Великое множество целей образования не испугало первых фи­лософов, они стремились познать все истины, которые могли относиться к этим целям. Точно так же было показано, что ан­тичная философия, скромное название которой лишь означало любовь к истине, на самом деле вбирала в себя все их, тогда существовавшие. Но поскольку со временем и накоплением зна­ний часть философов стали в основном заниматься изучением природы и видимых сущностей, а другая - происхождением и свойствами умственной данности, которая заложена в нас и посредством которой человек судит о видимых сущностях и са­мом себе, постольку философия разделилась на два больших направления - натуральное и рациональное. За выразителя­ми первого из них признали изучение природы, сторонниками второго - человека. При этом Божественные истины, не обра­зуя самостоятельного предмета, относились, так сказать, к од­ной и другой философии. В самом деле, как можно было тогда отделить от изучения природы или человека познание высшего и вечного принципа, из которого берет начало и от которого неотделимо все, что существует?

Это деление наук до сих пор может соответствовать своему современному состоянию, сколь удивительным образом они ни развивались бы. Имея предметом своего исследования истину, все они принадлежат строго философии. И поскольку истины, происходящие от естественного света, какого бы рода они ни были, имеют отношение или к человеку, или природе, постоль­ку ни одна из них не перестанет принадлежать или рациональ­ной, или естественной философии. Поэтому Вольф включил все науки в свою философию, хотя и разделил их по направле­ниям и целям их изучения - на умозрительные и практиче­ские, и поэтому также стало превалировать у нас другое деление наук, более употребительное -на интеллектуальные и [316] естественнонаучные. Но все эти названия, как бы они ни появ­лялись и закреплялись, всегда будут иметь отношение к анти­чным знаниям, как единственным, которые представляют со­бой истинное и основательное образование.

Вместе с тем, не отрицая такие деления наук и принимая во внимание цель настоящей Мемории, предпочтем другое деление, которое нам кажется более отвечающим образованию молодежи. В самом деле, исходя из того что науки имеют от­ношение к ее воспитанию, кто не заметит, что в большом пе­речне их есть одни, которые обучают методами выяснения ис­тины в целом, другие посредством тех же самых методов вы­яснения истины, но знаниям более конкретного свойства? Так что это наиважнейшее различие дает возможность еще раз по­делить науки, определив одни из них как методические, дру­гие - образовательные. По этим двум направлениям и пойдет дальнейшее изложение обсуждаемых здесь вопросов в надежде, что ученые мужи простят нам эту инновацию, если, быть может, таковой она является, во благо исполнения тех задач, которые обязывают ее предложить.

Действительно, если методы поисков истины являются не­обходимым подспорьем человеческому разуму для достижения этой высокой цели, то, естественно, первая ступень обра­зования, которая должна соответствовать потребностям чело­века, - это знание и правильное использование этих методов. Следовательно, науки, которые их демонстрируют (и не оспа­ривайте это название, которое берем в самом широком и обще­употребительном значении), относятся главным образом к гу­манитарному образованию. Но если это так, невозможно сом­неваться, что без такого подспорья нельзя постигнуть истины, принадлежащие к естественной и рациональной философии, или по крайней мере нельзя постигнуть их столь легко, быстро и должным образом, как с ним, то ясно, что тот, кто им не овла­дел, не может считаться хорошо образованным.

Будем, таким образом, следовать этому делению, не теряя из виду того, которое было в античной философии, и обсуждая в одном разделе методы, относящиеся к наукам методическим, в других, - с помощью которых создаются науки образователь­ные, хотя и не в полном их виде, но лишь надлежащем для сво­бодного и завершенного образования. Поэтому не называются [317] ни те, ни другие науки, но по мере того как речь пойдет об их изучении. Тогда специально будет указана связь, которую каж­дая из них имеет с великими целями человеческого разума, поскольку именно это представляется более отвечающим целям этой Мемории, а также Экономического общества.

Раздел первый

Изучение методических наук...