Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы

Комиссары в Бельгии. Брюссель, 17 февраля 1793 г.

Граждане коллеги!

Чем больше успехи патриотизма в Бельгии, тем активнее становится здешняя аристократия. Нам сообщено комиссаром исполнительной власти, прибывшим из Остенде, что там публично кричали несколько дней тому назад: «Да здравствует император», а у частных лиц нашли большое количество ружейного и артиллерийского пороха. Генерал Дефлер доводит до нашего сведения, что в Брюгге среди бела дня стреляли по патрулю и убили часового. В самом Брюсселе, на наших глазах, существуют во многих частных домах тайные склады ружей и пороха, но, что еще более замечательно, в складах этих имеются заряды, совершенно не соответствующие калибру австрийского оружия, а только калибру французских ружей. Настроение в городе Намюре не более утешительное. Прибывший оттуда экстренный курьер сообщил нам о происходящей там секретной вербовке волонтеров для поддержки аристократии.

Если бельгийские аристократы позволяют себе все это в то время, когда их окружает и сдерживает большая военная сила, так чего же приходится опасаться с их стороны, когда поступательное движение наших отрядов к Голландии и Рейну оставит почти совершенно без гарнизонов города Бельгии? И чего только не смогут они предпринять с этого момента, даже в Брюсселе и Антверпене, откуда только что отправились легион и в 6.000 человек и дивизион жандармерии, присутствие которых, конечно, производило на них впечатление. Мы приглашаем вас, граждане коллеги, серьезно об этом подумать. Если военный министр не [25] пришлет к нам немедленно больших подкреплений, нам нужно ожидать крупных революционных волнений. А что было бы, если бы, по несчастью, наши продвигающиеся вперед отряды понесли поражение, которое принудило бы их сделать хоть один попятный шаг? Тогда наверняка стали бы звонить к «сицилийской вечерни»[1], давая этим сигнал к избиению французов, без всякой возможности со стороны бельгийских патриотов прийти к ним на помощь, когда им самим пришлось бы трепетать за свою целость.

И это не все. Невозможно сомневаться в том, чтобы Англия не замыслила какой-либо атаки и не направила бы ее предпочтительнее всего на Бельгию, между Дюнкирхеном и Остенде. Уверенная в том, что там она найдет массу друзей, она не преминет туда устремиться. Поэтому весьма существенно снабдить все это побережье воинской силой внушительных размеров. Таково же мнение и генерала Дюмурье, с которым мы совещались по этому поводу.

Спасение Французской Республики, вы знаете это, в Бельгии. Лишь путем присоединения этой богатой страны к нашей территории мы в состоянии восстановить наши финансы и продолжать войну. Но, чтобы достигнуть этой великой цели, необходимо предоставить робким патриотам Бельгии могучие средства обеспечения ее безопасности. Их следует доказать путем усиленного развития наших военных ресурсов, что им нечего бояться возврата австрийского владычества. Рассеяв их страхи, мы увидим их голосующими в огромном большинстве за соединение с Францией, как это уже имело место в 2-х наиболее расположенных к нам городах: он в Монсе и Шарль-сюр-Самбр.

Предположим однако, что соединение будет отвергнуто и аристократия окажется торжествующей. При таком предположении мы должны трактовать Бельгию как неприятельскую страну; но, чтобы трактовать ее так, нужно быть особенно сильными.

Точно так же, при всех обстоятельствах, мы вам это повторяем, является безотлагательной необходимостью послать в эту страну от 20 до 25 батальонов и по меньшей мере 2 эскадрона легкой кавалерии, взяв их согласно указанию генерала Сантерр из рядов драгун Республики, расквартированных в Военной Школе.

Мы не скроем от вас и того обстоятельства, что не решаемся [26] до прибытия указанных военных сил распорядиться созывом первичных собраний. Все наши наблюдения убеждают нас в том, что в этих собраниях произойдет кровопролитие, если не будет налицо солидной военной силы, чтобы сдержать злонамеренных лиц; и так как эти собрания должны быть без промедления созваны, то мы и сообщаем вам эти наши наблюдения с экстренным курьером.

Без сомнения, мы не получим упрека за постановление, которым мы только что потребовали явки по первому нашему зову национальных гвардейцев в департаментах Северном, Па-де-Калэ, Соммы, Эна и Арденнском; ведь было бы весьма странным заблуждением ожидать больших успехов от этой меры. В ней нет ничего хорошего, и мы приняли ее лишь для того, чтобы произвести впечатление на контрреволюционеров, в ожидании прибытия требуемой нами от вас помощи.


Госсюэн, Делакруа, Мерлен (из Дуэ).

P.S. В тот момент, как мы кончаем наше письмо, прибыл гражданский комиссар по наблюдению за продажей вещей эмигрантов, сообщивший нам о новых движениях, происшедших в Остенде и Брюгге.

Так как нельзя терять ни минуты, мы поручаем нашему курьеру подождать и вернуться к нам с вашим ответом.


[1] Сицилийская вечерня - это избиение французов туземным населением в Палермо в 1282 г. во время вечерни, на второй день Пасхи. Отсюда движение распространилось по всей Сицилии. За несколько лет перед этим французы, по приглашению папы, отняли юг Италии от Гогенштауфенов, и королем сделался французский принц Карл Анжуйский.


Текст воспроизведен по изданию: Французская революция в провинции и на фронте (Донесения комиссаров Конвента). М., 1924. С. 25 - 27.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."