Мы вплотную подошли к перио­ду, когда на авансцене английской истории оказались деятели, посвятившие свои силы, свою жизнь, хотя и с различными конечными целями, делу ниспровержения «старого порядка», делу революции. Более того, деятельность Оливера Кромвеля, Джона Лильберна и Джерарда Уинстенли в такой степени окрасила течение революции и сплошь и рядом определяла направление ее развития, что попытка воссоздать их исторические портреты не­избежно перерастает в историю революции в целом. Одним словом, перед нами именно тот случай, когда драма истории народа и драма жизни его признанных героев оказываются нерасторжимыми. И потому мы вы­нуждены во избежание повторений ограничиться в дан­ном случае изложением лишь самой общей канвы событий 40 - 50-х годов, призванной служить историческим фоном, на котором портреты интересующих нас деятелей предстанут в своей неповторимой индивидуальности.

Как известно, в советской историографии движение революции середины XVII века по восходящей принято подразделять на четыре этапа:

1) конституционный («мирный») этап (3 ноября 1640 - 22 августа 1642 г.);

2) первая гражданская война (1642 - 1646);

3) борьба за углубление демократического содержа­ния революции (1646 - 1649);

4) индепендентская Республика (1649 - 1653).

При этом самая важная особенность этой периодиза­ции заключается не только в том, что в ней все перечисленные этапы составляют звенья единого процесса, содержание которого может быть раскрыто только при учете всей сложности межклассовых и внутриклассовых противоречий. При этом нетрудно заметить, что в перерастании одного этапа революции в другой лишь отража­лась мера вовлечения в политически осознанную борьбу все более широких общественных сил, выступавших на стороне парламента, происходило углубление ее демократического содержания: в плане политическом - от конфликта [121] между парламентом и королем в рамках и на почве традиционной конституции к полному ее ниспроверже­нию и установлению республиканского устройства государственной власти; в плане социальном - от односто­ронней отмены феодального строя, поземельных отношений в пользу одних лишь лендлордов к борьбе за уничтожение системы лендлордизма и превращение зем­ли в общую сокровищницу, равно и свободно доступную тем, кто желает ее оплодотворить своим трудом.

Остановимся хотя бы вкратце на каждом из ука­занных этапов революции с целью выявления их наиболее характерных черт.

 

Итак, чем безвыходнее было по­ложение короля, тем решительнее приступил к работе Долгий парламент, и первое, что им было предпринято, - изгнание из своей среды «монополистов» и возбуждение судебного процесса против «главных советников» короля, и прежде всего против графа Страффорда как наиболее опасного врага[1]. Обвинения были выдвинуты и против других должностных лиц короля в период беспарламент­ского правления. Одни из них спаслись бегством из страны, другие оказались в Тауэре, и в их числе архиепи­скоп Лод. Именно на них пала вся ненависть, возбужден­ная в среде оппозиции политикой Карла I.

Дабы обезопасить себя от неожиданного приказа о роспуске, Долгий парламент принял два важных акта: так называемый трехгодичный акт, предусматривавший регулярный созыв парламента каждые три года независи­мо от воли короля, а также акт, согласно которому данный парламент не может быть распущен иначе как по его собственному решению. Вслед за этим было отменено судебное решение по делу Гемпдена, и впредь был запре­щен сбор корабельных денег, равно как и других не вотированных парламентом поборов[2]. Специальным актом [122] были уничтожены такие важные орудия королевского абсолютизма, как суды прерогативы - Звездная палата и Советы по делам Севера и Уэльса. Та же судьба по­стигла церковное судилище - «Высокую комиссию». Из заточения были освобождены жертвы преследований за религиозное инакомыслие - Принн, Бэртон, Баствик и Лильберн. Следует подчеркнуть, что и «добровольное одобрение» Карлом I всех этих еще недавно просто немыслимых в рамках конституции актов, и столь неожи­данная «уступчивость» на фоне жесткого курса предшествующего периода его правления объяснялись не только и даже не столько катастрофическим финансовым положением двора, усугубленным неудачами в войне с шотландскими ковенантерами, но прежде всего страхом перед толпами вооруженных лондонцев, главным образом подмастерьев, учеников, поденщиков и им подобных оби­тателей лондонских предместий, оказывавшихся перед королевским дворцом каждый раз, когда «согласие» коро­ля задерживалось. Грозный для двора характер поведе­ния лондонских низов с момента открытия заседаний Долгого парламента - решающий аргумент палаты об­щин при проведении в жизнь важнейших актов конституционного периода революции - оказывался и для короля последним и решающим обстоятельством, вынуждавшим его «одобрять» парламентские акты вопреки тому, что ими хоронились надежды на возможность впредь управ­лять страной по «французскому» образцу, т. е. без парла­мента.

О том, что это заключение имеет под собой реальную историческую почву, свидетельствует судьба заключенно­го в Тауэре Страффорда. Известно, что Карл I под «честное королевское слово» гарантировал ему личную безопасность и имущественную неприкосновенность, - «слово», данное в надежде на то, что палата лордов окажется с ним заодно. Однако, когда палата общин убедилась в том, что король в расчетах на лордов не ошиб­ся, она заменила процедуру импичмента (при котором палата лордов становится судебным трибуналом) приня­тием билля об измене, на основе которого судебное разбирательство заменяется прямой и скорой процедурой голосования. Когда же этот билль был передан на утвер­ждение королю, то его явному нежеланию (в нарушение данного слова!) отправить своего преданного советника на плаху положила конец именно многотысячная толпа вооруженных лондонцев, буквально осадивших Уайтхолл. В этих условиях Карлу I ничего не оставалось, как «уступить» [123] воле парламента, а в действительности воле вос­ставших лондонских низов, и 6 апреля 1641 г. Страффорд был казнен.

Теперь парламент проявил щедрость - в королевской казне появились средства для оплаты и роспуска по домам стоявших на севере страны двух армий - шотландцев и англичан. До этой грани в палате общин существовало относительное единодушие. Однако обсуждение в парла­менте двух документов - «Петиции о корнях и ветвях» и «Великой ремонстрации» - обнаружило, сколь глубоки были расхождения позиций в самой палате общин и сколь близка она была к расколу, как только заходила речь о переменах, выходящих за пределы непосредственной угрозы существованию самого парламента. «Петиция о корнях и ветвях» была подана в парламент от имени жителей Лондона, Мидлсекса и других графств и про­диктована страхом перед «католической опасностью» вне и внутри страны. Внутри, указывалось в ней, эта угроза исходит от прелатов - архиепископов и епископов, про­никнутых тенденциями, близкими к католицизму. Пети­ция обрушивалась на «ленивых, распущенных и невеже­ственных» англиканских священников, не проповедующих «божьей правды», т. е. учения о предопределении.

За этой риторикой скрывалась несомненная истина - высшее англиканское духовенство поддерживало абсолютистские притязания короля, отсюда требование изгнать этих «членов антихристова клана» из лона церкви. Когда в начале 1641 г. парламент приступил к обсуждению этой петиции, а вслед за ней и билля «О корнях и ветвях», обнаружилось, сколь значительны несогласия между крупными лендлордами и городскими толстосумами, с од­ной стороны, и джентри и средними слоями бюргерства - с другой.

Первые пуще огня боялись торжества принципа «ра­венства и самоуправления», который должен был бы восторжествовать в церкви в случае уничтожения ее епископального устройства. Так, сэр Эдмунд Уоллер заявил: «Наши законы и современное церковное устрой­ство перемешаны, как вино и вода. Я смотрю на епископат как на внешнее укрепление... и говорю себе, что если оно будет разрушено народом, то будет разоблачена та тайна, что мы ни в чем не можем ему отказать». Отсюда он делал вывод, вполне согласующийся с логикой собственниче­ских классов: в случае уничтожения епископата «мы должны будем взять на себя тяжелый труд защиты нашей собственности (от притязаний бедных), подобно тому как [124] мы ее недавно отстаивали от притязаний короля». И билль на данной стадии его обсуждения был отвергнут.

Второй из названных документов, так называемая «Великая ремонстрация», - результат деятельности спе­циального парламентского комитета[3], назначенного для рассмотрения положения королевства. Обсуждение «Ремонстрации» в парламенте проходило в крайне напря­женной обстановке острых трений как между королем и парламентом, так и внутри самого парламента. Причины такого развития событий лежали на поверхности. Во- первых, король предпринял поездку в Шотландию, наде­ясь превратить своих недавних врагов в союзников и в оплот против мятежной столицы или по крайней мере обеспечить свой тыл с севера на случай возникновения гражданской войны. С этой целью Карл I признал не­зыблемость пресвитерианского церковного устройства Шотландии. Этот маневр короля не на шутку взволновал лидеров парламентской оппозиции во главе с джентльменом из Сомерсета Джоном Пимом[4]. В Шотландию были немедленно направлены уполномоченные парламента, ко­торые должны были «сопровождать» короля и своевре­менно информировать парламент о всех его политических шагах.

Известие о вспыхнувшем восстании в Ирландии еще больше накалило атмосферу в Лондоне и в стране в целом. Не без явного политического умысла усиленно распространялись слухи о тысячах ирландских протестантов, будто бы павших от рук мятежников, что последние дей­ствуют от имени короля, что их поддерживает королева Генриетта-Мария, не говоря уже о папе римском. Еще столь недавно отвлеченно звучавшая угроза о внешней католической опасности оказалась теперь у порога Англии. В результате то, что являлось следствием англий­ской (протестантской) колонизаторской политики в Ир­ландии, усиленно осуществлявшейся здесь со времен Елизаветы I, в интерпретации пуританских кругов выступило [125] как религиозный конфликт, к тому же этнически окрашенный[5].

Ирландское восстание поставило на повестку дня необходимость создания вооруженной силы, предназна­ченной для подавления восстания, и в связи с этим вопрос: кому - парламенту или королю - будет при­надлежать контроль над нею? С этого момента пуритан­ским кругам было нетрудно выступить в роли истых «патриотов», предупреждающих о грозящем вторжении армии ирландских мятежников в Англию и в связи с этим об опасности восстания католиков внутри страны. По­скольку же двор давно уже прослыл едва ли не центром «заговора папистов», то не стоило больших трудов обратить всю эту пропаганду против сохранения за королем его традиционных полномочий назначать лорда-лейте­нанта, возглавлявшего народное ополчение (милицию). И если вопрос о финансировании военной экспедиции в Ирландию споров не вызывал - денежные мешки Сити охотно соглашались предоставить заем по подписке под «залог» будущих земельных конфискаций после подавле­ния восстания, то вопрос о контроле над вооруженными силами оставался до поры до времени открытым.

Такова была политическая обстановка в стране в мо­мент обсуждения в парламенте уже упоминавшейся «Ве­ликой ремонстрации». В этом важном документе консти­туционного этапа революции в виде «жалоб» на «положе­ние страны», сложившееся в период единоличного правления Карла I, по сути была изложена программа классов - союзников в революции, как она виделась им на данном этапе. Подобно «Петиции о корнях и ветвях», «Ремонстрация» начиналась с констатации «большой опасности», нависшей над королевством и связанной с существованием «порочной и злонамеренной партии», кото­рая стремится изменить религию и заодно государственный строй Англии. «Злонамеренными махинация­ми» этой «партии» авторы «Ремонстрации» объясняли и англо-шотландскую войну, и восстание в Ирландии, и конституционный конфликт между королем и парла­ментом. В приложенной к ней «Петиции» выдвигались требования лишить епископов права голоса, удалив их из палаты лордов, а также уменьшить их власть над низшим духовенством и другими подданными. С этой целью, [126] произведя полную реформацию церкви, уничтожить вве­денные в церковь «новшества»: алтари и престолы, скульптуры и органы. Красной нитью через всю эту программу проходила забота о неприкосновенности собственности на землю, движимое имущество и на доходы. Характерно, что специальный параграф «Петиции» содержал требования запрета каких-либо раздач короной без одобрения парламента из фонда земель, которые будут (!) конфискованы в Ирландии после подавления мятежа и перейдут в распоряжение короля.

Таким образом, дело «колонизации» Зеленого острова буржуазно-дворянский блок стремился, опережая собы­тия, заполучить в свои руки. Наконец, характерно, что из 204 статей «Великой ремонстрации» интересы демократических низов были затронуты буквально в считанных из них, и то в формулировках, которые ограждали не столько интересы этих низов, сколько их «благодетелей» - рабо­тодателей и лордов маноров[6]. Обсуждение «Великой ремонстрации» в палате общин снова обнаружило, сколь велики были разногласия среди ее членов по вопросам, составлявшим основу церковной и политической доктри­ны пуритан в строгом смысле этого слова[7], - палата общин утвердила «Ремонстрацию» большинством всего в 11 голосов.

Тем временем Карл I, вернувшись из своей поездки в Шотландию, решил нанести ответный удар, потребовав суда над пятью лидерами палаты общин и одним пэром. Вновь назначенный королем комендант Тауэра получил приказ навести орудия на Лондон. В этот критический час палата общин апеллирует к Лондону. Толпы народа заполняют его улицы. 11 декабря в палату лордов пода­ется петиция с требованием исключить епископов из состава палаты. 27 декабря вооруженная толпа встретила их, явившихся на заседание, криками: «Долой епископов!» На следующий день только два епископа осмелились явиться на заседание палаты лордов. Лорды потребовали [127] принятия мер против «смутьянов», но общины отказались это сделать. «Избави, бог, - предостерегал Пим, - если общины чем-нибудь ослабят воодушевление народа». 3 января 1642 г. королевский прокурор явился в парла­мент с требованием арестовать пять членов палаты общин, обвиняемых в государственной измене (среди них были Пим, Гемпден, Гольз и др.), но палата ответила отказом. На следующий день король в сопровождении 400 солдат лично явился, в нарушение традиции, в палату общин для ареста названных ее членов, но, вовремя предупрежден­ные, они скрылись в Сити. Туда же перенесла свои заседания и палата общин. 5 января мэр Лондона ответил королю отказом на требование выдать «изменников».

Лондон в эти дни напоминал вооруженный лагерь. Столица отказала королю в повиновении, и 10 января 1642 г. он уехал на север страны, чтобы собрать силы для вооруженной борьбы. На следующий день палата общин в сопровождении многих тысяч лондонцев снова верну­лась в Вестминстер. Охрана парламента была доверена лондонскому ополчению (милиции).

1 июня 1642 г. пресвитерианское большинство парла­мента предприняло последнюю попытку избежать гражданской войны - палата лордов и палата общин направи­ли Карлу I, находившемуся в Йорке, «19 предложений». Если оставить в стороне «пожелания», связанные с при­нятием мер против иезуитов, папистских священников, а также требование исключить из палаты лордов лордов-папистов (епископов), то камнем преткновения оставался ордонанс парламента о сборе милиции, во главе которой решением парламента был поставлен граф Эссекс; последнее было прямым нарушением прежде никем не оспаривавшейся прерогативы короля - призывать «под ружье» милицию и назначать лорда-лейтенанта. В свою очередь парламент требовал от короля роспуска набран­ных им на севере вооруженных сил. Парламент настаивал также на заключении тесного союза с Соединенными провинциями (Голландией) и другими протестантскими государствами для борьбы против папства и католических стран. Король решительно отверг эти предложения, ус­мотрев в них «покушение на конституцию и основные законы королевства». 22 августа в Ноттингеме был под­нят королевский штандарт[8]. Это означало объявление [128] королем по традиции войны мятежному «феодалу» графу Эссексу, т. е. фактически парламенту. Так завершился конституционный этап революции и началась граждан­ская война.

[1] Выдвинутые против него обвинения включали «советы» королю использовать ирландскую армию против «бунтовщиков» в Англии и, расправившись с главарями оппозиции, управлять страной методами чрезвычайного положения.

[2] Что касается потонного и пофунтового налогов, то вместо разрешения собирать его сроком на год, данного Карлу I первыми двумя его парламентами, Долгий парламент требовал возобновления его согла­сия на это каждые два месяца.

[3] Помимо него Долгий парламент создал пять комитетов - по вопросам торговли, религии, жалоб, Ирландии, по делам судебных палат. Управление отдельными областями общественной жизни посред­ством парламентских комитетов, введенное Долгим парламентом, пред­восхищало будущие министерства.

[4] Роль Пима в организации наступления Долгого парламента на королевскую прерогативу на рассматриваемом этапе революции была столь велика, что, как не без иронии отмечали его недруги, в подписи этого джентльмена не хватало только литеры «R» (Rех - король), сопровождавшей королевские указы.

[5] Дело в том, что многие потомки средневековых переселенцев из Англии в Ирландию, в значительной степени этнически смешавшиеся с ирландцами, так называемые англо-ирландцы, являлись католиками.

[6] Так, пункты 31 - 32 «Великой ремонстрации» мельком касались вопроса об огораживаниях общинных земель, пункты 53 - 54 указывали на разорение суконной промышленности, на эмиграцию суконщиков в Голландию и Новую Англию.

[7] Сколь большого накала приняла борьба в палате общин «за» и «против» принятия «Великой ремонстрации» и сколь фундаментально важным представлялось революционно настроенным пуританам ее со­держание, видно из реплики Оливера Кромвеля: «Если «Великая ремонстрация» была бы отвергнута, то для всех честных людей не оста­валось бы ничего другого, как покинуть навсегда Англию и найти пристанище на новых берегах».

[8] Огромное знамя с изображением королевских гербов по четырем углам с короной в центре и указующим «с неба» перстом: «Воздайте кесарю должное ему».