[Дается по: Jovellanos. Obras... Op. cit. T. I (46)]

Славное Экономическое общество Мальорки!

Как человек, любящий родину, сердце которого преисполнено самым горячим желанием возродить ее богатство и славу, я выражаю тебе поддержку и благодарность, что ты обратило взор свой на основной источник собственного процветания. Приветствую тебя, ибо признало, что этот источник зиждется на общенародном образовании. Рад за тебя, что, считая воспитание основой, на которой должно строиться образование, ты предло­жило идею создания общества, которое совершенствовало бы его и распространяло на острове. Эта идея делает честь как твоим стараниям, так и просвещенности, и сама по себе она - выс­шее свидетельство высоты твоей мысли и нравственности. [289]

Проникнутый одинаковыми с тобой чувствами, я не могу не откликнуться на твой призыв в «Газете» от 10 апреля, обращенный ко всем честным гражданам. Каким холодным надо быть к родине, чтобы не услышать его? Бесчувственным, чтобы не поспешить на помощь сформулировать идею, которая в нем принципиально выражена? По крайней мере, я, влекомый со­вестью и чувством патриотизма, испытываю сильное желание помочь тебе и предлагаю некоторые мысли, которые образо­вание, наблюдение и опыт всколыхнули во мне в связи с этой важной проблемой.

Счастлив буду, если хотя бы одна из них получит твое одоб­рение и послужит на благо отечества! Ясно, что эта проблема заведомо превышает мои силы. Но у кого их столько, чтобы с че­стью решить ее? Высокий ум, широкая эрудиция, громадный опыт едва ли достаточны, чтобы она могла быть выражена во всей ее сложности писателями, которые обратились бы к ее тол­кованию. Но обращаться крайне необходимо, и так, чтобы каждый поспешил подумать и предложить тебе идеи, которые могли бы послужить ее выяснению. Это неотъемлемое право на­шей родины, священный долг нашего патриотизма. Необходимо работать над ней, свести в единый центр все мысли, сделать об­щий свод их, выраженные наблюдение и опыт в которых учили бы, каким должно быть общенародное образование. Может быть другой цель экономического общества, когда оно хочет объеди­нить знания людей ученых со знаниями своих членов? Учитывая это, посвящу, таким образом, означенной проблеме свои скром­ные таланты. Пусть сделают остальные то же самое. Особенно те, кто наделен высшими соображениями по этому делу, и тогда ча­яния испанского общества будут исполнены.

Пишу не для того, чтобы получить премию, не жду ее и не стремлюсь к ней. Пишу, уступая велениям сердца, чтобы по возможности помочь сформулировать идею, в осуществлении которой столь заинтересована наша родина. Быть может, многие, обладающие большими, чем у меня познаниями, обратив­шись к такой работе, ее оспорят! Быть может, какой-нибудь вы­дающийся ум ее отвергнет! Радость видеть ее хорошо выражен­ной и осуществленной будет для меня премией.

По той же причине я не ограничусь рамками задания, но поставлю ряд связанных с ним вопросов. [290]

Первый. Действительно ли общенародное образование - главный источник процветания государства? Второй. Являет­ся ли началом такого образования общенародное воспитание? Третий. Какая образовательная система наиболее способна дать такое воспитание? Четвертый. Что должно представлять собой обучение и какие включать дисциплины, чтобы сделать его бо­лее совершенным и осознанным? Пятый. Как должно быть рас­пределено и какими умами осуществляться это обучение? Шес­той. Какие средства необходимы для поддержки наиболее пригодной для постановки общенародного образования системы и каков их источник получения? Ответить на эти вопросы - предмет предлагаемого трактата. Я буду делать его по возмож­ности максимально кратким, с той искренностью и открытостью, которых заслуживает предмет обсуждения. Себе в по­мощь не призову я ни авторитет, ни эрудицию, но разум и опыт, и не буду пытаться блистать знанием, но пытаться убеждать.