Если церковная амортизация противоречит принципам поли­тической экономии, то не меньше и старинному кастильскому законодательству. В нем существовала максима, согласно ко­торой церкви и монастыри не могли претендовать на владение земельной собственностью, и которая была положена в осно­ву фундаментального закона. Торжественно провозглашенный для королевства Леон Кортесами Бенавенте, а для Кастилии - Нахэра, он, по мере отвоевания земель, стал частью фуэрос Толедо, Хаэна, Кордовы, Мурсии и Севильи.

Не было ни одного генерального кастильского кодекса, ко­торый не подтвердил бы этот закон. Доказательство тому - изначальные фуэрос Леона и Сепульведы, дворян-инфансонов или Старой Кастилии, Уложение Алькала, и даже Королевский Фуэро, хотя и современный «Партидам», которые, вместо того чтобы освятить эту и другие максимы права и национального порядка, удовольствовались переписать ультрамонтанские мак­симы Грасьяна. Не было также ни одного муниципального Фуэ­ро, который не принял бы его для своих земель, как об этом сви­детельствуют фуэросы Аларкона, Консуэрги, Куэнки, Касерес, Бадахоса, Баэсы, Кармоны, Сагунта, Саморы и многих других мест, хотя и были они пожалованы или утверждены набожно­стью Фернандо Святого или мудростью его сына.

Что воспоследовало, когда алчность победила это благое препятствие? Политика всегда стремилась восстановить его, но не из ненависти к Церкви, а для пользы Государства, не для то­го, чтобы помешать обогащению духовенства, а чтобы предотвратить обеднение народа, в интересах которого она его столь великодушно узаконила. В период с X по XIV в. короли и Корте­сы королевства споспешествовали тому, чтобы сильнее проти­востоять устремлениям набожности, и если затем, но возобнов­лении треволнений, сотрясавших Государство, было разрушено и оставлено без внимания столь достойное препятствие, Прави­тельство продолжало, в сложной обстановке, прилагать много усилий, чтобы его восстановить. Еще дон Хуан II обложил нало­гом приобретения «мертвой руки» в пятую часть их стоимости, не считая алькабалы. Еще Кортесы Вальядолида 1345 г., Гвада­лахары в 1390 г., Толедо 1522 г., Вальядолида 1523 г., Севильи [403] 1532 г. выступали в пользу принятия закона об амортизации и его приняли, но их усилия оказались напрасными. Еще, наконец, Кортесы Мадрида 1534 г. пытались поставить другое препятст­вие столь великому злу. Но какие преграды, какие препятствия, могли быть достаточными, чтобы устоять под одновременным давлением алчности и набожности?