История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

К секретно-оперативному приказу ЗВО № 022/оп[1]

Сообщая положение о военном совещании по борьбе с бандитизмом, при­зываю принять это положение в основу и немедленно провести в жизнь.

1. Бандитизм на территории округа в связи с неурожаем усилился, характер его видоизменился: вместо крупных соединений появились мелкие банды 10 - 15 человек до 200 - 300. Захватывая все новые районы, вовлекая в свои ряды сочувственно относящееся к ним население, банды увеличиваются распространяясь по территории, дробятся на мелкие единицы, увеличиваются количество банд. Тактика нашей борьбы до настоящего времени своди­сь к преследованию каждой отдельной банды, вследствие чего части наши распылялись, не достигая успеха. Вместе с тем, наши части, будучи малочисленными и действуя на сравнительно большой территории мелкими отрядами, не имели связи с соединениями, а равно даже старшие начальники не знали обстановку соседних районов, вследствие чего были печальные факты обстрела своих же частей, как, например, [в] районе Вольска наш вооруженный пароход обстрелял нашу группу, приняв их за бандитов; второй случай был в районе Орлов Гай, когда с севера наступала кавдивизия, а с юга - части 442-го полка. Вместе с тем же, бандитизм появился в районах, ближайших к расположению крупных частей, о чем начальники этих частей узнавали слишком «дно. Последний случай указывает на слабую связь с мест[ными] властями, ж гражданскими, так и военными. Нет никакой связи с местными коммунистическими отрядами и войсками ЧК - там, где они являются единственной юруженной силой. В районах совместного расположения наших частей и частей особого назначения (коммунистические отряды), милицией, войск ЧК, боевые действия носят разрозненный характер, объединяющего начала нет, вследствие этого наши операции часто терпят неудачу. Из опыта борьбы с бандитизмом наблюдалось, что местные военные власти - как военкоматы, партийные организации, в минуту опасности успевали организовывать значительные силы, часто с преобладанием конницы, что являлось показателем, что силы и средства местных властей бывают достаточны для противодействия бандитизму, из чего следует, что войсковой начальник, если бы он был своевременно [731] временно в связи с подлежащим властями, мог бы усилить свои силы и под­чинить их себе.

Считаю необходимым указать на ослабление руководства в борьбе с банди­тизмом: не замечается прежней энергии, руководство носит случайный, бес­системный характер, определенного плана борьбы с ним не усматривается, вследствие чего отряды высылаются по сведениям, часто не заслуживающим доверия, почему отряды возвращаются обратно, напрасно израсходовав свои силы, в то же время, как бандитизм появляется там, где его не ожидали, и опять начинается высылка уже измотанных частей; последнее обстоятельство указывает, что разведки, как таковой, нет или она слабо поставлена. В этих случаях военные совещания должны принять меры к организации разведки, особенно агентурной ЧК, использовав все силы [и] средства для постановки ее на надлежащую высоту. Имея в виду, что бандитизм находит себе поддерж­ку в определенных группах населения, откуда бандиты черпают все средства, необходимо эти очаги уничтожить, почему во всех случаях, если это будет ус­тановлено, необходимо принять меры к изоляции заподозренных семей, что может быть приведено в исполнение только по постановлению совещания.

2. В целях достижения полной согласованности действия военных органов и органов гражданской власти учреждаются окружное военное совещание по борьбе с бандитизмом, областные и губернские военсовещания, в уездах - уездные, районные военные совещания по борьбе с бандитизмом.

3. Окружное военное совещание по борьбе с бандитизмом будет создано при штабе ЗВО одновременно с учреждением реввоенсовета, в данный момент областное совещание при комвойск низовья [Волги] и губернские при комбриге-94 и 126-м подчиняются непосредственно мне.

Примечание: Военные совещания могут в случае встретившейся необходи­мости приглашать с правом совещательного голоса представителей граждан­ских и военных организаций, кои обязаны являться на совещание обязатель­но.

4. Областные и губернские совещания по борьбе с бандитизмом создаются при соответствующем штабе старшего войскового начальника в составе пред­седателя - старшего войскового начальника, и членов - предчека и секрета­ря парткома.

Примечание: Если в данном районе области или губернии расположены части двух разных соединений, то член совещания по борьбе с бандитизмом назначается распоряжением соответствующего военного начрайона. Там, где нет старшего войскового начальника, военное совещание создается при соот­ветствующем военкомате, причем членом входит, как войсковой начальник, военком.

5. Аналогичные военные совещания могут создаваться в уездах и районах, особенно насыщенных бандитизмом, но только в исключительных случаях, когда обстановка требует напряжения всех местных сил и средств. При созда­нии таких совещаний подлежащие начальники должны немедленно донести о сем с обстоятельной мотивировкой. Районные совещания подчиняются уезд­ным или губернским. При создании уездных или районных совещаний должен быть назначаем определенный войсковой начальник района или уезда, ответ­ственный за вверенный ему уезд или район.

Примечание: Во всех случаях создания совещания, согласно пунктам 4 и 5, старшие войсковые начальники (председатели совещания) несут пол­ную ответственность за свой район и управление вверенными ему войсками остается за ним. Все коммунистические отряды, войска ЧК, милиция и всякого рода отряды местных властей переходят в подчинение начальнику по поста­новлению совещания. [732]

6. В порядке соподчиненности каждое военное совещание исполняет распо­ряжения высшего военного совещания и отчитывается по всем вопросам, свя­занным с его функциями, перед высшим военным совещанием.

7. Военные совещания по борьбе с бандитизмом собираются не реже одно­го раза в неделю для выработки плана борьбы с бандитизмом и разрешения всех вопросов, связанных с исполнением намеченного плана.

8. Постановления военных совещаний считаются безусловно обязательны­ми для всех гражданских, партийных и военных органов на территории, где действительно совещание.

9. Военные совещания по борьбе с бандитизмом имеют задачей согласован­ность организационной и политической работы с проводимыми военными опе­рациями, наблюдая за тем, чтобы при всех выделяемых отрядах находились соответствующие полномочные представители органов гражданской власти и партийных организаций, дабы с одновременным уничтожением живой силы бандитизма устанавливался на местах твердый революционный порядок.

10. Областные и губернские совещания по борьбе с бандитизмом по месту своей организации составляют карту бандитских районов и гнезд, которая должна быть немедленно разослана всем уездным и районным совещаниям, и должны стать исходным пунктом их работы, разрабатывают план своей рабо­ты и требуют составления плана подчиненными уездвоенсовещаниями.

11. [В] недельный срок со дня опубликования настоящего положения на- чдиву-27, комбригу-94 и 126-му донести мне о составе совещания. Всем сове­щаниям, как техническим аппаратом, пользоваться соответствующим штабом или военкоматом.

12. О получении телеграммы донести[2].

Комвойск ЗВО Краевский

Наштаокр Лисовский


[1] См. док. Приказ № 22 / оп командования Заволжского военного округа командирам воинских частей об организации военных совещаний по борьбе с бандитизмом (21 июля 1921).

[2] Приказ был передан в войска телеграммой № 0249/оп от 23 июля 1921 г. за подписью нач. оперативного управления округа.


Текст воспроизведен по изданию: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 731 - 733.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."