Господь наш, Учитель смирения, когда ученики спорили между собой о достоинстве, взял одного мальчика и сказал: «Кто из вас не обратится, как младенец, не может войти в Царство Небесное» (см.: Мф. 18, 3). Чтобы явиться не только учителем, но и исполнителем, Христос подтвердил это правило смирения Своим примером, когда омыл ноги учеников, когда принял лобзание предателя, когда беседовал с самарянкой, когда говорил о Царстве Небесном к Марии, сидевшей у Его ног, когда, восстав от преисподней, прежде всего явился женщинам. А сатана ниспал с достоинства архангельского не по чему иному, как по противоположной смирению гордости. И иудейский народ, любивший преждеседания и приветствия на торжищах, был отвержен и заменен языческим народом, считавшимся прежде за ничто. Против софистов века сего и мудрецов мира посылаются Петр и Иаков, рыбаки. Причину этого Писание объясняет так: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Смотри, брат, сколь великое зло то, чему противится Бог. Потому-то и в Евангелии высокомерный фарисей отвергается, а смиренный мытарь [25] выслушивается. Десять уже (если не ошибаюсь) писем, исполненных и ласки, и просьб, отправил я к тебе, а ты не удостаиваешь меня ответами, и тогда как Господь беседует с рабами, ты, брат, не хочешь говорить с братом. «Слишком сердито», - скажешь ты. Поверь, если бы скромность не сдерживала стиль, я во гневе наговорил бы таких вещей, что ты стал бы отвечать, хотя бы вследствие раздражения. Но поскольку гневаться свойственно человеку, а удерживаться от нанесения обид - христианину, то, возвращаясь к прежним отношениям, снова прошу: люби любящего тебя и, будучи служитель (Христов), собеседуй с сослужителем. Будь здрав о Господе.


<< Назад | Содержание | Вперед >>