5. Обзор событий от конца X в. до первых десятилетий XIII в. а) Владимир Святой и Ярослав Мудрый. Владимир вступил на киевский престол в 980 году, и в первые годы своего княжения он предпринял ряд успешных военных походов на запад и на восток. В 981 г. он отнял у поляков восточную Галицию и подчинил ее своей власти. Затем он совершил два похода на вятичей и «победи вятичей и возложи на не дань от плуга, яко же и отец его имаше». Очевидно, вятичи пытались использовать междоусобия, возникшие в киевском княжеском доме после смерти Святослава и освободиться от власти киевского князя. И следующие годы Владимир совершил ряд успешных походов на радимичей, на литовское племя ятвягов и на волжских болгар.

После принятия христианства главные усилия Владимира были направлены на то, чтобы защитить и обезопасить русские земли от нападений степных кочевников-печенегов, с которыми он должен был вести непрерывную борьбу («бе бо рать велика безпрестани с печенегами»). До конца X в. Киев лежал почти на самой степной границе, и печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути (30-40 км) от него. Для укрепления южных и юго-восточных границ Киевского княжества Владимир строил укрепленные городки по рекам Десне, Трубежу, Суле и Стугне[1] и помещал в них, в качестве гарнизонов, население, призванное или переведенное им из северных областей. Кроме укрепленных городов, киевское правительство строило на степных границах, особенно в области реки Сулы, земляные укрепления из длинных извилистых валов, тянувшихся на десятки верст, с довольно широкими и глубокими рвами. На Реке Трубеже возник один из важнейших центров Киевской Руси - г. Переяславль, который сделался главным городом Переяславской земли (простиравшейся на юг до р. Ворсклы) и передовым укреплением на южных границах русской земли, принимавшим на себя и отражавшим бесконечные нападения степных кочевников.

По смерти Владимира Святого (1015 г.) начались междоусобия его сыновей. Старший сын его Святополк (прозванный за свои преступления Окаянным) убил своих [39] братьев Бориса, Глеба и Святослава и «нача княжити в Киеве». Однако его брат Ярослав, бывший в Новгороде наместником великого князя Киевского, собрал большое войско из новгородцев и призванных ими на помощь варягов, победил Святополка (которому помогали поляки) и занял киевский великокняжеский престол в 1019 г.

Ярослав предпринимал ряд военных экспедиций против соседних земель и народов. В 1030 г. он совершил успешный поход в землю прибалтийской «чуди» и построил к западу от Чудского озера город Юрьев[2]. Совершал он также походы в землю литовскую и в землю мазовецкую. В 1043 г. имел место последний русский поход в Византию: Ярослав послал «на Греки» своего сына Владимира с большим войском, но поход окончился полной неудачей.

Зато полным успехом закончилась борьба Ярослава с печенегами, которым он нанес решительное поражение в битве под Киевом в 1036 г. Пораженные русскими, теснимые, с другой стороны, новыми азиатскими пришельцами - торками, печенеги двинулись на юго-запад, где частью расселились в степях, а частью перешли Дунай и поселились на Балканском полуострове в качестве подданных византийского императора.

Не довольствуясь военным успехом в борьбе с кочевниками и продолжая дело своего отца, Ярослав стремился создать прочную защиту Руси против степных кочевников путем постройки укреплений и колонизации степных окраин. Особенное внимание он обратил на правый берег Днепра, где он продвинул русские границы до реки Рось, устроив здесь ряд укрепленных городов и земляных укреплений в степи. С конца XI века русские князья заселяют Поросье преимущественно замиренными мелкими племенами тюркских кочевников; это были главным образом торки (в Поросье возник город Торческ), а также берендеи, остатки печенегов и др.; все эти племена, получившие общее название «черных клобуков» (каракалпаки), вели полукочевой образ жизни, пользовались самоуправлением и посылали на помощь киевским князьям по их требованию свои конные отряды.

В своей внутренней деятельности Ярослав был неутомимым строителем Руси и создателем новой христианской [40] культуры. При нем, как говорит летописец, «вера христианская нача плодитися и расширятися». Вызывая мастеров из Византии, он строил храмы (из которых наиболее знаменитым был кафедральный собор Св. Софии в Киеве), основывал монастыри, продолжал организацию церковного управления и способствовал распространению и упрочению христианства в обширных пределах своего государства. Он укрепил и украсил стольный город Киев, построив Золотые ворота и каменные стены вокруг города. Киев стал при нем одним из самых богатых и красивых городов Европы, «соперником Константинополя», по выражению одного из западных посетителей. Киев в это время находился в оживленных торговых и дипломатических сношениях не только с Византией, но и с иными европейскими странами, а члены русского княжеского дома вступали в родственные связи с представителями многих королевских домов Европы. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Инигерде (Ирине); три его дочери вышли замуж за королей французского[3], венгерского и норвежского; его внучка Евпраксия Всеволодовна (Адельгейда) вышла замуж за императора германского Генриха IV. Иностранные короли и принцы в XI-XII вв. женились на русских княжнах, русские князья женились на византийских, скандинавских, венгерских и польских принцессах, а иногда на дочерях половецких ханов.

Должно упомянуть еще, что при Ярославе Мудром началась, а при его сыновьях продолжилась запись норм обычного русского права (с добавлением позднейших княжеских законодательных постановлений), которая образовала впоследствии юридический сборник, известный под именем «Русской Правды».


[1] Десна, Трубеж и Суда впадают в Днепр с левой стороны, Стугна - с правой.

[2] Русские князья киевской эпохи имели по два имени: одно - христианское, данное им при крещении, другое - княжеское. Христианское имя Владимира Св. было Василий; христианское имя Ярослава Мудрого - Юрий (или Георгий).

[3] Анна - Агнесса - жена короля Генриха I и мать короля Филиппа.


<< Назад | Содержание | Вперед >>