1. Когда Димитрий, как мы выше рассказали[1], пал в битве, Александр овладел царством сирийским и отправил к Птолемею Филометору письмо, в котором просил руки его дочери. При этом он указывал на то, что теперь, после того как ему удалось возвратить себе царство отца и по милосердию Божию быть признанным в нем после победы над Димитрием, будет вполне уместно вступить в родство с ним и что он во всем думает выказать себя достойным будущего своего тестя. Птолемей ответил ему, что охотно принимает его предложение, ибо он радуется, что отцовское царство вернулось к нему, и обещал выдать за него дочь свою; при этом он предложил Александру выехать в Птолемаиду, куда фараон собирался привезти дочь свою. Туда Птолемей хотел проводить дочь свою из пределов Египта и там справить ее свадьбу. Отправив это письмо, Птолемей быстро поехал с дочерью своей Клеопатрой в Птолемаиду, встретился там с Александром, сообразно уговору выехавшим к нему навстречу, выдал за него дочь и дал ей в приданое столько серебра и золота, сколько и подобало царю.

2. После окончания свадебных торжеств Александр отправил первосвященнику Ионафу письмо с приглашением прибыть в Птолемаиду. Прибыв к царям и привезя им блестящие дары, первосвященник удостоился от них обоих величайшего почета. Александр заставил его снять одежду и облечься в порфиру, посадил его рядом с собой на троне, а также велел своим сановникам отправиться с Ионафом в самый центр города и объявить, что никому не разрешается жаловаться на Ионафа или делать ему какие бы то ни было неприятности. Когда сановники сделали это, то все те, которые собрались было выступить с обвинениями против Ионафа и относились к нему враждебно, при виде почета, которого Ионаф удостоился от царя, разбежались в страхе, как бы им самим при этом случае не пострадать. Царь Александр вообще так отличил Ионафа, что даже велел внести его в список первых своих приближенных.

3. В сто шестьдесят пятом году[2] сын Димитрия, Димитрий[3], отплыл с Крита в Киликию во главе множества наемников, которыми снабдил его критянин Ласфен. Когда Александр [19] узнал об этом, то страшно смутился и перепугался и немедленно поспешил из Финикии в Антиохию, чтобы оградить ее раньше прибытия Димитрия. В качестве военачальника над Келесирией он оставил Аполлония Дава, который, направясь с большим войском к городу Ямнии, отправил к первосвященнику Ионафу послов с заявлением, что он считает неприличным, что Онаф один не подчиняется царю, а живет себе в полном спокойствии и безмятежно, и это для него полный позор, что он не покоряется царю[4]. «Не обманывай сам себя насчет того, будто бы ты, сидя в горах, был силен (говорил Аполлоний); если же ты так полагаешься на свое войско, то спустись на равнину, сразись с нашей ратью; исход битвы покажет, кто храбрее. Впрочем, знай, что лучшие люди каждого города сражаются в рядах моего войска, а это как раз те люди, которые привыкли всегда побеждать твоих предков. Вступи с нами в борьбу в такой местности, где нет возможности сражаться при помощи каменьев, но где приходиться биться с оружием в руках и где нет места, куда можно было бы убежать побежденному».

4. Ионаф рассердился на такие слова его и, собрав десять тысяч воинов, двинулся из Иерусалима в сопровождении брата своего Симона. Прибыв в город Яффу, он расположился станом вне его, потому что жители, имея внутри города гарнизон Аполлония, заперли перед ним ворота. Когда же Ионаф приготовился осаждать город, население, боясь, как бы он силой не овладел городом, раскрыло перед ним ворота. Узнав о взятии Яффы Ионафом, Аполлоний двинулся во главе трех тысяч всадников и восьми тысяч пехоты к Азоту и пошел оттуда медленно и не спеша (на Яффу). Приблизившись к Яффе, он стал притворно отступать и тем выманил Ионафа на равнину; при этом он гордо разъезжал на своем коне и был вполне преисполнен надежды на победу. Ионаф двинулся вслед за Аполлонием вплоть до Азота. Тогда Аполлоний, видя, что теперь приходится сражаться на ровном месте[5], повернул фронт и вступил с Ионафом в бой. Хотя Ионаф и узнал, что у Аполлония спрятана тысяча всадников в засаде в некой ложбине, чтобы с тыла ударить на врагов, он все-таки не испугался, но выстроил свое войско в двух направлениях, чтобы оно могло с фронта и с тыла встретить нападение врагов, и ободрил его отражать нападения [20] последних с обеих сторон. Когда же бой затянулся до вечера, он дал брату своему Симону часть своего войска и приказал ему врезаться с ним в строй врагов; сам же он велел своим войскам сомкнуть щиты и таким образом оградить себя от дротиков всадников. Воины так и поступили, тогда как вражеские всадники, выпустив на них все свои стрелы до последней, не причинили им решительно никакого вреда, потому что эти стрелы не могли ранить никого ввиду того, что сомкнутые в одну непрерывную стену и тесно составленные щиты легко отражали их и заставляли их безрезультатно падать.

Когда же Симон заметил, что враги, метавшие в иудеев снаряды с раннего утра до позднего вечера, утомились, то нагрянул на них со своим войском, и, благодаря необычайной храбрости последнего, ему удалось обратить неприятеля в бегство. Всадники, увидя бегство пехоты, сами тоже не выдержали, но, будучи также совершенно изнурены боем, затянувшимся до вечера, и потеряв всякую надежду на поддержку со стороны пехотинцев, обратились в беспорядочное и дикое бегство, так что они в полном беспорядке рассыпались по равнине. Ионаф преследовал их до Азота и перебил при этом множество их, остальных же, потерявших надежду на спасение, принудил бежать в находившийся в Азоте храм бога Дагона. Затем Ионаф взял город после первого же натиска и поджег его и близлежавшие деревни. Он также не пощадил и храма Дагона, но предал пламени как храм, так и укрывшихся в нем. Число павших в бою и сгоревших в храме врагов было восемь тысяч. Одержав таким образом верх над столь многочисленной ратью, Ионаф двинулся от Азота к Аскалону и расположился лагерем перед этим городом; тут-то к нему навстречу вышли аскалонцы с дарами и всячески стали выражать ему свое уважение. Приняв их добровольное подчинение, он вернулся в Иерусалим с богатой добычей, которую ему доставила победа над врагами.

Когда Александр узнал о поражении своего полководца Аполлония, то стал притворно выражать свое удовольствие по этому поводу, потому-де, что тот против его желания напал на его друга и союзника Ионафа. При этом он отправил к Ионафу посольство с изъявлением и засвидетельствованием полного своего почтения и послал ему в дар золотой браслет, что обыкновенно дарится лишь царским родственникам, [21] а также уступил ему в собственность Аккарон и всю провинцию последнего.

5. Около этого времени явился в Сирию с флотом и сухопутным войском также царь Птолемей Филометор, чтобы поддержать Александра, тестем которого он был. По повелению Александра все города оказывали ему радушный прием, и так он добрался до города Азота; тут все жители встретили его громким криком по поводу поджога, которому подвергся их храм Дагона, и стали обвинять Ионафа за то, что он уничтожил это святилище, предал огню и мечу всю область и перебил множество жителей. Птолемей, услыша это, хранил молчание; когда же Ионаф выехал ему навстречу в Яффу, то удостоился получить от Птолемея богатые дары и всяческое уважение; после этого Ионаф сопровождал его до реки Елевфера, а затем вернулся назад в Иерусалим.

6. По прибытии своем в Птолемаиду Птолемей чуть было, против всякого ожидания, не погиб, потому что против него злоумышлял в лице дружественного ему Аммония сам Александр. Когда все эти козни обнаружились, Птолемей написал Александру письмо с требованием наказать Аммония, так как последний злоумышлял против его жизни и вследствие этого должен дать ответ. Но так как Александр не выдавал ему Аммония, то царь понял, что тот сам злоумышлял против него, и потому страшно рассвирепел на него. Благодаря этому же Аммонию антиохийцы уже и раньше были восстановлены против Александра, потому что они претерпели от Аммония массу зла. Однако (наконец) Аммоний подвергся заслуженному наказанию за все свои преступления: он под видом женщины был позорно зарезан, потому что, как мы рассказали в другом месте[6], хотел скрыться в женском одеянии.

7. Теперь Птолемей стал упрекать себя за то, что выдал дочь свою за Александра, равно как за то, что вступил с ним в союз против Димитрия. Поэтому он разорвал с ним все родственные узы и отнял у него дочь свою. Затем он немедленно послал к Димитрию для переговоров о заключении с ним дружественного союза, причем обещал ему выдать за него дочь и вернуть ему отцовское царство. Димитрий очень обрадовался этому предложению, немедленно заключил с ним союз и вступил в брак. Птолемею теперь оставалось [22] устранить еще одно только затруднение, а именно - уговорить антиохийцев признать Димитрия, так как антиохийцы были не расположены к нему вследствие беззаконий, совершенных над ними его отцом Димитрием. И вот ему удалось уладить и это дело. Антиохийцы ненавидели Александра из-за Аммония, как мы уже сказали выше, и потому, недолго думая, изгнали его из Антиохии, после чего тот отправился в Киликию. И вот когда к антиохийцам прибыл Птолемей, то они и войска провозгласили его своим царем; таким образом, фараону по необходимости пришлось возложить на себя две короны: азиатскую и египетскую. Однако, будучи человеком вполне порядочным, справедливым и нелюбостяжательным, да к тому же и очень прозорливым в государственных делах, Птолемей решил отказаться, чтобы не вызывать зависти к себе со стороны римлян. Поэтому он созвал антиохийцев в народное собрание и стал уговаривать их принять к себе Димитрия, причем указывал на то, что последний, удостоившись с их стороны такого отличия, и не думает вымещать на них злобы за отца своего. Сам фараон предлагал себя в руководители и наставники Димитрию во всяком добром начинании и обещал не допускать его до каких бы то ни было неудобных предприятий. Сам же он, уверял фараон, готов удовлетвориться царством египетским. Такими речами он убедил антиохийцев принять к себе Димитрия.

8. После того как Александр во главе огромного войска и с большими боевыми запасами двинулся из Киликии в Сирию и предал область антиохийскую огню и мечу, Птолемей выступил против него со своим зятем Димитрием (которому он уже успел дать в жены дочь свою); оба союзника разбили Александра и обратили его в бегство.

Тогда последний бежал в Аравию. В битве лошадь Птолемея, испугавшись рева слона, сбросила с себя своего всадника; враги же, увидев это, устремились на фараона, нанесли ему множество ран в голову и бросили его, подвергнув смертельной опасности. Телохранители фараона, однако, отбили его, но старик был в таком тяжелом положении, что в течение четырех дней не мог произнести ни слова и даже не приходил в сознание. Между тем арабский правитель Завил послал Птолемею голову Александра, так что, когда фараон на пятый день очнулся от ран и пришел в себя, то его ожидал [23] приятнейший сюрприз: известие о смерти Александра и голова последнего в виде вещественного доказательства. Пораженный радостью по поводу смерти Александра, и сам Птолемей немного спустя умер.

Этот Александр, получивший прозвище Валаса, правил Азией в течение пяти лет, как о том повествуется в других местах[7].

9. Не успел Димитрий, известный под именем Никатора, вступить на царство, как начал гнусно избивать войско Птолемея, совершенно забыв о своем союзе с фараоном и о том, что Птолемей был ему тестем вследствие женитьбы Димитрия на его дочери Клеопатре. Поэтому войска египетские бежали от его злодеяний в Александрию; Димитрию же удалось завладеть всеми слонами Птолемея.

Между тем первосвященник Ионаф собрал войска со всей Иудеи и, подступив к иерусалимской крепости, в которой находились македонский гарнизон, а также некоторые из вероотступников и перебежчиков, стал осаждать ее. Первоначально заключенные в крепости отнеслись презрительно к приготовлениям Ионафа к осаде, потому что полагались на укрепленность своего места; ночью, однако, несколько отщепенцев вышли из крепости и отправились к Димитрию с извещением об осаде ее. Рассвирепев при этом известии, Димитрий собрал свое войско и двинулся из Антиохии на Ионафа. Прибыв в Птолемаиду, он отправил к Ионафу письменный приказ немедленно поспешить к нему в Птолемаиду. Ионаф, однако, осады не снял, но взял старейшин народа и священнослужителей и явился с ними и с запасом золота, серебра, одеяний и различных даров к Димитрию. Этими подарками ему удалось смягчить гнев царя и даже удостоиться от него чести быть утвержденным в сане первосвященника, подобно тому как он этого добивался и у его предшественников по престолу. Обвинениям перебежчиков Димитрий также не придавал веры, но, когда Ионаф стал просить царя удовлетвориться оброком в тридцать талантов за всю Иудею и три топархии - Самарию, Перею и Галилею, - Димитрий согласился и на это и выдал Ионафу относительно всего этого письмо следующего содержания: «Царь Димитрий приветствует брата своего Ионафа и (весь) народ иудейский. Копию с письма, которое мы написали нашему родственнику Ласфену, [24] препровождаем вам при сем для того, чтобы вы познакомились с ней». Вот она: «Царь Димитрий приветствует отца своего Ласфена. Так как народ иудейский дружествен нам и соблюдает по отношению к нам свои обязанности, то я решил выразить ему свое благоволение за эту его привязанность и закрепляю за ним три нома, Афериму, Лидду и Рамафу, которые они отняли у Самарии и присоединили к Иудее, равно как принадлежащие к этим номам земли. Кроме того, я освобождаю их от доставления мне тех платежей, которые мои предшественники по престолу получали за иерусалимские жертвоприношения, а также от платежей налогов на злаки и древесные плоды, равно как от всех прочих поступавших к нам повинностей, например, с соляных копей и коронных платежей. От всего этого я освобождаю их и желаю, чтобы мое распоряжение не отменялось отныне на будущее время. Итак, позаботься о том, чтобы была сделана копия с сего указа, дабы она была вручена Ионафу и помещена на видном месте в святом храме».

Таково было содержание указа.

Тогда Димитрий, убедившись в прочности мира, в отсутствии какой бы то ни было опасности и в том, что теперь нечего бояться войны, распустил свое войско и сократил при этом вознаграждение ему; он выплатил жалованье полностью лишь иноземным наемникам, которые явились вместе с ним с Крита и с прочих островов. Этим он навлек на себя неудовольствие и даже ненависть со стороны своих солдат, потому что он им не заплатил, тогда как его царственные предшественники в одинаковой мере платили им плату как во время войны, так и во время мира; этим они располагали их к себе и заручались их поддержкой, в случае необходимости, также и на войне[8].


[1] См. XIII, гл. II, 4.

[2] Т. е. в 148 г. до Р. X.

[3] Прозванный Никатором.

[4] Здесь существует вариант текста, а именно: «Для него (Аполлония) это особенный позор, что он не подчинил Ионафа (до сих пор) царю». - Весь этот отрывок крайне неясен. По рассказу Флавия, нападение Аполлония на Ионафа произошло против желания царя Александра, тогда как данные I кн. Маккав. X, 69, указывают на то, что Аполлоний успел уже отложиться от Александра и передаться на сторону Димитрия. («И поставил Димитрий военачальником Аполлония, правителя Келесирии, - и он со брал большое войско» и т. д.).

[5] Где он мог пользоваться своей конницей.

[6] Впрочем, и на это нигде у Флавия нет подробных и более полных указаний.

[7] Ср.: Justin. XXV, 2; Polyb. XXXIII, 14.

[8] Ср.: I кн. Макк. X, 51 - XI, 38.


<< Назад | Содержание | Вперед >>