1. После победы над Помпеем и его смерти, когда Цезарь сражался в Египте, ему весьма много услуг оказывал Антипатр, правитель иудеев сообразно повелению Гиркана. Так, например, когда Цезарь пытался привести вспомогательное войско пергамскому царю Митридату и не был в состоянии пройти через Пелузиум, почему и должен был остановиться около Аскалона, к нему явился на выручку Антипатр с тремя тысячами тяжеловооруженных иудеев и в конце концов побудил также союзников из Аравии явиться к нему на помощь. Ради Антипатра пошли в поход также все сирийцы, не желавшие отставать от других в своем воодушевлении к Цезарю, в том числе киязь Иамвлих и сын его Птолемей, населявшие хребет Ливанский, а также почти все остальные города. Тогда Митридат выступил из Сирии и прибыл в Пелузиум. Когда жители отказались принять его к себе, он приступил к осаде города. Тут опять отличился Антипатр, а именно, он первый пробил брешь в одном месте стены и тем дал всем прочим возможность проникнуть в город. Таким образом окончилось дело при Пелузиуме. Когда же Антипатр [88] и Митридат были на пути к Цезарю, иудеи, населявшие дом Онии, воспротивились их проходу. Впрочем, и их убедил перейти на свою сторону Антипатр, особенно тем, что предъявил им письмо первосвященника Гиркана, где тот убеждал их быть друзьями Цезарю и доставлять его войску съестные припасы и все необходимое. Когда же иудеи убедились в солидарности Антипатра и первосвященника, то охотно подчинились; а на основании слухов об их покорности жители окрестностей Мемфиса также пригласили к себе Митридата, который явился к ним и подчинил их себе.

2. Когда он обошел так называемую Дельту, он сразился с врагами около иудейского стана. Над правым крылом начальствовал Митридат, над левым Антипатр. Когда войска сошлись в бою, крыло Митридата отступило, и ему пришлось бы подвергнуться страшнейшей опасности, если бы Антипатр, который успел уже разбить врагов, не прибежал со своими солдатами вдоль берега реки, не освободил бы Митридата и не обратил бы в бегство уже побеждавших египтян. Во время преследования последних Антипатр овладел также их лагерем, а Митридата удержал от дальнейшего бегства. У Митридата пало при этом восемьсот человек, у Антипатра же сорок. Обо всем этом Митридат сообщил Цезарю, указывая при том на Антипатра как на виновника не только победы, но и их спасения, так что тогда Цезарь выразил Антипатру похвалу и впоследствии, в самые критические минуты войны, всегда пользовался его поддержкой. Во время этих битв Антипатр был ранен.

3. Когда впоследствии Цезарь окончил войну и отплыл обратно в Сирию, он удостоил Гиркана и Антипатра великих почестей: первого он утвердил в сане первосвященника, а второму дал право римского гражданства и освободил от всех решительно повинностей.

Многие уверяют, будто и Гиркан участвовал в том походе и (вместе с Антипатром) был в Египте. Это доказывается сообщением каппадокийца Страбона, говорящего от имени Азиния следующее: «После вторжения Митридата и иудейского первосвященника Гиркана» в Египет. Тот же самый Страбон в другом месте, ссылаясь на Ипсикрата, говорит, что Митридат выступил (против Египта) один, а затем призвал к себе в Аскалон Антипатра, правителя Иудеи, который и доставил [89] ему 3000 воинов, равно как склонил на его (Митридата) сторону также и других правителей, и что в этом походе участвовал тоже первосвященник Гиркан.

4. Так повествует Страбон. В это время явился к Цезарю Антигон, сын Аристовула, и, жалуясь на печальную участь отца своего, который по вине Цезаря пал жертвой отравления, и на то, что брат его был казнен Сципионом, просил сжалиться над его грустным положением человека, изгнанного из своих владений. При этом он обвинял Гиркана и Антипатра в том, что они правят народом лишь при помощи насилия и поступили с ним (Антигоном) крайне несправедливо. Бывший при этом Антипатр стал оправдываться в взводимых против него обвинениях, указал на то, что Антигон окружен мятежными и беспокойными людьми, а также упомянул о своих трудах и подвигах во время походов, коих, по его словам, сам Цезарь был свидетелем. Он при этом указывал на то, что Аристовул совершенно основательно был увезен в Рим, потому что являлся всегда заклятым врагом римлян; что же касается его брата, то его казнь Сципионом была лишь заслуженным возмездием за его разбойничьи набеги, и он потерпел наказание совершенно основательно и справедливо.

5. После такого объяснения Антипатра Цезарь объявил Гиркана первосвященником, а Антипатру предоставил все права, которых тот домогался, и решил сделать его полновластным наместником в Иудее. При этом он разрешил Гиркану, на основании его просьбы о такой милости, восстановить стены родного города, которые оставались после Помпея все еще разрушенными. Вместе с тем он распорядился, чтобы консулы в Риме записали это постановление и поместили его в Капитолии. Решение сената поэтому было редактировано следующим образом:

«Претор Люций Валерий, сын Люция, сделал следующее предложение сенату в декабрьские иды[1], в храме Согласия. Присутствовали при записи решения Люций Колоний, сын Люция, из коллинской и Папирий из квиринской (Трибы).

Относительно предложения иудейских старейшин: Александра, сына Иасона, Нумения, сына Антиоха, и Александра, сына Дорофея, мужей доблестных и (римских) союзников, возобновить прежде заключенный с римлянами дружественный [90] союз, в знак чего они привезли золотой щит ценностью в пятьдесят тысяч червонцев и просили выдать им охранные грамоты к независимым городам и царям, чтобы беспрепятственно и безопасно проезжать по их владениям и входить в их гавани, - постановлено: вступить с ними в дружественный союз, исполнить их просьбы и принять привезенный щит». Этот договор был заключен при первосвященнике и правителе Гиркане в девятый год его правления, в месяце Панеме.

И от афинского народа Гиркан, оказавший ему множество услуг, добился подобной же чести. Афиняне прислали ему народное постановление следующего содержания: «При пританнии[2] и священстве Дионисия, сына Асклепиада, в пятый день после месяца Панема, было передано старейшинам сие решение афинян. Записал при архонте Агафокле Эвкл, сын Менандра из Алимуса, в одиннадцатый день месяца Мунихия, в одиннадцатую пританнию, во время заседания в театре; за правильностью голосования следил ерхиец Дорофей с помощниками; докладывал Дионисий, сын Дионисия. Постановлено народом: так как Гиркан, сын Александра, первосвященник и правитель иудейский, постоянно являл по отношению ко всему (афинскому) народу и по отношению к отдельным его представителям благоволение и всяческую о них заботливость, как относительно тех афинян, которые являлись к нему в качестве послов, так и по своим личным делам, всегда радушно принимал их и заботился о доставлении им безопасного проезда по стране, что было и прежде засвидетельствовано нами и подтверждается ныне сообщениями сунийца Феодосия, сына Феодора, который сделал об этом доклад народу и упомянул о доблести названного мужа, присовокупив, что последний имеет в виду и впредь оказывать нам по силе возможности всякую поддержку, - мы решаем почтить Гиркана золотым почетным венком по закону, воздвигнуть в храмах народном и Харит его бронзовую статую и возвестить об этом через глашатаев в театре во время праздников Дионисия, при представлении новых трагедий, а также в праздники Панафинейские и Элевсинские во время гимнастических игр. Чиновники должны позаботиться о том, чтобы Гиркану, пока он будет пребывать в столь дружественном к нам расположении, оказывались всевозможные льготы и любезности, дабы видно [91] было, что народ наш чествует славных мужей и питает такие чувства признательности к достойным людям. Вместе с тем следует избрать из среды афинян послов, которые отвезли бы Гиркану данное постановление и предложили бы ему после оказания ему указанных почестей и впредь всегда относиться благожелательно к нашему городу».

Однако довольно этих доказательств того, каким почетом пользовался Гиркан у римлян и у афинского народа.


[1] Т. е. 13 декабря.

[2] Пританниями назывались промежутки в 35, позже в 29-30 дней, в течение которых известное отделение совета пятисот афинских старейшин ведало все общественные дела. По этим пританниям велся счет в официальных бумагах, в начале которых обыкновенно помещалось еще упоминание имени первого из десяти архонтов, стоявших во главе республики.


<< Назад | Содержание | Вперед >>