, затеявших эту войну. Русские помещики и капиталисты рассчитывали завоевать у Австро-Венгрии Галицию, а у Турции - Армению, город Константинополь и Дарданелльский пролив из Черного в Средиземное море.
Не последней в числе причин, толкнувших Россию к участию в войне, было стремление помещиков и капиталистов отвлечь внимание трудящихся от революционной борьбы, истребить на войне лучшую часть пролетариата и таким путем ослабить революционное движение рабочих и крестьян против самодержавия и капитализма.
Всю тяжесть войны буржуазия переложила на плечи трудящихся. В армию мобилизовывались наиболее работоспособные, молодые, здоровые силы из рабочих и крестьян. Увеличились почти вдвое налоги. Непомерно стали расти цены на продукты и предметы первой необходимости. Во Владимирской губернии с августа 1914 г. по март 1915 г. цены на рожь поднялись почти вдвое, на овес - в два с половиной раза. К началу 1915 г. в крупных городах стало нехватать хлеба, появились очереди у продовольственных [12] магазинов, создавалась благоприятная обстановка для роста спекуляции.
Все это чрезвычайно тяжело отражалось на положении рабочего класса и трудового крестьянства.
В Иваново-Вознесенске рабочие буквально на другой же день после объявления войны уже почувствовали на себе ее последствия. Сокращение подвоза сырья и топлива на фабрики в виду загрузки железнодорожного транспорта перевозками мобилизованных людей и разного военного имущества заставило фабрикантов сократить производство. Фабрики стали или останавливаться, или работать неполную неделю; началось сокращение излишней рабочей силы. В рабочих семьях создавалось прямо безвыходное положение: мужа брали на войну, а жену увольняли с фабрики. Перед такими семьями во весь рост вставала угроза нищеты, разорения и голодной смерти. Даже владимирский губернатор и тот принужден был отметить тяжелое положение рабочих, обреченных на безработицу. В августе 1914 года он писал в Петербург:
„Во время мобилизации прекратился регулярный подвоз материалов на все фабрики и заводы губернии, следствием чего явилось сокращение работ на некоторых фабриках и прекращение на других и, таким образом, в недалеком будущем несколько десятков тысяч рабочих могут остаться без обычного заработка, столь необходимого вообще, а особенно в текущем году, когда в губернии ощущается недород хлебов и трав".
Цены на продукты росли, а заработная плата рабочих [13] оставалась почти без изменения. Обычно торговцы повышали вдвое цены на хлеб, а фабриканты прибавляли рабочим гривенник на рубль. От этого получалось, что если в 1913 году ивановский рабочий зарабатывал 142 рубля в течение года, то в 1916 году его заработок упал до 126 рублей.
Не лучше было положение и в деревне. Беднота и середняки должны были отдавать на войну и людей и рабочий скот, а кулаки устраивали своих сынков работать в тылу „на оборону", взятками откупались от поставки в армию лошадей. В военной комиссии забирали убогую клячу бедняка и „браковали" кулацкого рысака.
Война разоряла крестьянское хозяйство. За три военных года вдвое уменьшилось количество рабочего и молочного скота, сократилась посевная площадь, упала урожайность. На усиливающейся крестьянской нужде наживались кулаки - скупали землю, скот, сельскохозяйственный инвентарь, закабаляли деревенскую бедноту.
В другом положении оказались помещики и капиталисты. И те и другие тоже „работали" на оборону - поставляли в армию хлеб, скот, мануфактуру, обувь, пули, снаряды, орудия, удушливые газы. Все это приносило им баснословные барыши. Хлопчатобумажная промышленность России в 1914 году дала 55 миллионов рублей прибыли, а в 1915 году - 135 миллионов. Отдельные фабриканты наживались на войне еще больше. Владельцы Большой Ярославской мануфактуры (теперь фабрика „Красный Перекоп") в 1914 году получили всего 380 тысяч рублей прибыли, а в 1916 году - больше 6 миллионов рублей. [14]
Рабочие и крестьяне умирали на фронтах империалистической войны, а если некоторые из них и возвращались домой, то калеками, неспособными к нормальному труду. Дома они находили свои семьи разоренными, притесняемыми начальством, фабрикантами, помещиками, кулаками. И чем дальше продолжалась война, тем все тяжелее и тяжелее становилось рабочим и крестьянам.
А буржуазия на все лады кричала о „войне до полной победы". Об этом ежедневно писали газеты, говорили во время устраиваемых правительством „патриотических манифестаций", проповедывали в церквах.
Чем дольше продолжалась война, тем выгоднее было капиталистам и помещикам. Каждый лишний день войны приносил им все новые и новые барыши.
Рабочие и крестьяне, чтобы спасти себя от окончательного разорения и голодной смерти, должны были вести решительную борьбу против империалистической войны. В ответ на призывы буржуазии продолжать войну „до победного конца" рабочие требовали мира, хлеба, свободы, крестьяне - земли и мира.
Сколько ни старалась буржуазия при помощи своих прислужников меньшевиков и эсеров затемнить истинные причины и характер войны, ей все же не удалось обмануть трудящиеся массы. Передовые рабочие вскоре после начала войны стали понимать, что без свержения помещичье-буржуазного правительства нельзя кончить войну, что то оружие, которое дали в руки рабочим и крестьянам во время [15] войны, надо повернуть против буржуазии. Рабочие внимательно прислушивались к тому, чему учили их большевики, чему учил В. И. Ленин, который в августе 1915 года в воззвании о войне писал:
„Война наполняет карманы капиталистов, которым течет море золота из казны великих держав. Война вызывает слепое озлобление против неприятеля, и буржуазия всеми силами направляет в эту сторону недовольство народа, отвлекая его внимание от главного врага: правительства и командующих классов своей страны. Но война, неся бесконечные бедствия и ужасы трудящимся массам, просвещает и закаляет лучших представителей рабочего класса. Если погибать, погибнем в борьбе за свое дело, за дело рабочих, за социалистическую революцию, а не за интересы капиталистов, помещиков и царей, - вот что видит и чувствует всякий сознательный рабочий. И как ни трудна теперь революционная с.-д. работа, она возможна, она идет вперед во всем мире, в ней одной спасение!
Долой царскую монархию, втянувшую Россию в преступную войну и угнетающую народы! Да здравствует всемирное братство рабочих и международная революция пролетариата".[1]
Под руководством партии большевиков передовые рабочие начали борьбу за осуществление лозунга: „Превращение империалистической войны в войну гражданскую".
[1] Л е н и н, том XVIII, стр. 183-184.