Противоречие как единство и борьба противоположностей. Все материальные образования (вещи), представляя собой относительно устойчивые системы движения, как отмечалось, не просто сосуществуют, а взаимодействуют между собой, вызывая друг в друге определенные изменения и при соответствующих условиях переход в другие материальные образования. Но почему этот процесс обусловливает изменения взаимодействующих систем, их развитие?

Взаимодействие представляет собой противоречие - отношение взаимосвязанных, противоположных сторон, тенденций, а именно действия и противодействия. Та или иная вещь воздействует на другие вещи и вызывает в них определенные изменения. Но эти последние ведут себя не пассивно по отношению к первой, а активно сопротивляются ее воздействию, оказывают противодействие, сохраняя свою устойчивость, самостоятельность.

Но что собой представляют противоположности и противоречие? Противоположностями называются стороны, имеющие противоположные направления изменения; взаимодействие же этих сторон составляет противоречие или борьбу противоположностей. Например, единичное и общее в отдельных материальных образованиях можно рассматривать как противоположности, поскольку они имеют прямо противоположные тенденции: единичное имеет тенденцию не повторяться, общее - непременно повториться. Противоположностями являются также содержание и форма. Тенденцией содержания является постоянная изменчивость, текучесть, тенденцией формы - относительная неизменность, устойчивость.

Имея противоположные тенденции в функционировании, изменении и развитии и, таким образом, исключая друг друга, противоположности, однако, не расходятся и не уничтожают друг друга, а существуют вместе, и не просто сосуществуют, а находятся в органической связи - взаимопроникают и взаимополагают друг друга, то есть находятся в единстве, представляют собой единство противоположностей. [115]

В самом деле, единичное не существует само по себе, отдельно от общего, а лишь в органической связи, в единстве с общим; нет бесформенных явлений или бессодержательных форм, каждая форма содержательна, всякое содержание оформлено, то есть содержание и форма существуют всегда в единстве, в неразрывной связи.

Единство противоположностей, таким образом, представляет собой прежде всего их взаимополагание; противоположные стороны или тенденции не могут существовать одна без другой. Но наряду с этим единство выражает и известное совпадение противоположностей в тех или иных моментах, тенденциях. Поскольку противоположности характеризуют одно и то же образование, одну и ту же сущность, они неизбежно должны иметь много общего, совпадать в целом ряде существенных свойств, в противном случае их взаимодействие не смогло бы создать живого диалектического противоречия, не смогло бы стать основой существования соответствующего качественно определенного явления.

Будучи различными сторонами одной и той же сущности, противоположности, следовательно, не только исключают друг друга, но и совпадают между собой, выражают не только различие, но и тождество. И лишь благодаря известному совпадению их природы, благодаря просвечивающемуся через их различие тождеству они взаимопроникают и предполагают друг друга и образуют диалектическое противоречие. Тождество противоположностей, таким образом, является таким же необходимым моментом противоречия, как и их различие.

Одной из форм тождества, совпадения противоположностей является их равнодействие, оно появляется на той стадии развития противоречия, когда наступает известное равенство противодействующих сил, когда противоположные силы как бы уравновешивают друг друга. Такое положение имело место в России в 1917 году после Февральской революции, когда правительство Керенского открыто перешло к преследованию революционного пролетариата и когда, как писал В. И. Ленин, «Советы благодаря руководству мелкобуржуазных демократов уже бессильны, а буржуазия еще недостаточно сильна, чтобы прямо разогнать их»[1].

Равнодействие противоположностей выражает зрелое состояние противоречия и характеризуется обострением борьбы противоположных сил. «...Равновесие сил, - отмечал В. И. Ленин, - нисколько не исключает борьбы, а, напротив, делает ее особенно острой»[2].

Тождество (совпадение) противоположностей получает свое наиболее полное выражение в момент перехода противоположностей [116] друг в друга. Этот момент в развитии борьбы противоположностей имеет особое значение, поскольку знаменует собой разрешение противоречия и переход предмета в новое качественное состояние, то есть является узловым пунктом развития. Учитывая особую важность этого момента в развитии противоречия, Ленин определял диалектику как учение о тождестве противоположностей, о закономерностях перехода их друг в друга.  «Д и а л е к т и к а,  - писал он, - есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся)  т о ж д е с т в е н н ы м и  п р о т и в о п о л о ж н о с т и,  - при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, - почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую»[3].

Итак, противоречие есть единство и борьба взаимоисключающих и взаимополагающих друг друга противоположностей.

Будучи необходимыми моментами противоречия, единство и борьба противоположностей, однако, занимают в нем не одинаковое положение. Единство противоположностей всегда относительно, борьба - абсолютна. Относительность единства противоположностей выражается прежде всего в том, что оно временно; при соответствующих условиях возникает, определенное время существует и вследствие развития борьбы составляющих его противоположностей разрушается и заменяется новым единством, которое под давлением борьбы свойственных ему противоположностей на определенной стадии развития противоречия тоже сходит со сцены и заменяется другим, более соответствующим изменившимся условиям. Последнее, просуществовав известное время, тоже ликвидируется и заменяется новым и так далее без конца.

Наряду с временностью существования относительность каждого конкретного единства противоположностей проявляется также и неполноте их совпадения, тождества, в отсутствии полной согласованности в функционировании и развитии, а также в преходящем характере их равнодействия.

Абсолютность борьбы противоположностей заключается в том, что она (борьба) присутствует на всех стадиях существования того или иного единства, является связующим звеном между ним и другим, приходящим ему на смену единством, что именно на основе ее происходит возникновение, изменение, развитие всякого конкретного единства и его переход в новое единство.

Относительность единства противоположностей В. И. Ленин связывал с относительным покоем, абсолютность борьбы противоположностей - с абсолютным движением[4]. [117]

Противоречие и развитие. Указывая на то, что противоречие представляет собой единство и борьбу противоположностей, мы имели в виду зрелое, полностью сформировавшееся противоречие. Вообще же оно связано не только с противоположностями. Связывать противоречие только с противоположностями - значит брать их в готовом виде, как данные, но они возникают, развиваются из других форм бытия.

Всеобщей формой бытия, из которой развиваются противоречия, являются различия. Однако не каждое различие выступает в виде противоречия.

Если бы всякое различие представляло собой противоречие, а различия существуют везде, между всеми материальными образованиями и сторонами одного и того же материального образования, то в действительности нельзя было бы выделить никаких других связей и отношений, кроме противоречий, противоречия представляли бы собой единственную форму взаимосвязи предметов и их сторон. Между тем многообразие существующих в объективной действительности связей и отношений далеко не сводится к противоречиям. Противоречивость является всеобщей, но не единственной формой связи. Наряду с ней в объективной действительности существуют отношения гармонии, согласованности, соответствия и т. п.

Только те различные стороны составляют отношение противоречия, которые имеют различные тенденции, различные направления изменения и развития. Например, противоречия между отдельными отраслями социалистического производства, возникающие иногда вследствие недостаточно четкой работы некоторых плановых организаций, имеют место не потому, что эти отрасли различны, а потому, что в развитии этих отраслей появляются различные тенденции, известное несоответствие.

Итак, не всякое различие является противоречием, а лишь такое, которое касается тенденций развития, направлений изменений тех или иных различных сторон. Лишь такие различные стороны находятся в состоянии борьбы и в процессе своего развития способны превратиться в противоположности, то есть являются начальной стадией существования противоречия.

Ступени развития противоречия. Начиная свою жизнь с несущественного различия, противоречие затем переходит на стадию существенного различия. Существенные различия при соответствующих условиях развиваются в противоположность. В дальнейшем развитии противоречия противоположности переходят на стадию крайностей, где они вступают между собой в конфликт, «переходят друг в друга», и тем самым обусловливают разрешение противоречий. С разрешением противоречий материальное образование (явление) переходит в новое качественное состояние с новой группой противоречий. [118]

Проследим это на конкретном примере - на развитии противоречия между пролетариатом и буржуазией. Противоречие это уходит своими корнями в далекое прошлое. Оно возникло еще в период цехового производства и существовало там первоначально в виде несущественного различия между мастером, с одной стороны, и подмастерьями и учениками - с другой. В самом деле, первоначально между мастером, стоявшим во главе цеха, подмастерьями и учениками, выполнявшими его поручения, было несущественное различие, ибо по существующему в то время цеховому уставу ученик, пройдя определенный курс обучения, становился подмастерьем, а подмастерье, приобретя определенный опыт, мог стать мастером - хозяином мастерской. Значит, ученики и подмастерья - те же мастера в возможности, их разделяет лишь, время и опыт. Но в ходе развития цехового производства указанный порядок взаимоотношения мастера с подмастерьями и учениками был заменен новым, согласно которому ученики и подмастерья уже не могли автоматически становиться мастерами, а всегда должны были оставаться в положении подчиненных, наемных рабочих. Несущественное различие между мастером, подмастерьями и учениками превращается теперь в существенное различие. В дальнейшем, с заменой цехового производства мануфактурой, данное противоречие со стадии существенного различия переходит на стадию противоположностей. Если раньше, при цеховом производстве, хозяин мастерской еще сам работал вместе с подмастерьями и учениками, то теперь, в мануфактуре, хозяин устраняется от непосредственного участия в производстве и целиком и полностью живет за счет труда наемных рабочих, за счет эксплуатации.

У хозяина и наемных рабочих интересы уже прямо противоположные. Но этим не заканчивается развитие данного противоречия. По мере дальнейшего развития капиталистического производства указанное противоречие усиливается, обостряется и, достигнув своей высшей формы, разрешается через социалистическую революцию. В ходе социалистической революции пролетариат из подавляемого, угнетенного класса превращается в господствующий класс, устанавливает свою диктатуру, буржуазия же как класс устраняется от власти и переходит на положение подавляемого класса. В результате ликвидируется старое качественное состояние общества и формируется новое, а вместе с ним и новые противоречия.

Здесь мы видим, как противоречие, возникнув, проходит в своем развитии ряд стадий, начиная от низших форм проявления и кончая высшими. Но это движение противоречия от одной стадии к другой осуществляется не только в указанном направлении, то есть от низших форм к высшим, но и в обратном направлении - от высших, крайних форм проявления ко все более и более низшим вплоть до полного исчезновения. [119]

Данное направление в движении противоречия можно наглядно проследить на разрешении противоречия между городом и деревней в нашей стране. В канун социалистической революции это антагонистическое противоречие находилось в стадии высшего обострения противоположностей. Основой противоположности между городом и деревней было угнетение городом (городской буржуазией) деревни (трудового крестьянства). В ходе социалистической революции, с ликвидацией буржуазии города, город уже не мог эксплуатировать деревню, но зато деревня в лице мелкой буржуазии (кулачества), наживаясь на спекуляции продуктами сельского хозяйства, стала эксплуатировать трудящихся города. В результате коллективизации сельского хозяйства всякая основа коренной противоположности (антагонизма) между городом и деревней исчезает и данное противоречие переходит на стадию существенного различия. В самом деле, между рабочим классом нашей страны и колхозным крестьянством имеются еще существенные различия. Они касаются прежде всего форм общественной собственности на средства производства (рабочий класс связан с государственной общенародной собственностью, колхозное крестьянство - с кооперативно-колхозной собственностью), условий труда, а также форм оплаты. С поднятием колхозной собственности до уровня общенародной собственности на основе дальнейшей механизации сельскохозяйственного производства и приближения условий труда в сельскохозяйственных артелях к условиям труда на государственных предприятиях существенное различие между городом и деревней, между рабочим классом и крестьянством перейдет на стадию несущественного различия. С достижением этой стадии стороны противоречия, как и на стадии высшего обострения - крайностей, переходят друг в друга, становятся как бы тождественными, поскольку они будут занимать во всех отношениях одинаковое положение, будут представлять собой единое целое - тружеников бесклассового общества.

Итак, противоречие не является чем-то застывшим, неизменным, а находится в постоянном движении, изменении, переходит от низших своих форм к высшим и, наоборот, от высших - к низшим, в ходе чего противоположности переходят друг в друга, становятся тождественными, а материальное образование, которому свойственны эти противоположности, переходит в новое качественное состояние.

Противоречивость как всеобщая форма бытия. Есть философы, которые отрицают противоречивость вещей, их сущности, считая, что вещи не могут противоречить самим себе. Так, Кант, например, заявлял, что «вещь в себе» не содержит никаких противоречий, противоречия имеют место лишь в мышлении, когда оно стремится познать непознаваемую «вещь в себе», и свидетельствует о слабости человеческого разума, о неспособности его выйти за рамки явления. [120] Аналогичную точку зрения развивал в XX веке немецкий философ Н. Гартман, который утверждал, что «противоречивым является не существующее в себе, не разум в себе, а требование, что разум должен охватить существующее без остатка»[5]. Готов, например, признать существование противоречий в познавательной деятельности, в мышлении, но не в объективной действительности, не в вещах и современный французский буржуазный философ Э. Вейль. «Что обозначает выражение «объективная диалектика»?» - рассуждает он. - Если оно имеет смысл, то оно может обозначать не что иное, как существование противоречий в действительности, противоречий, предшествующих рассуждению или независимых от него. Это не перестает шокировать нас. В конце концов, само слово «противоречие» от корня «речь». И это оказывается не случайным: два человека могут противоречить друг другу или же один человек себе в разные моменты своего существования; тезисы могут противоречить себе при переходе на другой уровень абстракции. Но как действительность, которая не говорит, придет к противоречиям или впадет в противоречия?.. Противоречие возникает только там, где имеет место мышление, объект же ни в какой степени не затрагивается мыслительными актами, он остается тождественным самому себе и не может противоречить себе, поскольку не говорит, не мыслит»[6].

Э. Вейль пытается показать необоснованность и даже абсурдность выведения противоречивости вещей из противоречивости мыслей, признания существования противоречий в объективной действительности на основе обнаружения их в субъективной, мыслительной деятельности людей. Действительно, нельзя переносить то, что обнаруживается в субъективной деятельности людей по поводу объекта, на сам объект, выводить логику функционирования и развития объекта из логики мыслительной деятельности, направленной на его познание.

Если бы Вейль утверждал это, то не было бы никакой необходимости спорить с ним. Но он утверждает не только это. Он считает, что именно сторонники диалектического материализма делают подобный непозволительный перенос субъективной диалектики на объективный мир, почему и учение о противоречивости вещей, об их диалектическом развитии им объявляется ложным. Но это далеко не так. Диалектический материализм не только не переносит субъективную диалектику в объективный мир, не только не выводит из нее его диалектику, но, наоборот, объясняет субъективную диалектику из объективной диалектики, рассматривает законы развития мыслительной деятельности в качестве отражения всеобщих диалектических [121] закономерностей объективной действительности. Это вытекает из материалистического решения основного вопроса философии, из признания того, что содержание, законы и формы развития мышления являются отражением объективной действительности, свойств и отношений материальных образований.

В отличие от метафизического материализма диалектический материализм не только признает реальное существование противоречий, но и считает противоречивость всеобщим условием существования материи, всеобщей формой бытия. Согласно диалектическому материализму, какое бы материальное образование мы ни взяли, к какой бы области явлений ни обратились, мы неизбежно обнаружим наличие противоположных сторон, тенденций, единство противоположностей, наличие противоречий. В частности, для всякого общества характерно противоречие между производством и потреблением, для классового общества - противоречие между различными классами, для мышления - взаимодействие анализа и синтеза, для высшей нервной деятельности - возбуждение и торможение, иррадиация и концентрация нервных возбуждений. В живом организме постоянно взаимодействуют противоположные продессы ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости, в молекуле - притяжение и отталкивание, в атоме взаимодействуют электроны и протоны, электроны и позитроны, протоны и антипротоны, сама элементарная частица представляет собой тоже единство волны и корпускулы, этим же единством характеризуется и фотон - единица света. Далее, в механике мы находим действие и противодействие, в электричестве - положительное и отрицательное электричество, в магнетизме - северный и южный полюсы, в математике - плюс и минус и т. д. Одним словом, нет ни одной области явлений, где нельзя было бы обнаружить противоречий, нет ни одного материального и идеального образования, которое не представляло бы собой единства противоположностей.

Будучи всеобщей формой существования материи, противоречивость - единство и борьба противоположных сторон - является основным законом объективной действительности и познания, а вместе с этим и одним из основных законов диалектики.

Противоречие как источник движения и развития. Признание противоречивости, единства и борьбы противоположностей всеобщим условием существования материи, всеобщим законом действительности позволяет диалектическому материализму научно решить вопрос об источнике движения и развития. Отрицая объективное существование противоречий, метафизики обычно закрывали себе путь к более или менее удовлетворительному решению проблемы источника движения, движущей силы материи и вынуждены были или обращаться к первому толчку, как это сделал Ньютон, или [122] апеллировать к богу, как это делал Аристотель и как это делает современный немецкий философ-идеалист Веттер, или отрицать реальность движения, объявлять его видимостью, кажимостью, как это делал древнегреческий философ Зенон.

Диалектический материализм в отличие от метафизического материализма источником движения, развития считает именно противоречия, борьбу противоположных сторон, тенденций, свойственных материальным образованиям. Мысль о противоречивости как источнике движения в общей форме была высказана еще Гераклитом и универсальным образом развита применительно к познанию Гегелем. «Противоречие, - писал Гегель, - вот что на деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить»[7]. «...Противоречие же, - отмечал он, - есть корень всякого движения и жизненности...»[8]

Научное обоснование и дальнейшее развитие на материалистической основе данное положение получило у К. Маркса и Ф. Энгельса, а затем у В. И. Ленина. «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют, - писал Маркс, - сущность диалектического движения»[9]. Движение, по словам Энгельса, происходит «путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой...»[10]. «Развитие, - подчеркивал в «Философских тетрадях» Ленин, - есть «борьба» противоположностей»[11].

Противоречие представляет собой взаимодействие противоположных сторон, тенденций. Последнее же обусловливает постоянные изменения во взаимодействующих сторонах или телах.

Например, взаимодействие между производством и потреблением, являющимися противоположными сторонами общества, обусловливает постоянное изменение в них и в соответствующих областях общественной жизни. Осуществляя производство материальных благ, люди совершенствуются, вместе с этим изменяются и их потребности. Появившиеся новые потребности ставят перед производством новые задачи. Удовлетворяя их, производство неизбежно развивается, совершенствуется, а в ходе его развития совершенствуются и люди. У них появляются новые потребности, которые ставят перед производством новые задачи, и так без конца: развивающееся производство вызывает развитие, изменение потребностей; изменяющиеся потребности вызывают определенные изменения в производстве. По мере накопления изменений в производстве, по мере все большего совершенствования производительных сил [123] последние значительно обгоняют в своем развитии производственные отношения, которые начинают тормозить развитие производительных сил, и вызывают их изменение. Изменение производственных отношений, в свою очередь, вызывает соответствующие изменения в органах власти, политике, праве, морали и т. д.

Все это наглядно показывает, что борьба противоположных сторон неизбежно обусловливает соответствующие изменения во взаимодействующих и других связанных с ними сторонах материального образования, а вместе с этим и их развитие, переход в новое, более высокое качественное состояние, то есть является источником движения и развития, импульсом жизни.

Виды противоречий и их значение для практики. Каждое материальное образование (вещь, явление) содержит в себе противоречие, характеризуется единством противоположных сторон. Но это не означает, что каждое материальное образование имеет лишь одно противоречие. Обладая бесчисленным множеством сторон, свойств, каждое отдельное материальное образование имеет множество различных противоречий, которые играют далеко не одинаковую роль в его развитии.

Все противоречия, свойственные тому или иному материальному образованию, можно разделить на внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные, главные и неглавные.

Внутренними противоречиями являются взаимодействия между противоположными сторонами, тенденциями одного и того же материального образования. Внешними противоречиями являются взаимодействия между противоположными сторонами или тенденциями, присущими разным материальным образованиям. Примером внутренних противоречий является противоречие между потреблением и производством, свойственное тому или иному обществу, противоречие между возбуждением и торможением, характерное для нервной деятельности, противоречие между волной и корпускулой, проявляющееся в движении элементарных частиц, например электрона или фотона. Примером внешних противоречий может служить противоречие между СССР и какой-нибудь капиталистической страной, противоречие между электроном и позитроном и др.

Значение внешних и внутренних противоречий неодинаково для развития материальных образований. Решающую роль в их развитии играют внутренние противоречия, поскольку именно они обусловливают самодвижение предмета, именно их развитие и разрешение сопровождается переходом явления в иное качество, на новую стадию развития. Что касается внешних противоречий, то их влияние всегда преломляется через внутренние противоречия, и их конкретное значение зависит от соответствия или несоответствия внутренним противоречиям того или иного материального образования. [124]

Существенными противоречиями являются взаимодействия между противоположными сторонами, тенденциями, характерными для сущности материального образования; несущественными - взаимодействия между противоположными сторонами, тенденциями, свойственные случайным связям (области явления). Противоречия между производственными отношениями и производительными силами социалистического общества, периодически возникающие по мере развития производительных сил, являются существенными, поскольку они относятся к области сущности способа производства, содержание которого (производительные силы), постоянно изменяясь, и обусловливает противоречивый характер взаимоотношения с формой. Существенно и противоречие между положительными и отрицательными электрическими зарядами, поскольку оно является одной из характеристик сущности электричества.

Несущественным противоречием выступает, например, несоответствие между развитием некоторых отраслей социалистической промышленности, иногда возникающее вследствие недостаточно четкой работы некоторых плановых организаций, так как оно не вытекает из природы социалистического строя, из сущности социалистического производства. К несущественным противоречиям относятся также противоречия между различными буржуазными партиями, например между либеральной и консервативной в Англии, республиканской и демократической в США. Эти противоречия не затрагивают их сущности, а касаются внешних сторон, несущественных связей и отношений.

Основную, решающую роль в развитии того или иного материального образования играют, разумеется, существенные противоречия. В самом деле, если существенные противоречия относятся к области сущности материального образования, то их развитие и разрешение не может не сказаться на самой сущности его, не может не вызвать в ней соответствующих изменений. Несущественные же противоречия касаются случайных связей и отношений, в силу чего их развитие и разрешение не затрагивает сущности материальных образований. Поэтому роль этих противоречий в развитии последних незначительна.

Существенные противоречия характеризуют природу материальных образований и, в свою очередь, делятся на основные и неосновные. Основными противоречиями являются такие, которые определяют состояние и развитие всех более или менее существенных сторон материального образования и выполняют эту роль на всех этапах его существования и развития. Неосновными противоречиями выступают такие, которые характеризуют какую-либо одну сторону материального образования, обусловливают функционирование и развитие какой-либо одной области явлений. [125]

Например, противоречие между общественным характером труда и частной формой присвоения в капиталистическом обществе, взаимодействие между ассимиляцией и диссимиляцией в живых организмах, между процессами возбуждения и торможения в высшей нервной деятельности, наконец, взаимосвязь между анализом и синтезом в познавательном акте относятся к основным противоречиям, поскольку они так или иначе накладывают свой отпечаток на все другие стороны, характерные для соответствующей области явлений. Неосновными же будут противоречия, характерные для отдельных областей жизни капиталистического общества или отдельных сторон нервной и познавательной деятельности. Например, противоречие между плановостью развития производства на отдельных капиталистических предприятиях и анархией в обществе в целом; противоречие между безграничным стремлением к расширению производства, присущим капитализму, и ограниченным потреблением народных масс; противоречие между городом и деревней, свойственное капиталистическому обществу; противоречие между количеством производимых организмом зародышей и количеством зародышей, развившихся полностью, выживших, и т. д. являются неосновными, ибо они характеризуют лишь отдельные стороны данных объектов.

Наряду с основным противоречием, действующим на всех этапах существования и развития материального образования, выделяется еще главное, которое тоже определяет все другие стороны материального образования, накладывает определенный отпечаток на них, но действует лишь на данном этапе, лишь в рамках данной стадии развития. Главное противоречие находится в органической связи с основным противоречием и обычно является той или иной его стороной, составной частью или конкретной формой его проявления. От разрешения главного противоречия зависит дальнейшее развитие материального образования, его переход на следующую стадию своего существования.

Все рассмотренные виды противоречий являются всеобщими, то есть имеют место во всех формах существования материи.

Будучи всеобщими, то есть проявляясь во всех формах движения материи, противоречия, однако, наряду с рассмотренными особенностями имеют и другие, обусловленные спецификой той области явлений, той формы движения материи, в которой они проявляются. Например, одни характерные черты свойственны противоречиям неживой природы, другие - растительному и животному миру, третьи - общественной жизни.

Учитывая специфику проявления и разрешения противоречий в обществе, все противоречия, касающиеся общественной жизни, можно разделить на антагонистические и неантагонистические. Антагонистическими являются противоречия между классами и [126] другими социальными группами, имеющими противоположные интересы. Неантагонистическими являются противоречия между классами и другими социальными группами, имеющими общие интересы по основным вопросам жизни и различные или противоположные интересы по неосновным, частным вопросам.

Примером антагонистических противоречий могут служить противоречия между рабами и рабовладельцами, феодалами и крепостными крестьянами, буржуазией и пролетариатом, империалистическими странами и колониальными народами, социалистическими и капиталистическими странами и т. п. Примером неантагонистических противоречий является любое социальное противоречие в социалистическом обществе (между производительными силами и социалистическими производственными отношениями и т. п.).

Особенность антагонистических противоречий заключается в том, что с их разрешением исчезает, разрушается то единство, то качественное состояние, которому они были свойственны. Так, с разрешением противоречия между рабами и рабовладельцами исчезает, ликвидируется и рабовладельческая формация, для которой является характерным данноепротиворечие. Разрешение противоречия между пролетариатом и буржуазией тоже сопровождается ликвидацией того единства, которое составляли данные классы. Капиталистический способ производства, которому свойственно это противоречие, преобразуется в социалистический, заменяется новым единством.

В противоположность антагонистическим противоречиям неантагонистические противоречия не обладают указанной особенностью. С их разрешением единство или качественное состояние, в котором они имели место, не только не ликвидируется, но, наоборот, укрепляется. Например, с разрешением того или иного противоречия, возникшего между производительными силами и производственными отношениями в ходе развития социалистического производства, социалистический способ производства не ликвидируется, а еще более укрепляется, совершенствуется.

Для антагонистических противоречий характерна тенденция к обострению, к превращению сторон, их составляющих, в крайности. Она обусловливается самой природой этих противоречий, непримиримостью классовых интересов, лежащих в их основе. Поэтому не правы ревизионисты, которые утверждают, что с превращением капитализма в государственно-монополистический капитализм антагонистические противоречия, свойственные буржуазному обществу, сглаживаются и общество встает на путь бескризисного, планомерного развития. Государственно-монополистический капитализм не меняет природы свойственных капитализму противоречий, а потому и не способен устранить присущую им тенденцию к обострению. [127]

В отличие от антагонистических неантагонистические противоречия не содержат в себе тенденции к обострению, ибо в их основе лежит общность интересов по основным вопросам, в силу чего социальные группы, представляющие стороны того или иного неантагонистического противоречия, кровно заинтересованы в преодолении его и дальнейшем развитии соответствующей области явлений. Это, однако, не означает, что неантагонистическое противоречие никогда не может обостриться. Если не принимать мер к его своевременному разрешению, стороны, его составляющие, могут перейти в состояние острого конфликта.

Специфическим для уже построенного социалистического общества является то, что здесь развитие осуществляется через возникновение и разрешение неантагонистических противоречий. Разрешение происходит без классовых конфликтов, на основе социально-политического и идейного единства всего общества. Особая роль в разрешении противоречий в социалистическом обществе принадлежит коммунистической партии. Она принимает все необходимые меры к своевременному разрешению противоречий: выявляет причины, обусловившие появление тех или иных противоречий, определяет пути и методы их разрешения, мобилизует трудящихся и необходимые материальные ресурсы и направляет их на решение возникающих в связи с этим задач.

Важное значение имеет своевременное выявление, теоретическое осмысление и практическое разрешение неантагонистических противоречий в условиях нашего общества, где, как и в любом социальном организме, идет борьба нового со старым, действуют не только созидательные, но и негативные тенденции. В преодолении последних, на основе укрепления единства советского общества партия видит залог поступательного движения вперед, совершенствования всех сторон общественной жизни.


[1] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 33, с. 13.

[2] Там же, т. 12, с. 73.

[3] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 98.

[4] См. там же, с. 317.

[5] Hartmann N. Die philosophische Grundlagen der Naturwissenschaften. Jena, 1948, S. 36-37.

[6] Weil E. De la dialectique objective. - Etudes de Philosophie. P., 1970, N 3, p. 339.

[7] Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974, т. 1, с. 280.

[8] Гегель. Наука логики. М.,1971, т. 2, с. 65.

[9] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 136.

[10] Там же, т. 20, с. 526.

[11] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 317.


<< Назад | Содержание | Вперед >>