Содержание | Библиотека | Новейшая история России


Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли неослабное внимание совершенствованию организационной структуры армии и флота, их техническому оснащению и комплектованию высококвалифицированными командными кадрами.

Рост боевой мощи Советских Вооруженных Сил являлся одним из важнейших факторов достижения победы над войсками интервентов и белогвардейцев. [41] Решение этой сложной и ответственной задачи было предметом особой и неотложной заботы партии, ее Центрального Комитета и Политбюро во главе с В. И. Лениным. Партия большевиков сумела правильно претворить в жизнь ленинские социально-политические и организационные принципы строительства армии нового типа, обучения и воспитания ее личного состава.

Основным направлением организационного совершенствования Вооруженных Сил Советского государства являлось приведение в соответствие с социалистическим обществом и государственным строем, особенностями стратегического и международного положения страны, с состоянием ее экономики, характером гражданской войны и требованиями вооруженной борьбы - всей советской системы военной организации, структуры Вооружен­ных Сил и их технического оснащения, способов комплектования и боевой подготовки войск, их боевого и численного состава.

Вооруженная интервенция международного империализма против Республики Советов потребовала создания кадровой, регулярной массовой армии, формировавшейся в соответствии с международной и внутриполитической обстановкой сначала на добровольных принципах, а затем - на основе обязательной воинской повинности со всеми присущими регулярным армиям видами сил, родами войск и специальных войск.

На Красную Армию и Флот была возложена главная задача - вооруженная защита Страны Советов от интервентов и белогвардейцев. Перед всеобщим воинским обучением (Всевобуч) как прообразом милиционной системы была поставлена задача подготовки для Красной Армии боевых резервов без отрыва от производства - вневойсковым способом. Войска вспомогательного назначения предназначались для охраны тыла и поддержания в нем революционного порядка. Одновременно эти войска являлись боевым резервом Красной Армии.

Такая система военной организации молодого Советского государства в первые годы его существования соответствовала требованиям превращения страны в единый военный лагерь, являлась оригинальным и наиболее целесообразным решением проблемы организации защиты социалистического Отечества в той конкретно-исторической обстановке. Опыт гражданской войны показал, что советская система военной организации не только выдержала испытания временем и пробой сил, но и получила дальнейшее развитие и укрепление.

В повышении боевой мощи Советских Вооруженных Сил важную роль играли развитие и совершенствование организационной структуры войск, их техническое оснащение и вооружение.

Основные усилия были сосредоточены на создании и развитии Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Рабоче-Крестьянского Красного Флота, Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота и войск вспомогательного назначения, как наиболее полно отвечающих характеру гражданской войны и военной интервенции, стратегическому положению страны и требованиям вооруженной борьбы. Организация, боевой состав и техническое оснащение каждого из видов и родов войск Вооруженных Сил и их внутренняя структура в свою очередь определялись экономическими возможностями страны, их предназначением, местом и ролью в вооруженной борьбе, а также особенностями боевого применения.

Основой. Советских Вооруженных Сил являлись Сухопутные войска. Исход войны определяли наземные сражения, в которых этим войскам принадлежала решающая роль. В их интересах действовали флот и авиация. Одной из сторон повышения боевой мощи Сухопутных войск являлось гармоничное развитие родов войск и отыскание наиболее целесообразной их штатной организации, которая обеспечивала бы успешное ведение боевых действий и разгром противника на суше. Такими родами войск являлись: пехота, кавалерия, артиллерия, броневые силы, а также спецвойска - инженерные войска, войска связи и железнодорожные.

Основным и самым многочисленным родом войск были стрелковые войска. Высшим тактическим соединением стрелковых войск являлась стрелковая [42] дивизия. Количество стрелковых дивизий в 1919 - 1920 гг. непрерывно увеличивалось. Если в октябре 1918 г. в действующей армии имелось 30 пехотных (в основном территориальных) дивизий, то в сентябре 1919 г. - 62[1]. Всего за годы войны состоялось 199 формирований и переформирований стрелковых (пехотных) дивизий. В составе Красной Армии имелись национальные  азербайджанские, латвийские и др.), а также интернациональные формирования. За годы войны было создано свыше 500 интернациональных подразделений, частей и соединений.

Отличительной особенностью советских стрелковых войск от белогвардейских было то, что они имели на вооружении сравнительно меньшее количество образцов стрелкового оружия. Это существенно облегчало снабжение их боеприпасами и позволяло наладить массовый выпуск на предприятиях оборонной промышленности.

Быстрыми темпами в годы войны развивалась кавалерия (конница), обладавшая высокой подвижностью. Если в начале 1919 г. в составе Сухопутных войск имелось всего лишь 3 кавалерийские дивизии и общее количество кавалерии составляло только 10 процентов от численности стрелковых войск, то к концу 1920 г. было сформировано 22 кавалерийские дивизии[2]. Это составляло уже 29 процентов от общего количества стрелковых и кавалерийских дивизий. Всего же за годы гражданской войны состоялось 35 формирований кавалерийских дивизий.

Выдающимся событием в строительстве советской кавалерии явилось создание конных корпусов и конных армий. Всего с середины 1919 г. по конец 1920 г. состоялось семь формирований конных корпусов и были созданы две конные армии.

Важной огневой силой Сухопутных войск являлась артиллерия. Ее развитие шло по следующим основным направлениям: принятие на вооружение лучших образцов материальной части старой армии; установление четкой организационной структуры артиллерийских формирований; применение наиболее целесообразных способов стрельбы, отвечающих характеру боевых действий и требованиям вооруженной борьбы.

Широкое развитие в годы войны получили броневые силы. К концу гражданской войны в составе бронесил Красной Армии имелось 103 бронепоезда и бронелетучки, 51 автоброневой, 11 автотанковых, 16 десантных отрядов и воздухоплавательные отряды при бронепоездах. На вооружении бронесил находились бронепоезда, бронеавтомобили, тапки, аэростаты.

С насыщением Сухопутных войск боевой техникой и огневыми средствами, усложнением характера войны возрастала роль инженерных и железнодорожных войск. Войска связи выполняли важные задачи по обеспечению управления войсками. Большое внимание уделялось решению сложных вопросов организации тыла и материально-техническому обеспечению войск, а также медицинской помощи, эвакуации раненых и возвращению их в строй.

Развитие советской авиации шло по линии укрепления авиационных отрядов, превращения их в авиационные эскадрильи, группы, дивизионы и  строгой централизации управления Воздушным Флотом. К концу гражданской войны ВВС насчитывали 83 авиаотряда, в том числе 18 морских и 27 воздухоплавательных отрядов. На их вооружении находилось до 350 самолетов.

Рабоче-Крестьянский Красный Флот, несмотря на потери в материальной части, понесенные в результате оккупации интервентами морских окраин страны, составлял значительную силу боевой мощи Советских Вооруженных Сил. Он состоял из флотов, морских, озерных и речных флотилий.

Материальную основу военно-морских сил составляли боевые корабли и вспомогательные суда разных классов военно-морского флота царской армии. Некоторые типы боевых кораблей являлись лучшими в мире как по [43] ходовым качествам, так и по артиллерийскому вооружению. Всего за годы войны было создано более 30 военных флотилий. Основным источником их комплектования был Балтийский флот. К осени 1920 г. Черноморский флот насчитывал около 100 кораблей. В апреле 1920 г. началось формирование морских сил Севера, в июле 1920 г. созданы морские силы Каспийского моря.

Войска вспомогательного назначения в соответствии с их предназначением и требованиями по охране тыла и страны в делом включали в себя: войска Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК), специальные части и подразделения для выполнения задач по обеспечению внутренней безопасности Советского государства; войска внутренней службы (ВНУС), специальные воинские формирования, выполнявшие задачи по охране тыла Советского государства. В сентябре 1920 г. в их состав вошли войска внутренней охраны Республики (ВОХР).

На основании постановления ЦК РКП(б) в апреле 1919 г. для оказания помощи органам Советской власти в борьбе с контрреволюцией, для поддержания порядка, охраны государственных объектов были созданы части особого назначения (ЧОН).

Несмотря на очень сложные условия ведения вооруженной борьбы против интервентов и белогвардейцев, организационные мероприятия в войсках Красной Армии и Флота проводились последовательно, в короткие сроки и на научной основе. Выполнялось указание В. И. Ленина о том, что «без науки современную армию построить нельзя...»[3].

Политика Коммунистической партии об укреплении союза рабочего класса со средним крестьянством, подкрепленная организационно-мобилизационными мероприятиями, позволила успешно решить задачу, поставленную В. И. Лениным о создании сначала миллионной, затем - 3-миллионной, а к концу 1920 г. - почти 5,5-миллионной армии[4].

Социально-политический состав Вооруженных Сил Советской республики соответствовал классовому соотношению внутри страны. Партийно-комсомольская прослойка к концу 1920 г. в армии и на флоте составляла около 7 процентов[5], удельный вес рабочих - 15, крестьян - 77 и представителей других социальных групп - 8 процентов. Цементирующей силой Красной Армии и Флота являлся рабочий класс. В рядах Советских Вооруженных Сил плечом к плечу сражались воины различных национальностей и народностей, многие из которых в условиях царского самодержавия были лишены возможности служить в армии. Привлечение их в ряды защитников Великого Октября отвечало требованию В. И. Ленина о сплочении всех военных сил в могучую интернациональную Красную Армию, против которой не устоит никакая сила империалистов[6].

Всего к концу гражданской войны в составе Советских Вооруженных Сил находились представители почти 50 национальностей России, из них 77.6 процента составляли русские, 13,7 - украинцы, 4 - белорусы и 4,7 процента - представители других национальностей[7]. В рядах Красной Армии вместе с сынами народов нашей страны сражались и около 300 тыс. воинов-интернационалистов[8].

Важной стороной комплектования, от которой зависела боевая мощь Советских Вооруженных Сил, являлась организация обеспечения Красной Армии и Флота командными и политическими кадрами.

Опираясь на рекомендации В. И. Ленина, а затем и на постановление V Всероссийского съезда Советов, Коммунистическая партия решала эту проблему комплексно, путем, во-первых, организации подготовки красных командиров из трудящихся через широко развернутую сеть командных [45] курсов, высших школ, институтов и военных академий; во-вторых, выдвижением на командные должности подпрапорщиков, унтер-офицеров и солдат, которые в своей подавляющей части являлись, выходцами из трудового народа и имели боевой опыт первой мировой войны; в-третьих, добровольным привлечением и мобилизацией на службу в армию и на флот офицеров и генералов старой армии, имевших, как правило, высокую военно-теоретическую подготовку и практический опыт командной и штабной работы.

Об эффективности принятых Коммунистической партией и Советским правительством мер по укомплектованию Красной Армии командными кадрами свидетельствует то, что за три года становления и развития советских военно-учебных заведений центрального подчинения они подготовили почти 40 тыс. красных командиров. Фронтовые, армейские и дивизионные курсы дали около 25 тыс. командиров[9]. По мобилизации было принято в Красную Армию свыше 48 тыс. бывших генералов и офицеров, около 214 тыс. унтер-офицеров[10]. К концу 1920 г. командный состав Красной Армии по социальному составу выглядел так: 67,3 процента - крестьяне, 12 процентов - рабочие, 20,7 процента - интеллигенция. 20 процентов командиров были коммунистами.

Около 80 процентов командного и 92 процента рядового состава - вы­ходцы из трудящихся - создавали монолит морально-политического един­ства и классовой сплоченности личного состава, что являлось одним из серьезных факторов боевой мощи Советских Вооруженных Сил.

Важнейшим фактором неуклонного роста могущества Красной Армии и Флота являлась партийно-политическая работа, направленная на воспитание у личного состава высоких морально-боевых качеств.

В ходе войны улучшались структура, техническое оснащение и комплектование войск, совершенствовалась вся система советской военной организации, а в итоге неуклонно повышалась боевая мощь Советских Вооруженных Сил. Если в июне 1918 г. в действующей Красной Армии находилось свыше 141 тыс. штыков, около 8 тыс. сабель, 1274 орудия и 2086 пулеметов, то в октябре 1920 г. их было соответственно 337 879, 72 374, 2616. 10 559[11]. В. И. Ленин 1 марта 1920 г. отмечал, что за два года «мы создали единую дисциплинированную армию»[12].

Рост боевой мощи Советских Вооруженных Сил был бы невозможен без организации слаженного военного хозяйства в стране - без налаженного военного производства и обеспечения бесперебойного снабжения Красной Армии вооружением, боеприпасами, одеждой, обувью и продовольствием.

Вся сумма проведенных мероприятий и объем работ, выполненных тылом, способствовали непрерывному возрастанию боевой мощи Советских Вооруженных Сил, успешному проведению операций в борьбе против интервентов и белогвардейцев.

Таким образом, ленинские принципы, на основе которых осуществлялось строительство Советских Вооруженных Сил в годы гражданской войны, в полной мере отразили природу и преимущества советского социалистического строя. Поэтому они и обеспечили неуклонный рост их боевой мощи, способствовали совершенствованию организационной структуры, повышению уровня технического оснащения, то есть всех тех факторов, которые и обеспечили победу над интервентами и белогвардейцами в гражданской войне.


[1] Подсчитано по: Директивы командования фронтов Красной Армии (1917 - 1922 гг.), т. 4. с. 43 - 49, 95.

[2] 50 лет Вооруженных Сил СССР. М., 1968, с. 120.

[3] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 40, с. 183.

[4] Директивы командования фронтов Красной Армии (1917-1922 гг.), т. 4, с. 227.

[5] Народное хозяйство Союза ССР в цифрах. М., 1924, с. 54.

[6] См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 37, с. 26.

[7] Партия и армия. М., 1980, с. 76.

[8] Там же, с. 78.

[9] И о в л е в  А. М. Деятельность КПСС по подготовке военных кадров. М.. 1976, с. 21.

[10] Директивы командования фронтов Красной Армии (1917 - 1922 гг.), т. 4, с. 342 - 343.

[11] Там же, с. 31, 219.

[12] Л е н и н  В. И. Полн. собр. соч., т. 40, с. 182.