История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Вследствие запросов департамента полиции от 7 ноября 1915 года за № 174971, 23 февраля сего года за № 101826 и 5 сего августа за № 108130, имею честь представить департаменту полиции нижеследующий материал, добытый при посредстве секретной агентуры вверенного мое отделения, по поводу создания в Петрограде «прогрессивного блока».
Переговоры о соглашении между различными фракциями Государственной Думы и Государственного Совета, с целью образования парламентского блока, начались с первого же дня открытия летней сессии Государственной Думы 19 июля 1915 года. Инициаторами соглашения явились лидеры Прогрессивной фракции - И. Е ф р е м о в и А. К о н о в а л о в. Основной политической мыслью инициаторов соглашения было желание создать в Государственной Думе и Совете такое большинство, на которое могли бы опереться в своих исканиях и вожделениях различные общественные организации.
После долгих переговоров и обсуждений проектов соглашения, намеченных различными организациями, для выработки общей программы «блока» была выбрана особая комиссия, в состав которой входили: члены Государственной Думы: П. М и л ю к о в, И. Е ф р е м о в, С. Ш и д л о в с к и й, Н. Р о с т о в ц е в и А. С а в е н к о и члены Государственного Совета: Д. Г р и м м, В. Г у р к о, князь О б о л е н с к и й, граф Д. О л с у ф ь е в и В. М е л л е р - З а к о м е л ь с к и й. Комиссией была выработана программа блока, носящая характер компромисса, с равнением по наиболее умеренным элементам - группе националистов. 25 августа 1915 года программа парламентского блока была опубликована в печати в виде декларации, за подписью представителей всех фракций, вошедших в блок. Программа [26] блока, хранящаяся у секретаря Государственной Думы И. Д м и т р ю к о в а такова:
«Нижеподписавшиеся представители фракций и групп Государственной Думы и Государственного Совета, исходя из уверенности, что только сильная, твердая и деятельная власть может привести отечество к победе, и что такою может быть лишь власть, опирающаяся на народное доверие и способная организовать активное сотрудничество всех граждан, - пришли к единогласному заключению, что важнейшая и насущнейшая задача создания такой власти не может быть осуществлена без выполнения нижеследующих условий:
1) Создание объединенного правительства из лиц, пользующихся доверием страны и согласившихся с законодательными учреждениями относительно выполнения в ближайший срок определенной программы.
2) Решительное изменение применявшихся до сих пор приемов управления, основывающихся на недоверии к общественной самодеятельности, в частности:
а) строгое проведение начал законности в управлении;
б) устранение двоевластия военной и гражданской власти в вопросах, не имеющих непосредственного отношения к ведению военных операций;
в) обновление состава местной администрации;
г) разумная и последовательная политика, направленная на сохранение внутреннего мира, и устранение розни между национальностями и классами.
Для осуществления такой политики должны быть приняты следующие меры, как в порядке управления, так и в порядке законодательства:
1) В путях монаршего милосердия прекращение дел, возбужденных по обвинению в чисто политических и религиозных преступлениях, не отягченных преступлениями обще-уголовного характера, освобождение от наказания и восстановление в правах, включая право участия в выборах в Государственную Думу, в земские и городские учреждения и т. д., лиц, осужденных за те преступления, и смягчение участи остальных осужденных за политические и религиозные преступления, за исключением шпионов и предателей.
2) Возвращение высланных в административном порядке за дела политического и религиозного характера.
3) Полное и решительное прекращение гонений за веру под какими бы то ни было предлогами, и отмена циркуляров, последовавших в ограничение и извращение смысла указа 17 апреля 1905 года.
4) Разрешение русско-польского вопроса, а именно: отмена ограничений в правах поляков на пространстве всей России, незамедлительная разработка и внесение в законодательные учреждения законопроекта об автономии царства Польского и одновременный пересмотр узаконений о польском землевладении.
5) Вступление на путь отмены ограничений в правах евреев, в частности дальнейшие шаги к отмене черты оседлости, облегчение доступа в учебные заведения и отмена стеснений в выборе профессий. Восстановление еврейской печати.
6) Примирительная политика в финляндском вопросе, в частности перемены в составе администрации и сената, прекращение преследования против должностных лиц.
7) Восстановление малорусской печати; немедленный пересмотр дел жителей Галиции, содержащихся под стражей и сосланных, и освобождение тех из них, которые подвергались преследованию невинно. [27]
8) Восстановление деятельности профессиональных союзов и прекращение преследования представителей рабочих в больничных кассах по подозрению в принадлежности к нелегализованной партии. Восстановление рабочей печати.
9) Соглашение правительства с законодательными учреждениями относительно скорейшего проведения:
а) всех законопроектов, имеющих ближайшее отношение к национальной обороне, снабжению армии, обеспечению раненых, устройству участи беженцев и другим вопросам, непосредственно связанным с войной;
б) следующей программы законодательных работ, направленных к организации страны для содействия победе и к поддержанию внутреннего мира:
Уравнение крестьян в правах с другими сословиями.
Введение волостного земства.
Изменение земского положения 1890 года.
Изменение городового положения 1892 года.
Введение земских учреждений на окраинах, как то: в Сибири, Архангельской губернии, Донской области, на Кавказе и т. д.
Законопроект о кооперативах.
Законопроект об отдыхе торговых служащих.
Улучшение материального положения почтово-телеграфных служащих.
Утверждение трезвости навсегда.
О земских и городских съездах и союзах.
Устав о ревизии.
Введение мирового суда в тех губерниях, где введение его приостановлено по финансовым соображениям.
Осуществление законодательных мер, в которых может встретиться необходимость при выполнении в порядке управления намеченной выше программы деятельности».
Устав этот подписан:
От прогрессивной группы националистов - граф В. Б о б р и н с к и й. От фракции центра - В. Л ь в о в. От фракции земцев-октябристов - И. Д м и т р ю к о в. От группы союза 17 октября - С. Ш и д л о в с к и й. От фракции прогрессистов - И. Е ф р е м о в. От фракции народной свободы - П. М и л ю к о в. От группы центра Государственного Совета - В. М е л л е р - З а к о м е л ь с к и й. От академической группы Государственного Совета - Д. Г р и м м.
В Государственной Думе в парламентский блок входят более 300 депутатов из общего числа 442 членов Думы; в Государственном Совете точного количества членов блока не представилось возможным выяснить. Исполнительным органом парламентского блока является бюро, под председательством члена Государственного Совета В. Меллер-Закомельского. В состав бюро входили следующие 25 представителей отдельных фракций и групп, примкнувших к блоку:
Г о с у д а р с т в е н н о г о С о в е т а: Академической группы - Д. Гримм, М. Ковалевский (ныне умерший) и А. Васильев; внепартийных и группы центра - В. Гурко, М. Стахович, князь А. Оболенский, граф Д. Олсуфьев, А. Кони и И. Шебеко.
Г о с у д а р с т в е н н о й Д у м ы: кадетской фракции - П. Милюков, А. Шингарев, Н. Некрасов; прогрессистов - И. Ефремов, В. Ржевский; октябристов и октябристов-земцев - С. Шидловский, Е. Ковалевский, Милютин, А. Звегинцев, Н. Ростовцев, Алексеенко, И. Годнев; группы центра - [28] П. Крупенский, В. Львов и прогрессивных националистов - А. Савенко и В. Шульгин.
Донося об изложенном департаменту полиции, имею честь доложить, что дальнейшее агентурное наблюдение за деятельностью блока имеется, и о всем, заслуживающем внимания, будет неукоснительно доложено немедленно по получении сведений.
Генерал-майор (п о д п и с ь).
13/VIII 1916 г.
(6 делопр., д. № 343, т. 3. Вх. 21797.)
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru
Переговоры о соглашении между различными фракциями Государственной Думы и Государственного Совета, с целью образования парламентского блока, начались с первого же дня открытия летней сессии Государственной Думы 19 июля 1915 года. Инициаторами соглашения явились лидеры Прогрессивной фракции - И. Е ф р е м о в и А. К о н о в а л о в. Основной политической мыслью инициаторов соглашения было желание создать в Государственной Думе и Совете такое большинство, на которое могли бы опереться в своих исканиях и вожделениях различные общественные организации.
После долгих переговоров и обсуждений проектов соглашения, намеченных различными организациями, для выработки общей программы «блока» была выбрана особая комиссия, в состав которой входили: члены Государственной Думы: П. М и л ю к о в, И. Е ф р е м о в, С. Ш и д л о в с к и й, Н. Р о с т о в ц е в и А. С а в е н к о и члены Государственного Совета: Д. Г р и м м, В. Г у р к о, князь О б о л е н с к и й, граф Д. О л с у ф ь е в и В. М е л л е р - З а к о м е л ь с к и й. Комиссией была выработана программа блока, носящая характер компромисса, с равнением по наиболее умеренным элементам - группе националистов. 25 августа 1915 года программа парламентского блока была опубликована в печати в виде декларации, за подписью представителей всех фракций, вошедших в блок. Программа [26] блока, хранящаяся у секретаря Государственной Думы И. Д м и т р ю к о в а такова:
«Нижеподписавшиеся представители фракций и групп Государственной Думы и Государственного Совета, исходя из уверенности, что только сильная, твердая и деятельная власть может привести отечество к победе, и что такою может быть лишь власть, опирающаяся на народное доверие и способная организовать активное сотрудничество всех граждан, - пришли к единогласному заключению, что важнейшая и насущнейшая задача создания такой власти не может быть осуществлена без выполнения нижеследующих условий:
1) Создание объединенного правительства из лиц, пользующихся доверием страны и согласившихся с законодательными учреждениями относительно выполнения в ближайший срок определенной программы.
2) Решительное изменение применявшихся до сих пор приемов управления, основывающихся на недоверии к общественной самодеятельности, в частности:
а) строгое проведение начал законности в управлении;
б) устранение двоевластия военной и гражданской власти в вопросах, не имеющих непосредственного отношения к ведению военных операций;
в) обновление состава местной администрации;
г) разумная и последовательная политика, направленная на сохранение внутреннего мира, и устранение розни между национальностями и классами.
Для осуществления такой политики должны быть приняты следующие меры, как в порядке управления, так и в порядке законодательства:
1) В путях монаршего милосердия прекращение дел, возбужденных по обвинению в чисто политических и религиозных преступлениях, не отягченных преступлениями обще-уголовного характера, освобождение от наказания и восстановление в правах, включая право участия в выборах в Государственную Думу, в земские и городские учреждения и т. д., лиц, осужденных за те преступления, и смягчение участи остальных осужденных за политические и религиозные преступления, за исключением шпионов и предателей.
2) Возвращение высланных в административном порядке за дела политического и религиозного характера.
3) Полное и решительное прекращение гонений за веру под какими бы то ни было предлогами, и отмена циркуляров, последовавших в ограничение и извращение смысла указа 17 апреля 1905 года.
4) Разрешение русско-польского вопроса, а именно: отмена ограничений в правах поляков на пространстве всей России, незамедлительная разработка и внесение в законодательные учреждения законопроекта об автономии царства Польского и одновременный пересмотр узаконений о польском землевладении.
5) Вступление на путь отмены ограничений в правах евреев, в частности дальнейшие шаги к отмене черты оседлости, облегчение доступа в учебные заведения и отмена стеснений в выборе профессий. Восстановление еврейской печати.
6) Примирительная политика в финляндском вопросе, в частности перемены в составе администрации и сената, прекращение преследования против должностных лиц.
7) Восстановление малорусской печати; немедленный пересмотр дел жителей Галиции, содержащихся под стражей и сосланных, и освобождение тех из них, которые подвергались преследованию невинно. [27]
8) Восстановление деятельности профессиональных союзов и прекращение преследования представителей рабочих в больничных кассах по подозрению в принадлежности к нелегализованной партии. Восстановление рабочей печати.
9) Соглашение правительства с законодательными учреждениями относительно скорейшего проведения:
а) всех законопроектов, имеющих ближайшее отношение к национальной обороне, снабжению армии, обеспечению раненых, устройству участи беженцев и другим вопросам, непосредственно связанным с войной;
б) следующей программы законодательных работ, направленных к организации страны для содействия победе и к поддержанию внутреннего мира:
Уравнение крестьян в правах с другими сословиями.
Введение волостного земства.
Изменение земского положения 1890 года.
Изменение городового положения 1892 года.
Введение земских учреждений на окраинах, как то: в Сибири, Архангельской губернии, Донской области, на Кавказе и т. д.
Законопроект о кооперативах.
Законопроект об отдыхе торговых служащих.
Улучшение материального положения почтово-телеграфных служащих.
Утверждение трезвости навсегда.
О земских и городских съездах и союзах.
Устав о ревизии.
Введение мирового суда в тех губерниях, где введение его приостановлено по финансовым соображениям.
Осуществление законодательных мер, в которых может встретиться необходимость при выполнении в порядке управления намеченной выше программы деятельности».
Устав этот подписан:
От прогрессивной группы националистов - граф В. Б о б р и н с к и й. От фракции центра - В. Л ь в о в. От фракции земцев-октябристов - И. Д м и т р ю к о в. От группы союза 17 октября - С. Ш и д л о в с к и й. От фракции прогрессистов - И. Е ф р е м о в. От фракции народной свободы - П. М и л ю к о в. От группы центра Государственного Совета - В. М е л л е р - З а к о м е л ь с к и й. От академической группы Государственного Совета - Д. Г р и м м.
В Государственной Думе в парламентский блок входят более 300 депутатов из общего числа 442 членов Думы; в Государственном Совете точного количества членов блока не представилось возможным выяснить. Исполнительным органом парламентского блока является бюро, под председательством члена Государственного Совета В. Меллер-Закомельского. В состав бюро входили следующие 25 представителей отдельных фракций и групп, примкнувших к блоку:
Г о с у д а р с т в е н н о г о С о в е т а: Академической группы - Д. Гримм, М. Ковалевский (ныне умерший) и А. Васильев; внепартийных и группы центра - В. Гурко, М. Стахович, князь А. Оболенский, граф Д. Олсуфьев, А. Кони и И. Шебеко.
Г о с у д а р с т в е н н о й Д у м ы: кадетской фракции - П. Милюков, А. Шингарев, Н. Некрасов; прогрессистов - И. Ефремов, В. Ржевский; октябристов и октябристов-земцев - С. Шидловский, Е. Ковалевский, Милютин, А. Звегинцев, Н. Ростовцев, Алексеенко, И. Годнев; группы центра - [28] П. Крупенский, В. Львов и прогрессивных националистов - А. Савенко и В. Шульгин.
Донося об изложенном департаменту полиции, имею честь доложить, что дальнейшее агентурное наблюдение за деятельностью блока имеется, и о всем, заслуживающем внимания, будет неукоснительно доложено немедленно по получении сведений.
Генерал-майор (п о д п и с ь).
13/VIII 1916 г.
(6 делопр., д. № 343, т. 3. Вх. 21797.)
Текст воспроизведен по изданию: Буржуазия накануне Февральской революции. - М. - Л., 1927. - С. 26 - 29.
Комментарии |
|
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!