История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

- У аппарата генерал Брусилов? Здравия желаю, ваше высокопревосходительство. Я - Алексеев. Жду ваших вопросов.

- Здравия желаю. Командарм мне доносит, что дальше трудно ничего войскам не объявлять, слухи до них проникли, многое преувеличено, просят отдачи какого-либо приказа. До настоящего времени я только сообщал командармам все сведения, которые от вас получал, и ожидал манифеста, который вce бы объяснил. Чтобы ускорить его появление, я посылал частную телеграмму Родзянке, как своему старому [32] однокашнику по корпусу, чтобы скорей они закончили свои колебания и имели в виду, что крайне необходимо сохранять армию от каких-либо волнений, и по-товарищески просил его воздействия на левые элементы, но ответа не получил. Теперь ждать сбора главнокомандующих в ставке для решения вопроса слишком долго и испытывать столь продолжительное терпение войск нежелательно. Вы это сами понимаете. Крайне необходимо осведомить войска о положении дела, - конечно, в известных пределах. Мне кажется, что нужно объявить, первое, что государь император отрекся от престола и что вступил в управление страной Временный Комитет Государственной Думы и что составлен новый комитет министров и, в-третьих[1], воззвать к войскам, что они охраняют своею грудью матушку-Россию и в политику теперь вмешиваться не можем. Но, раньше чем составить такой приказ, я хотел испросить ваше на то разрешение. Было бы желательно всем фронтам действовать однообразно по вашим указаниям, но, повторяю, совершенно необходимо теперь что-либо объявить войскам. Молчание может вызвать недоумение, а может быть, и что-либо хуже. Кончил. Ожидаю указаний.

- Вполне понимаю все вами высказанное. Мое положение: 1) Не могу добиться, чтобы Родзянко подошел к аппарату выслушать мое решительное сообщение о невозможности далее играть в их руку и замалчивать манифест. 2) Повеление великого князя верховного главнокомандующего во всех важных случаях обращаться к нему и его извещение, что для Кавказской армии манифеста не существует до распубликования его законным порядком через Сенат. Сейчас вторично доложу по аппарату великому князю положение дел на нашем западном фронте и заявление всех главнокомандующих, что дальнейшее молчание грозит опасными последствиями. При неполучении каких-либо указаний, возьму на себя отдачу приказания, которое к вечеру будет получено всеми фронтами, с общим объяснением дел. Самое трудное - установить какое-либо согласие с виляющим современным правительством, в составе которого крайние элементы берут верх и разнузданность приобретает права гражданства. Кончил. Алексеев.

- Слушаю. Буду ожидать к вечеру приказа вашего. Настоятельно докладываю еще раз, что он безусловно необходим, иначе могут последовать тяжелые последствия. Докладываю также, что я отдал приказание в Киеве исполнять распоряжения новых министров, так как иначе возникли бы беспорядки, которые бы кончились столь же плачевно для войска, как в Петрограде и Москве. Полагаю, что это был единственный исход. Кончил. Брусилов.

- Ваше распоряжение совершенно правильно. До свидания. Дай бог всего хорошего. Алексеев.

- Имею честь кланяться. Брусилов.


[1] Так в подлиннике.


Текст воспроизведен по изданию: Февральская революция 1917 года // Красный Архив. - М.-Л., 1927 № 03 (22). - C. 32-33.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."