Данная идея, применимая ко всем объектам внимания эконо­мического законодательства, с большей наглядностью осознаваема в отношении законов о сельском хозяйстве. Разве есть какая-нибудь еще, нацеливающая на увеличение посредством развития этого хозяйства общественного богатства в целом до наивозможного из уровней? Та же самая мысль разделяется все­ми землевладельцами и земледельцами. При этом если каждый из них, стремясь максимально улучшить свое положение, бу­дет основывать свою деятельность на ней, то его цель окажется идентичной цели аграрных законов.

Эту общего характера цель аграрных законов можно на­править только к трем промежуточным, именно: расшире­нию, совершенствованию и полезности хозяйства. К тем же са­мым целям естественно ведомы личным интересом и назван­ные землевладельцы и земледельцы. Ибо, кто из них, принимая во внимание их капиталы, возможности и существующую ситуацию, не работал бы столько, сколько может, не работал бы так хорошо, как может, и не предпочел бы выращивание самых дорогих культур менее дорогим? Далее, аграрное законодатель­ство тем более уверенно направится к своей цели, чем более благоприятствовать будет свободному действию производите­лей, естественно направляющемуся к той же цели.

Общество, Сеньор, специально остановилось на обоснова­нии этой идеи, потому что, хотя она очевидна и проста, счита­ет, что еще очень далека от преобладающих в деле об Аграр­ном законе, а также большей части поступивших к настоящему времени материалов. Убежденное, что многие из его сужде­ний могут показаться новыми, Общество желало поставить на прочную основу неопровержимую эту идею, от которой они [350] проистекают, и надеется, что ваше высочество извинит это дол­гое вступление ввиду важности той истины, изложению кото­рой оно посвящается.