Средние века - Классическое средневековье (XII-XV вв.)

Документ раскрывает организацию ремесла и особенности его развития в шелкоткацком и шелкопрядильном производстве в Кельне в XV веке.

Гергард фон Везель - кельнский купец и общественный деятель конца XV в., был в разное время членом совета многих городских комиссий, судьей, кельнским послом при королевском дворе, бургомистром и рентмейстером (казначеем). Особую известность своими финансовыми проектами.


Следует знать, что почтенные друзья из цеха шелковых изделий в Кельне получили от совета устав, который они ...с поднятыми руками, произнося слова присяги, именем бога и святых поклялись соблюдать.

1. П. 3 этого устава гласит... (следует изложение п. 3 устава 1469 г.).

...По-видимому, только 4 или 6 мастериц, настолько богатых, что они в состоянии тратить ежегодно от 2 до 3 тысяч гульденов на покупку шелка-сырца, обучают учениц и собственных детей, извлекают отсюда пользу... и занимают положение главных мастериц в цехе, а почтенные лица, изучившие ремесло... не почитаются за главных мастериц в цехе... не могут иметь учеников и обучать своих детей... и не получают соответствующей выгоды, хотя они и владеют ремеслом так же хорошо, как и те, которые обрабатывают свой материал, и даже, быть может, лучше их. Создается такое положение, что мастерицы, не работающие над своими материалами, не находятся под охраной прав, гарантируемых уставом, между тем как в других кельнских цехах, как, например, у золотых дел мастеров, щитовников и других, как богатые, так и бедные в равной мере пользуются правом держать учеников или учениц. [479]

2. П. 6 устава гласит... (следует изложение п. 7 устава 1469 г.). Наступит время, когда станет известно, что шелковая пряжа, идущая из Венеции, подверглась здесь окраске и переработке.

3. Говорит о допущении к работе мастериц, покинувших Кельн, вопреки п. 2 устава 1469 г.

4. Говорит о противозаконной обработке узлового щелка вопреки п. 15 устава 1469 г.

5. П. 15 устава гласит... (следует изложение п. 16 устава 1469 г.).

Прекрасного известно, как этот пункт соблюдался и соблюдается кое-кем из тех, кто присягнул на верность уставу. Осмотрите и обыщите многие монастыри и скиты, вы убедитесь в этом.

6. П. 16 устава гласит... (следует изложение п. 17 устава 1469 г.).

К сожалению, людям и богу хорошо известно, как соблюдался и ныне соблюдается этот пункт; проповедники с давних пор много говорили об этом... Но к сожалению, улучшения заметно мало; денег... не дают или же дают их в ничтожном количестве, а вместо них дается товар, в частности шелк, английское и другое сукно... которое затем приходится продавать. Перед нашим глазами проходят примеры бедняков, принимающихся за прядильную и ткацкую работу, чтобы спасти себя от голода и жажды. Они принуждены брать от мастериц шелковую материю, оцениваемую мастерицей в 19 кельнских марок, между тем как они не могут продать ее затем даже за 14 ½ или 15 марок, или же их заставляют брать сукно, оцениваемое мастерицей в 6 марок, которое они рады затем сбыть с уступкой третьей части цены. Многие лица, принадлежащие к шелкоткацкому женскому цеху, вступают одновременно в цех розничных торговцев сукном, пользуясь таким образом двойным источником пропитания... Эти бедняки, а также посредницы разносят по городу такого рода мелочный товар, продавая его с убытком, чем чинят подрыв розничной торговле сукном, которая всегда была крупным источником пропитания, уменьшают доход от акциза, идущего в пользу города, и вместе с тем поневоле совершают беззаконие.

7. П. 17 устава гласит... (следует изложение п. 18 устава 1470 г.).

Как соблюдался и ныне соблюдается этот пункт, легко понять из только что сказанного. Если при выдаче заработной платы фунт шелка оценивается в 19 марок, а затем может быть продан не больше чем за 15 марок, то как же назвать подобного род сделки, как не ростовщическими? [480]

Почтенный совет мог бы узнать у посредниц, почему бедняки берут вместо заработанной платы такую материю.

Те ткачихи шелковых изделий, которые недавно продали кое-каким князьям и каноникам шелк, взятый у канонисс Эссенского монастыря на дровяном рынке[1], прекрасно знали, что эти князья и каноники отнюдь не купцы, сбывающие шелк во Франкфурт и другие места[2]. Если бы почтенный совет захотел узнать причину этого, то, быть может, нашлись бы посредники, которые сумели бы раскрыть ее.

[1] Очевидно, речь идет о конфискации шелковой пряжи, которую канониссы выткали незаконным образом.

[2] Главным местом сбыта кельнского шелка издавна была Франкфуртская ярмарка.

Текст воспроизведен: Хрестоматия по истории средних веков. Т. 2. X - XV века. М., 1963. С. 479 - 481.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."