История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР
№ 3

В местной печати 15 августа появилось следующее заявление Министерства Иностранных дел: Официально. Вследствие появившихся в крымских и других газетах сообщений о прибывшем в Константинополь „посланнике" или даже „после" Крымского Правительства, Министерство Внутренних Дел поясняет, что представителя Верховной Власти Крыма (Совет Министров) в Константинополе пока еще нет, а пребывает там дипломатический поверенный в делах (........), аккредитованный согласно нормам международного права не Советом Министров, а Министром Иностранных дел. Крымским поверенным в делах при Высотой Порте является член Курултая Гасан Сабри Айвазов. Bp. исп. долж. товарища Министра Иностранных дел Юсиф Бек Визиров.

16 августа в заседании Совета для необходимых объяснений по поводу этого заявления был приглашен г. Визиров, но он не был разыскан, почему объяснения по вопросу давал Советник Министерства Н. В. Избаш, рапорт коего, представленный по поручению Совета Министров, при сем прилагается. В виду отсутствия в заседании Совета 16 августа г. Премьер-Министра, разрешение вопроса было перенесено на следующее заседание, состоявшееся 17 августа, в котором принял участие и г. Визиров, подтвердивший все разъяснения г. Избаша.

В этом заседании Совет Министров установил:

1. Что поверенный в делах в Константинополе Айвазов был назначен и аккредитован исключительно Министром Иностранных дел без ведома и согласия Совета Министров. [331]

2. Что Совет Министров готов на разъяснение и исправление непри-знаваемого им правильным официального извещения Министерства Иностранных дел выступить в печати в форме официального постановления Совета с указанием на неправомерность такого назначения и отсутствия по сему надлежащего полномочия у г. Айвазова.

3. Что, однако, осуществление сего последнего (§ II) встречает на своем пути препятствие в виде нежелательных и неизбежных осложнений с точки зрения международных отношений, в особенности вслед за состоявшимся, по сведениям константинопольских газет, принятием Турцией вверительных грамот от поверенного в делах. По этим соображениям Совет Министров признал единственным выходом, предварительно какого-либо окончательное решения, поставить в известность о случившемся находящуюся в Берлине делегацию с поручением ей возможного урегулирования создавшегося международного инцидента.

В согласии с этим решением в Берлин была того же числа отправлена следующая телеграмма, адресованная графу Татищеву и Джафер Сейдамету „Джафер Сейдамет назначен уполномоченный по делам в Константинополе Айвазов, в настоящее время, по сведениям Константинопольских газет, уже признанный турецким правительством. Так как советом министров подобной должности для Константинополя не учреждалось, то и аккредитование кого бы то ни было на эту должность со стороны Министерства Иностранных дел не могло иметь места, почему Совет Министров признает необходимым предложить Сейдамету немедленно прервать всякие действия Айвазова в качестве дипломатического агента, как не имеющего законных полномочий правительства. Не считая возможным обострять международные отношения немедленным отозванием Айвазова, просим принять все возможные меры к улажению этого печального недоразумения.

Независимо от этого Советом было постановлено по возвращении Д. Сейдамета предложить ему дать необходимые по делу объяснения, по получении коих обсуждение факта назначения министром Иностранных дел дипломатического агента без ведома и согласия Совета Министров оставить открытым.


Подлиное подписали: Сулькевич, Мильковский, А. Ахматович, Т. Рапп, Д. Никифоров, П. Соковнин, Л. Фриман, Налбандов.

Текст воспроизведен по изданию: Бунегин М.Ф. Революция и гражданская война в Крыму (1917-1920 гг.) - [Симферополь], 1927. С. 331 - 332.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."