История стран Азии и Африки - Средние века

Надпись, высеченная на стене в саду школы при мечети (медресе) правителем Гермиянского бейлика в Кютахье Якубом Челеби, свидетельствует о том, что после присоединения его земель к владениям османских султанов он служил Баезиду I (1389 - 1402 гг.) и Мехмеду I (1403 - 1421 гг.), при этом не только сохранил, но и умножил свои владения. Он отказал их на благотворительные цели (в вакф). Важно, что при этом был определен наследственный доход в пользу назначенных им управителей этого вакфа. Такого рода вакуфные владения служили надежным способом сохранения наследственного дохода в руках одной семьи из поколения в поколение без страха конфискации их государством.


...Причина записи такова: великий эмир источник щедрости, великодушия, высокопоставленный и высокочтимый Якубей, сын шаха Сулеймана, да будет длиться царствование его до предела времен, учредил сей имарет[1] для спасения в загробной жизни, и был завершен он в 814 году хиджры [1411]. Дверь его была открыта, и он начал действовать. Но через 5 месяцев после этого по причине нападения Караман-оглу[2], он в течение двух с половиной лет был заброшен.

Вслед за тем наступило время расширения царства повелителя [османов][3]. Он изгнал из этих мест Караман-оглу и, взяв обратно [имарет], передал его мне. В его царствование и по его милости снова были открыты двери дома сего, и он начал действовать. Дай бог, чтобы и время царства его было нескончаемо до судного дня. Мой дед Мехмед-бей[4] отнял Гюльди у неверных. Озеро Симав мой дед Мехмед также взял у неверных. По договоренности с наследниками я превратил в вакф эти владения вместе со всеми их пределами и деревнями, со всем, что принадлежит им внутри и вне их. Мехмед Худавендигяр, сын Баезид-хана, утвердил это и выдал грамоту. Затем я купил деревню Арслан Апа у сыновей Арслан Апы. У Кюрт-огланов я купил деревню Кюрт. А у султанского данышменда[5] в Гедизе я купил Чепни и Пынар-баши. У сына Хюсейн-бея я купил Илидже-су с рисовым арыком в его пределах. У Хызыр-бея, сына Омер-бея, я купил Армут-эли. А Омер-бей является сыном Ильяс-бея... Армут-эли и указанные выше деревни со всеми их границами я передал в вакф. У Айяс-оглу я купил также Айязхареми и превратил в вакф. Султан Мехмед и это принял и выдал [266] грамоту. Собственные владения деда моего Умур-бея[6], находящиеся между городом Кютахьей и Белджек, - чифтлик[7], дворцовый сад, гиацинтовый сад, Давут-харем, местность, у которой с одной стороны клеверный сад, а с другой - площадь, большая баня и сад в Сандыклы, сад в Чате, Сад канатных плясунов в Шейлю деревня Караджа-агандж, которая принадлежит к Кютахье, - я по согласованию с наследниками передал в вакф. Это также было принято султаном Мехмедом, и он выдал грамоту. [Султан] Баезид купил у Инанч-оглу Исхак-бея баню Ходжи Омера, что находится в Денизли. Султан Мехмед Худавендигяр передал все это своему слуге - мне. После этого я получил от мевлияна Кесе два сада, которые находятся у ворот Хобер. Я отдал[8]... а остальное передал в вакф имарета... Все это султан Мехмед Худавендигяр утвердил и выдал грамоту. Новую баню, находящуюся в Кютахье, купил покойный... у Ильяс-бея, сына Сулейман-шаха. Я же передал ее в вакф, чтобы получали с не доход и ежедневно совершали молитву.

И после этого я поставил управителем [вакфа] Исхак Факиха, чтобы он был им столько лет, сколько может. После него, если у него имеется подходящий сын, пусть будет он [управителем], а если у того сына будет подходящий сын, не окажется, то пусть будет тот, кого назначит царствующий султан. За обязанность управителя содержание пусть составит 5 акче в день и еще в год 6 мюдов[9] пшеницы городским мюдом. [Доход] с бани пусть идет на содержание субаши. Пусть все это будет содержанием управителя. Сеида Джафера я поставил шейхом пожизненно. После него шейхом пусть будут подходящие для этого сын и [после него] внук. А если подходящих не окажется, то пусть будет тот, кого назначит правящий султан. Содержание за обязанности шейха имарета пусть идет с дохода имарета по 5 акче в день, а также [доход] с деревни Секмен в области Армут и с клеверного сада в Кютахье. А тот, кто будет шейхом после них, пусть получает содержание по 10 акче в день и в год 6 мюдов пшеницы. Учителю в медресе [положено] содержание в день 6 акче, 6 мюдов пшеницы городским мюдом, три повозки дров и ежедневно две миски еды и 4 хлеба. [267]

На 9 худжр[10] пусть выдают по 1 акче в день, по 1 мюду пшеницы в год городским мюдом и на каждую иджру по 2 повозки дров [в год], по 2 миски еды и 4 хлеба [в день]. Содержание имаму - по 3 акче в день, 6 мюдов пшеницы в год, муэдзину - по 2 акче в день и по 2 мюда пшеницы в год. Смотрителю - по 2 акче в день и по 2 мюда пшеницы в год. Пекарю - по 2 акче в день и по 2 мюда пшеницы в год. Пусть приготовляют ежедневно 4 батмана[11] мяса, не менее. Хлеб пусть будет свежим и доброкачественным. Лошадям прибывающих гостей пусть выдается корм до трех дней... По обычаю выдается вдоволь еды и хлеба находящимся там гостям и живущим рядом. После этого остаток раздается народу. Тем, кто заболеет, пусть приводят лекаря и заставят его лечить. А лекарю пусть выдают содержание и стоимость дров. Того, кто умрет, пусть завернут в саван и предадут земле. Сколько бы гостей ни останавливалось, пусть останавливаются и пусть не говорят им «уходите»[12]...

[1] Имарет - благотворительное заведение, странноприемный дом.

[2] Караман-оглу - правитель караманского бейлика, одного из княжеств, образовавшихся после распада Сельджукского государства в Малой Азии. Центром бейлика была Конья.

[3] Речь идет о султане Мехмеде Худавидигер (1403 - 1421).

[4] Мехмед-бей - один из правителей Гермиянского бейлика (ум. Ок. 770 г. Хиджры, т. е. в 1368 г.).

[5] Данышменд - ученый, образованный человек, мудрец.

[6] Умур-бей - отец матери Якуб-бея.

[7] Чифтлик: 1) крестьянский земельный надел разного размера в зависимости от качества земли; 2) земельный участок, принадлежащий феодалу лично.

[8] Здесь и далее пропуск в тексте.

[9] Мюд - мера сыпучих тел разной емкости в разных местах. В Кютахье он был равен 20 стамбульским киле (1 киле - ок. 25 кг).

[10] Худжра - келья для учащихся в медресе.

[11] Батман - мера веса. В зависимости от области в Османском государстве она составляла от 2 до 6 окка, или от 2,5 до 7,5 кг.

[12] Последние строки надписи прочитать нельзя.

Текст воспроизведен: Хрестоматия по истории средних веков. Т. 2. X - XV века. М., 1963. С. 266 - 268.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."