Как видно из этих рассуждений - следствия простого наблю­дения над социальной природой человека, - функция зако­нов в отношении первого и второго вида собственности - на землю и труд должна заключаться не в возбуждении и направлении интереса их владельцев, но лишь защите его, который естественным образом, активно и правильно сам направится к своей цели. Видно также, что эта защита не должна состо­ять в чем-либо другом, кроме устранения препятствий, противодействующих выражению и деятельности этого интереса, исходя из идеи, что его активность связана с природой чело­века, а направление диктуется потребностями самого человека. Наконец, видно, что без вмешательства законов невозможно обеспечить, а в некоторых странах это произошло, наилучшее совершенствование возделывания земли, и что там, где зако­ны защищают собственность на землю и труд, там будут обя­зательно обеспечены это совершенствование и все блага, кото­рые от него зависят.

Однако два довода, достаточно основательных, не раз от­даляли законодателей от принятия этой простейшей идеи: первый - недоверие к активности и знаниям индивидуумов; вто­рой - боязнь излишеств этой активности. Видя людей, часто отклоняющихся от своего истинного интереса и влекомых страстями больше за кажущимся благом, чем действительным, было бы очень легко сделать вывод, что они лучше управля­лись бы законами, а не собственными желаниями, что никто не смог бы дать лучших законов, чем те, кто, будучи свободным от [348] иллюзий личного интереса, действует во благо общественного. Руководствуясь такой идеей, они не ограничивали свою задачу защитой собственности на землю и труд, но стремились поощрять и направлять с помощью законов и регламентов интерес их владельцев. В этом смысле имелась в виду не частная польза, но общее благо, и с тех пор законы начали бороться с индивиду­альным интересом, проявления которого были тем менее изобретательными, ощутимыми и прилежными, чем менее свобод­ным был их выразитель в выборе своих целей, а также средств, которые к ним вели.

Но точно так же не осталось незамеченным, что большая часть людей, посвятившая себя удовлетворению личного интереса, лучше слушаются голоса своего разума, чем страстей; что в таком деле цель их желаний совпадает с целью законов; что когда они действуют против цели законов, действуют против своего истинного и прочного интереса; и что если однажды от­даляются от него, то сами страсти, которые его отклоняли, его и сдерживали, подвергая в последствиях его неверной деятель­ности наказанию за проявленные иллюзии: наказание тем более быстрое, действенное и неотвратимое, чем которое может воспоследовать от законов.

Не осталось также незамеченным, что та постоянная борь­ба интересов, которая настраивает людей друг на друга, естественным образом устанавливает в обществе равновесие, кото­рого никогда не смогли бы достичь посредством законов. Не только человек честный и справедливый уважает интерес свое­го ближнего, но и человек несправедливый и корыстный. Пер­вый не будет, разумеется, уважать интерес второго исходя из принципа справедливости, но будет учитывать по соображени­ям пользы. Боязнь узурпации своего интереса есть гарантия за­щиты чужого. В этом смысле можно сказать, что в условиях со­циального состояния людей большая прочность и стабильность их частного интереса зависит от мнения, чем законов.

Общество не делает отсюда вывод, что законы не долж­ны сдерживать излишеств частного интереса. Скорее наобо­рот. Оно признает, что это должно всегда быть их святой и благой обязанностью, одним из первых объектов их внима­ния. Делает лишь вывод, что, защищая свободное проявление частного интереса и сдерживая его в пределах, определяемых [349] справедливостью, они только должны выводить его на путь, когда он начинает от него отклоняться. Словом, Сеньор, глав­ная идея Общества сводится к тому, что защита сельского хо­зяйства со стороны законов должна сводиться к устранению ими препятствий, противодействующих свободному выражению интересов собственников - на землю и труд - в пределах, диктуемых справедливостью.