История России - История России с XVII-нач. XX вв.

Стачка в железнодорожных мастерских при ст. Полтава, Харьково-Николаевской ж. д. (30 июля 1891 г.)



Полтавский полицеймейстер рапортом от 1 сего августа за № 2072 донес мне, что начальник мастерских при ст. «Полтава» Харьково-Николаевской железной дороги, в исполнение приказа управления названной дороги от 10 июня сего года за № 21, предположил ввести в действие с 1 сего августа во вверенных ему мастерских расчетную (рабочую) книжку, утвержденную журнальным постановлением временного управления казенных железных дорог от 26 марта сего года за № 1084 для мастерских и рабочих, работающих в мастерских и депо службы тяги всех казенных железных дорог, о чем и объявил мастеровым и рабочим, работающим во вверенных ему мастерских. Рабочие, признавая некоторые нововведения по правилам, помещенным в этой книжке, стеснительными для себя, просили начальника оставить прежние правила без изменения, но, получив в том отказ, заявили, что не желают продолжать работы, и, сдав находившиеся у них инструменты, оставили мастерские. При этом они никаких беспорядков не производили, а ушли почти совершенно спокойно. [72]

Оказывается: 1) что управление Харьково-Николаевской железной дороги, поручая о введении в действие новой рабочей книжки, приказом от 10 июня за № 21 назначило начинать работы в 6 1/2 час. утра и оканчивать в 6 час. вечера, тогда как в полтавских мастерских работы по заведенному порядку начинались в 6 час. утра и оканчивались в 5 1/2 час. вечера. Хотя вся разница в данном случае заключается только в том, что по новому распоряжению работы должны начинаться и оканчиваться получасом позже против прежнего, но рабочие находят крайне стеснительным для себя оканчивать работы получасом позже потому, что многие из них живут за несколько верст от мастерских; 2) что требование § 48 правил, помещенных в новую рабочую книжку, относительно обыска рабочих при выходе из мастерских они признают для себя оскорбительным и 3) что в новой рабочей книжке ничего не упоминается об утвержденных временным управлением казенных железных дорог 3-4 июня 1885 г. и помещенных в прежней рабочей книжке правилах выдачи мастеровым и рабочим больничных денег, а также денег в счет заработка и единовременных денежных пособий. В приказе же управления Харьково-Николаевской железной дороги от 24 июня за № 28 хотя и разъяснено, что правила выдачи больничных денег и единовременных денежных пособий сохраняют свою силу и со введением новой книжки, однако, рабочие просят дополнить книжку этими правилами.

О происшедших недоразумениях полтавский полицеймейстер телеграфировал 30 июля в Харьков начальнику тяги Байдаку, прося его прибыть в Полтаву, и лично имел разговор с рабочими, которым советовал не прекращать работ. После этого рабочие явились 31 июля на работы в обычное время, а в 8 час. утра имел с ними разговор прибывший из Харькова начальник тяги Байдак, который разрешил начинать работы по заведенному порядку с 6 час. утра, разъяснил рабочим приказ управления Харьково-Николаевской железной дороги за № 28 о том, что существующие правила о выдаче пособий и больничных денег остаются в силе, и поручил начальнику мастерских не подвергать рабочих обыску до особого распоряжения. При этом г. Байдак предложил рабочим лучше ознакомиться с новыми правилами, которые нисколько не созданы в ущерб их интересов. Рабочие, повидимому, согласились с убеждениями начальника тяги и остались продолжать работы.

О вышеизложенном считаю долгом доложить вашему высокопревосходительству.


И. д. губернатора вице-губернатор Жуков.


ЦГИАМ, ф. ДП, 2 дел-во, 1891 г.,
д. 66, ч. 15, л. 8-10.

Текст воспроизведен по изданию: Рабочее движение в России в XIX веке: сборник документов и материалов. - Т. III. Ч. 2. - [Москва], 1952. С. 72 - 73.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."