История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

По поводу доклада моего от 22 марта[1] о предстоящих наших действиях главнокомандующие высказались следующим образом.

I.  Г л а в н о к о м а н д у ю щ и й  а р м и я м и  С е в е р н о г о  ф р о н т а  полагает, что при оставлении в Рижском районе четырех корпусов, из коих два только что сформированы и слабо еще обеспечены артиллерией, наступление для овладения Митавой трудно осуществимо. При таких силах возможна лишь более или менее активная оборона. Однако наступление из Рижского района весьма желательно, дабы не допустить противника перейти самому в наступление против слабо занятых нами участков на правом берегу Двины и не позволить перебросить часть своих сил в Двинский район. Для возможности наступления из Рижского района нужно:

а) оставить в этом районе и для обороны Двины до Якобштадта  п я т ь  к о р п у с о в;

б) задержать в резерве главнокомандующего за Рижской группой 5-й Сибирский корпус, что вызывается и необходимостью надежнее обеспечить правый фланг всего фронта при условии возможных десантных операций противника.

Сбор сил Северного фронта в районе 1-й армии на видзинском направлении признается невозможным ввиду чрезвычайной растяжки войск фронта на 360 верст и большой трудности довольствия войск в этом районе, удаленном от железных дорог.

Главный удар предпочтительнее наносить из Двинского района, именно - с участка оз. Медум, оз. Дрисвяты или Иллукст, оз. Свентен. Но для выполнения этой задачи и при условии оставления в Рижском районе пяти корпусов и одного в резерве за ними наличных сил Северного фронта недостаточно, особенно имея в виду, что атака войск Западного фронта намечается на более удаленном направлении Молодечно, Вильна. [76]

Северному фронту нужно придать от Западного  н е  м е н е е  д в у х  к о р п у с о в,  с переносом в этом случае левого фланга Северного фронта к м. Дрисвяты. Так как на передаваемом участке находится 4-й корпус, то Западному фактически придется передать из своего резерва  о д и н  к о р п у с.

Такая передача не ослабит существенно Западного фронта, так как ныне в 1-й, 2-й и 10-й армиях на каждую дивизию приходится только по 5 верст, а на Северном - в среднем по 10.

II.  Г л ав н о к о м а н д у ю щ и й  З а п а д н ы м  ф р о н т о м  считает, что удар нужно произвести лишь на одном к а к о м - л и б о  ф р о н т е,  так как на несколько одновременных ударов у нас не хватит ни войск, ни особенно материальных средств, гласным же образом - тяжелой артиллерии и к ней снарядов, между тем без превосходства тяжелой артиллерии на успех рассчитывать нельзя.

По поводу изложенных кратко соображений главнокомандующих фронтами считаю нужным представить некоторые объяснения как материал для предстоящего совещания.

1. Рассматривая вопрос чисто теоретически, конечно, наиболее правильным и желательным было бы решение собрать все силы и средства на одном фронте и произвести  о д и н  у д а р.  Но решать приходится при существующей и притом весьма сложной обстановке. Северный и Юго-Западный фронты имеют, каждый сам по себе, столь важное и существенное значение в общем стратегическом положении, что существенно ослаблять их в пользу Западного фронта невозможно. Мы должны стоять прочно и на путях к Петрограду и надежно прикрывать наши южные области. Если главнокомандующий Западным фронтом признает опасным для себя иметь на пассивных участках силы, равные по числу штыков силам противника, то тем более это применимо в более широком масштабе к соседним фронтам.

Таким образом, становясь на почву практическую, придем к выводу, что, оставляя за каждым из фланговых фронтов необходимые резервы, мы не будем в состоянии усилить значительно силы и средства Западного фронта.

Является вопрос, что должны делать во время атаки войск Западного фронта наличные силы Северного? Должны ли они ограничиться выполнением только пассивной задачи и обеспечением путей на Петроград, или, подтянув к тому или другому району возможно большее число своих наличных войск, выполнить ими вспомогательный удар?

Казалось бы, при последнем способе действий Западный фронт получит несравненно большую поддержку, чем при непосредственном подкреплении его двумя корпусами Северного фронта, не говоря уже про то, что, выделив из своего состава до двух корпусов, Северный фронт лишился бы в значительной мере свободы своих действий и был бы лишен средств для своевременного и надежного отбития атаки примерно на Ригу или побережье.

Нужно сказать, что постепенное выяснение условий производства последней операции говорит о том, что основной причиной неудачи был не недостаток штыков, резервов, тяжелой артиллерии, а несовершенство подготовительной работы, недостаток детальной разработки такого сложного боевого акта, как прорыв укрепленной неприятельской позиции. [77]

Итак, решая вопрос практически в области существующей обстановки, лично я прихожу к неизбежному, по моему мнению, выводу, что придется произвести два удара на расстоянии в 125-150 верст один от другого, что не представляет какой-либо опасности.

Доложив свой взгляд, вытекающий из общей совокупности условий ведения нами борьбы, я представляю его на обсуждение совещания.

2. Нужно, однако, твердо установить, что решающая роль в предстоящей операции будет принадлежать  З а п а д н о м у  ф р о н т у.  Задача Северного фронта - вспомогательная.

Поэтому передача Северному фронту из Западного двух, даже одного корпуса не отвечает обстановке, ослабляет нас в точке главного удара.

Передача же всей 1-й армии Северному фронту, казалось бы, упрощает управление армиями этого фронта и вносит единство в выполнение операции в Двинском районе.

В общем Северный фронт, имея 376 000 штыков, число коих должно быть увеличено пополнением потерь, не может указывать на особый недостаток сил: перед ним пока находится 155 000 - 160 000 штыков противника.

3. Не следует упускать из вида, что за спиной Северного фронта стоит гвардейский отряд. Конечно, нежелательно вводить его в дело до выяснения обстановки, но отряд этот может, однако, сразу взять на себя хотя бы пассивную задачу - охранять-побережье и служить резервом Рижскому району и, таким образом, сразу же предоставить в непосредственное распоряжение главнокомандующего Северным фронтом весь 5-й Сибирский корпус

Какое бы то ни было ослабление Западного фронта недопустимо и потому, что возможно движение противника на удаленное направление Барановичи, Минск, куда в таком случае придется направить часть сил для задержания и отражения противника.

4. В стратегическом отношении перенос удара с намеченного докладом 22 марта видзинского направления на участок оз. Медум, оз. Дрисвяты или даже ещё севернее - на участок Иллукст, оз. Свентен не имеет существенного значения. Важно лишь то, чтобы удар этот сопровождался  т а к т и ч е с к и м  у с п е х о м.  Он тогда окажет полезное влияние на общий ход операции.

5. На производство удара из Рижскою района в направлении на Митаву я смотрел, как на действие демонстративное, лишь приковывающее противника к этому району. Если главнокомандующий не считает это наступление возможным, то от него, конечно, придется отказаться.

Попутно нужно остановиться на составе войск Рижского района. Действительно, там сосредоточено много сравнительно неопытных войск, недавно сформированных из ополчения и слабо обеспеченных артиллерией. Казалось бы, эти новые дивизии следовало включить в полевые корпуса или составлять последние смешанно из одной прочной и одной нотой дивизий. Тогда часть молодых войск перейдет в 5-ю армию, вновь сформированные дивизии распределятся равномерно по всему фронту, чем можно избежать действительно опасного скопления их в таком важном районе, как Рижский, где может последовать сильный и сравнительно внезапный, притом комбинированный удар с суши и моря.

Бездорожный район между Венденом и Режицей затруднит своевременно подачу подкреплений. Поэтому в Рижском районе нужно, казалось бы, увеличить число более сложившихся и прочных войск, способных к маневрированию и производству контратак. [78]

6. Совокупность действий войск при современных условиях, как показывает опыт на французском и нашем фронтах, указывает, что едва ли можно рассчитывать на выполнение  в  о д и н  п р и е м  г л у б о к о г о  п р о н и к н о в е н и я  в  расположение противника, хотя за ударными корпусами была бы поставлена вторая линия корпусов, как это предполагает в своих соображениях главнокомандующий Западным фронтом. Приходится признать, что вторую линию обороны нужно атаковать по тем же приемам, как и первую. При иной постановке вопроса нас ожидают или разочарования или тяжкие безрезультатные жертвы. Суть в том, чтобы при последовательных, подготовленных атаках выполнить прорыв, нанести противнику потери и разбить основательно часть его войск.

7. Сложность обстановки, слагающейся для Юго-Западного фронта при далеко невыясненном положении Румынии, при ослаблении боевой линии противника выводом из нее от пяти до семи дивизий (считая в том числе 1-ю и 22-ю германские)[2], заставляет фронт увеличить число выведенных в резерв корпусов и вывести одно армейское управление. До декабря 1915 г. все протяжение фронта без затруднений управлялось тремя армейскими управлениями. К этому можно вернуться и теперь.

В случае нужды собрать армию на границе Румынии или в Добрудже свободное армейское управление будет всегда в готовности взять на себя указанную задачу.

Это не исключает возможности использовать это управление и на том или другом участке своего фронта, если обстановка это позволит. [Алексеев]


Фонд 2003, II, д. 1104, лл. 336-339.


[1] См. док.: Ген. Алексеев — Николаю II (4 апреля 1916).

[2] Над строкой карандашом напитано: «на французский фронт».


Текст воспроизведен по изданию: Наступление Юго-Западного фронта в мае-июне 1916 года. Сборник документов. - М., 1940. С. 76 - 79.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."