Оценивая характер установившегося во Франции режима, ФКП на XV съезде в июне 1959 г., проходившем под лозунгом союза рабочих и республиканских сил в борьбе за восстановление и обновление демократии, подчеркнула, что он представляет собой власть монополистического капитала. В этих условиях, отметил съезд, важнейшей задачей всех демократических сил должна стать борьба в защиту и за развитие демократии, которая покончила бы с всевластием монополий и открыла бы перед страной путь к социальному и экономическому прогрессу.

С этой целью XV съезд ФКП сформулировал программу обновленной демократии, предусматривавшую принятие новой, демократической конституции с действительной гарантией основных прав человека и гражданина, создание правительства, ответственного перед Национальным собранием, национализацию монополий и крупных банков и демократическое управление ими государством при участии трудящихся, а также проведение независимой внешней политики.

Компартии приходилось развертывать борьбу за обновленную демократию в сложной обстановке. Сбитые с толку демагогией правых и запуганные угрозой гражданской войны мелкобуржуазные массы поддерживали мероприятия голлистского правительства, направленные на укрепление авторитарного режима.

Во время референдума 28 сентября 1958 г., несмотря на призывы ФКП, ВКТ и некоторых левых групп отвергнуть проект новой конституции, большинство избирателей (79,2%) одобрили его.

Новая конституция предоставила всю полноту власти президенту и ответственному перед ним правительству, значительно урезав при этом законодательные права парламента. Огромные полномочия, которые получила исполнительная власть, радикально изменили внутриполитическую обстановку в стране.

Прошедшие в ноябре 1958 г. выборы в Национальное собрание закрепили успех партии крупной буржуазии, созданной после референдума, - «Союза в защиту новой республики» (ЮНР). [209]

Избрание генерала де Голая 21 декабря 1958 г. президентом республики (он получил 77,5% голосов выборщиков) завершило формирование исполнительной власти.

Успех правых объяснялся прежде всего глубоким расколом демократических сил. Против режима личной власти борьбу практически вела только одна компартия и небольшие группы социалистов, левых радикалов и республиканцев. Руководство СФИО и радикалов, реформистские и христианские профсоюзы встали в то время на путь сотрудничества с новым режимом, рассчитывая на то, что им со временем удастся восстановить свои позиции. Капитулянтская политика руководства СФИО и радикалов вызвала раскол этих партий. Левое крыло социалистов и радикалов порвало со своими партиями и образовало в 1959 г. Объединенную социалистическую партию (ОСП).

Однако успехи правых оказались кратковременными. Уже осенью 1959 г. недовольство новым режимом начало охватывать широкие слои трудящихся. Наступление монополий на жизненный уровень рабочего класса, урезывание социальных завоеваний, ограничение профсоюзных свобод, установление контроля над заработной платой при постоянном росте цен, продолжающаяся война в Алжире вызывали рост недовольства народа.

Нарастание массового движения поставило правящие круги страны перед необходимостью таких политических решений, которые воспрепятствовали бы перерастанию борьбы за мир в Алжире в массовую политическую борьбу против самого режима монополий. Именно поэтому и распалась временная коалиция монополистической буржуазии и аграрно-колониальных кругов, сложившаяся в период утверждения институтов V Республики и тесно связанная с реакционной верхушкой армии.

Между вчерашними союзниками по коалиции началась борьба, переросшая в открытое столкновение, как только в сентябре 1959 г. правительство официально заявило о признании права Алжира на самоопределение.

24 января 1960 г. в Алжире вспыхнул новый путч «ультра», но обстановка не благоприятствовала заговорщикам. 1 февраля по призыву ФКП, ВКТ и других профсоюзных центров, к которым были вынуждены присоединиться СФИО и «Форс увриер», состоялась общенациональная забастовка, охватившая 11 млн. трудящихся. В свою очередь армия не поддержала «ультра», и заговорщики были вынуждены сложить оружие. Однако 22 апреля 1961 г. по приказу реакционных генералов части парашютистов вновь овладели г. Алжиром. Заговорщики пытались сорвать начатые правительством Франции мирные переговоры с Временным правительством Алжирской Республики. И вновь на защиту республиканских свобод поднялся рабочий класс. 24 апреля по призыву профсоюзов состоялась общенациональная забастовка. Оказавшись в полной изоляции, заговорщики ушли в подполье, присоединившись к фашистской «Секретной вооруженной организации» (ОАС). Члены [210] ОАС начали кампанию террора, совершая акты насилия и вандализма против руководящих коммунистических и демократических деятелей, пытаясь дезорганизовать демократические силы и создать условия для фашистского переворота.

В борьбе за мирное решение алжирской проблемы усиливалось стремление масс к единству действий. Выражением этого стали контакты между различными профсоюзными организациями и левыми политическими партиями, а также возникшие в ходе апрельской забастовки антифашистские комитеты, в которые вошли представители местных организаций ФКП, СФИО, ВКТ, ФУ, ФКХТ.

Грандиозные выступления рабочего класса заставили правительство ускорить переговоры с Временным правительством Алжирской Республики, запретить «Секретную вооруженную организацию» и начать аресты террористов. 18 марта 1962 г. в Эвиане состоялось подписание франко-алжирского соглашения о прекращении огня и предоставлении Алжиру независимости.


<< Назад | Содержание | Вперед >>