Является ли общенародное образование основным источником процветания общества? Безусловно. Эта истина еще должным образом не усвоена или по крайней мере не оценена. Но это ис­тина. Разум и опыт говорят в ее пользу.

Источников общественного процветания много. Но все они зависят от одного-единственного, которым является общенародное образование. Оно их открыло, и все они ему подчине­ны. Оно направляет совокупность имеющихся у него знаний по разным путям к соответствующим целям, убирает препятствия, которые могут мешать им по ним продвигаться или вовсе сбить с них. Образование - первооснова, главный источник, кото­рый обеспечивает все остальные. Раскрыть все его возможности, приумножить и сберегать их - наиважнейшая задача де­льного правительства, наилучший способ добиться благососто­яния. С образованием все улучшается и цветет в государстве, без него все разрушается и приходит в упадок.

Разве не образование развивает интеллектуальные способ­ности и физические возможности человека? Без него разум - это погасший факел; с ним - освещаются все царства приро­ды и открываются самые сокрытые ее тайны, подчиняясь его [291] воле. Непросвещенные и не обогащенные опытом силы чело­века могут дать наискуднейший результат, в то время как с по­мощью знаний о природе какие только средства он может ис­пользовать, какие препятствия преодолеть, какие чудные вещи создать! Ибо образование улучшает сущность человека, един­ственного, кто может быть им усовершенствованным, единст­венным, кто наделен даром к совершенствованию. Это самый лучший дар, какой он получил из рук своего... Творца. Обра­зование может раскрыть этот дар, оно с меньшими трудностя­ми позволит человеку добывать средства к существованию, оно, наконец, - первостепенный источник индивидуального блага.

То же самое относится к общественному процветанию. Мо­жет ли это понятие выражать что-либо другое, кроме совокупности благ каждого из индивидуумов социального организма? Определяйте, как хотите, результат всегда будет одним и тем же. Со всем тем я разовью эту идею, чтобы удобнее подойти к той, с какой обычно сопрягают общественное процветание.

Разумеется, существует много источников, из которых проистекает это процветание. Но все они имеют свою первопричину и обусловлены ею; все они зиждутся на образовании. Разве не от него зависит сельское хозяйство, первый и главный источник общественного богатства, которое снабжает сво­ей продукцией все остальные? Или - промышленность, ко­торая увеличивает и создает стоимость этого богатства? Рав­но и торговля, которая забирает у них это богатство, чтобы, пустив в оборот, сбывать его во всех уголках земли? Разве не оно породило все эти искусные ремесла, усовершенствовало их и обеспечило им развитие? Разве не благодаря ему были изоб­ретены для них разные инструменты, приспособления и меха­низмы, открыто и объяснено их действие? и разве можно сом­неваться, что лишь с ним связана способность привести к на­ивысшим результатам эти богатейшие источники богатства индивидуумов и мощи Государства (здесь и далее орфография Ховельяноса. - В. С.)?

Обычно считается, что это богатство и мощь могут проис­текать от благоразумия и заботливости правительств. Но раз­ве можно обрести такие иным образом, кроме как на путях по­ощрения и развития образования? Все другие пути сомнительны и недейственны. [292]

Может быть, грамотность правительств имеет другое про­исхождение? Это не образование их просвещает, диктует им хорошие законы и строит на них добрые максимы? Не оно ли дает советы политике, решения судам, освещает путь и дает направ­ление всем классам и профессиям в государстве? Окиньте взгля­дом все существующие на земле общества, от самых варварских до самых развитых, и вы увидите, что там, где нет образования, во всем недостаток, там же, где оно есть, все в изобилии, и что повсюду образование является условием процветания.

Но, быть может, процветание заключено в богатстве? И ни­сколько не следует брать во внимание моральное состояние общества? Что, оно не имеет влияния на благополучие индиви­дуумов и силу государств? Могло показаться, что нет, - в обстановке азарта, с каким бросаются в поисках богатства и безразличия к добродетели. Между тем моральные добродетели и материальные ценности должны рассматриваться в качестве элементов общественного процветания. Без добродетелей лю­бое богатство бедно, любая власть бессильна. Без активной деятельности и трудолюбия, скромности и умеренности, иск­ренности и честности, добропорядочности и чувства общест­венной любви, словом, без нравственных норм никакое госу­дарство не может процветать, никакое - существовать. Без них самая сильная власть рассыплется как песок, самая блестящая слава развеется как дым.

Ну хорошо. А разве данный источник процветания не берет начало тоже в образовании? Кто может сомневаться в этом? Раз­ве не невежество - самая обильная почва для порока, ближай­шее основание для морального разложения? и не образование разве учит человека его долгу и исполнению? Добродетель за­ключается в соответствии с ним наших поступков, и только тот, кто знает его, может его и исполнять. Конечно, недостаточно его знать, дело добродетели обстоятельно его еще разъяснить. Но здесь также большое значение имеет образование, поскольку едва ли есть хотя бы одно неудачное действие, причиной кото­рого было бы незнание того или другого, какая-нибудь ошибка или неправильный, приведший к ней изначальный расчет.

Благо само по себе желанно. Знать его - первый шаг, чтобы любить его. Оно всегда оберегает и делает свободной нашу во­лю, и если, разумеется, не Божественная милость в определении [293] человеческих действий, разве можно сомневаться, что тот чело­век обладает большими способностью, расположением и воз­можностями направлять их к добру, кто лучше познал, в чем состоит смысл этого блага, т.е. тот, кто лучше образован?

Здесь я должен сделать пояснение. Могут, конечно, воз­разить, что образование тоже портит, и это - правда. В подтверждение этому можно найти тысячи примеров в истории древних и современных народов. Если образование, совершенствуя искусные ремесла, влечет богатство, то это, стремясь к роскоши, заражает и портит нравы. А что за образование без них? Какие только тогда оно несчастья и неустройства не заме­тит, какие ошибки не пропустит, какие ужасные дела не оправдает и не санкционирует! и если счастье коренится в мораль­ных свойствах человека, кто, всмотревшись в просвещенную Европу, осмелится сказать, что более образованные народы и самые счастливые?

Возражение слишком серьезное, чтобы на него не ответить. Разумеется, роскошь портит нравы. Но, говоря откровенно, она не из богатства рождается. Она есть во всех странах, провинци­ях, городах и селениях, в любой профессии, от результатов ко­торой живет человек, будь или называйся она доходной или нет. Есть она у народов развитых и просвещенных, как и варвар­ских и невежественных. Как в Константинополе, так и в Лондо­не. И в то время как европеец украшает свою персону богаты­ми одеждами и драгоценностями, дикарь разрисовывает уши, протыкает губы, навешивает на себя ожерелья и перья. По­всюду любовь к самому себе - собственность человека, и вез­де он стремится выделиться и быть отличным от себе подобно­го. В этом истинный корень роскоши.

Разумеется, богатство увеличивает роскошь. Но как? Это происходит тогда, когда законы закрепляют неравенство, когда в силу несправедливого распределения собственности она ста­новится роскошью для немногих, достатком для многих и бедностью для большинства. Тогда скандальная роскошь порабо­щает зажиточные слои, и, все больше распространяясь, она за­ражает их, незаметно ослабляя и разрушая.

Но какой бы ни была причина роскоши, образование, дале­кое, чтобы поощрять ее, напротив, ее умеряет. Оно, если можно так выразиться, облагораживает ее цели, направляет больше на [294] удобства жизни, а не помпезность, стоит на пути ее излишеств. Несомненно, что роскошь - порок людей пустых, но не просве­щенных, страсть невежества.

Однако не стану отрицать, что неустройства и ужасные дела также порождались или патронировались образованием. Но исполненным злобой, пагубным образованием, которое потвор­ствует разложению нравов и после которого никакое уже боль­шее зло не может свалиться на головы народов и государств.

Образование, которое извращает самые верные принципы, не признает самые священные истины, которое поддерживает и распространяет самые порочные ошибки, - такое одурма­нивает, сбивает и совращает с пути народы. Однако я не назову его образованием, но бредом. Противоядие ему - основатель­ное нравственное образование. Только такое способно предотвратить от заражения тем негодным, противостоять исходя­щему от него злу, восстановить то, что оно разрушило. Только такое - единственное средство, какое может спасти от гибе­ли и разорения зараженные им народы. Невежество сделает их жертвой, правильное образование рано или поздно их спасет. Власть ошибки не может быть ни прочной, ни постоянной, но сила правды вечна, как и она сама.