История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР
Р О С С И Й С К А Я  С О Ц И А Л - Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К А Я  Р А Б О Ч А Я  П А Р Т И Я.


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!


СТАЧЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ЗАДАЧИ МОМЕНТА.

Забастовочное движение широкой волной разливается по Рос­сии, захватывая все новые и новые области. На юге, в Донецком бассейне, уже с месяц длится грандиозная стачка горнорабочих с десятками тысяч участников; бастуют брянские машинострои­тельные заводы; приходят известия о забастовках на Урале и в Московском промышленном районе. В самом Петрограде стоит Металлический завод, остановился «Феникс», Кабельный и ряд других[1].

Не нужно много говорить об условиях, в которых приходится ныне бороться рабочему классу. Правительственный произвол не знает границ. Пользуясь военным положением, романовская шайка спешит под предлогом «спасения страны» прежде всего распра­виться со своим естественным и вечным врагом - пролетариатом и не останавливается ни перед чем на этом пути. Усердие царской опричнины находит поддержку и поощрение среди организован­ных капиталистов, стремящихся в свою очередь использовать клич «гражданского мира» для самого наглого похода на пролетариат и его права. Никогда еще российский капитал не выступал так организованно и так решительно против рабочего класса, как именно теперь. Под лживые и истерические выкрики буржуазно-либеральной печати о «защите отечества», под усыпляющие речи Гучкова, Коновалова, Гвоздева и его сподвижников в военно-про­мышленных комитетах ведется самая откровенная классовая атака на пролетариат. От бесстыдной лжи «гвоздевцев» до отправки на фронт и расстрелов за стачки при помощи царских жандармов и охранников - все средства использованы, ни одно не забыто. Но предложение признать благодать «гражданского мира» и «священ­ного единения» с классовыми врагами было решительно отвергнуто рабочим классом России. Самое начало войны вызвало ряд заба­стовок. Как в Петербурге, так и в провинции стачечное движение [218] не прекращалось за два года войны и, хотя носило экономический характер, однако по временам принимало грандиозные размеры и обнаруживало вскоре политическое содержание. Такова сентябрь­ская забастовка прошлого года. Такова последняя стачка на Путиловском заводе, когда по призыву Петербургского Комитета почти весь рабочий Петербург демонстративно выступил против насилия над путиловцами.

Неся беспрерывные потери и бесчисленные жертвы, рабочий класс непоколебимо шел все время по пути классовой борьбы. Органи­зованному наступлению капитала, поддержанному всеми силами царизма, он неуклонно противопоставлял силу своей классовой солидарности и сплоченности. Не помогла и шарлатанская игра с «гвоздевцами». Привлекая в военно-промышленные комитеты «представителей пролетариата» в лице Гвоздева и его сподвижни­ков, вожди капитала надеялись этой сделкой с самозванцами-пре­дателями укрепить потрепанную уже идею «гражданского мира», осуществить «сотрудничество классов» и тем совлечь революцион­ный пролетариат с его единственно правильного пути. Попытка не удалась. Махинации Гучковых и Гвоздевых были разоблачены с самого начала, и передовые слои пролетариата высказались ясно и решительно против них. Гвоздев с компанией вошли в сделку, как кучка изменников с клеймом предательства на спине. В руках Гучкова осталась лишь жалкая кучка «гвоздевцев», окончательно скомпрометировавшая себя в глазах пролетариата своей работой в военно-промышленных комитетах и дошедшая под покровитель­ством Гучкова уже до протестов против забастовок. Вопреки им ста­чечное движение растет. Правительство старается сохранить видимость спокойствия в стране, рукой Родзянки зажимая рот левым депутатам, приказывая прогрессивному блоку не допускать запросов о творящихся насилиях и расстрелах стачечников. Стачки ширятся, вспыхивают то тут, то там, и над страной все мощнее развевается знамя классовой борьбы.

Основные черты совершающегося движения - его стихийность, распыленность и преимущественно экономический характер. Дви­жение открыто еще не вышло из стадии экономической борьбы за повышение заработной платы как следствия растущей дорого­визны. Массы еще недостаточно сознают, что при настоящих усло­виях всякое движение пролетариата должно неизбежно вылиться в протест против войны и требование немедленного прекращения ее. Надо лишь сильнее и сильнее раскачать маятник революции и довести дело борьбы народных масс до той высоты, когда бы пробил час свержения власти воров и убийц романовского отродья. Надо внести сознание и планомерность в стачечную борьбу и, уси­ливая с каждым днем наш экономический фронт, стараться раз­вернуть все живые силы пролетариата и втянуть в схватку с орга­низованным капиталом весь пролетариат. Чем больше заводов сразу бастует, тем успешнее могут быть результаты стачки, тем меньше жертв, потому что буржуазии необходимо «обороняться», необходимы наши рабочие мускулы. Есть еще порох в революционных пороховницах пролетариата, и никакие слезливо-наглые песни об обороне отечества гучково-гвоздевской команды не отнимут [219] у рабочих их горячей души. Надо лишь почаще открывать огонь по головам врагов и взорвать этот порох, тогда в клочья взлетит вся предательская проповедь Гвоздевых - итти на вы­ручку к царскому самодержавию. Война открыла все язвы капи­талистического общества и требует от пролетариата исключитель­ного напряжения сил. Затеянная правящими классами война может быть прекращена только организованным вмешательством проле­тариата и широких масс демократии. И протест против войны не­избежно выльется в форму революционной борьбы народов про­тив своих правительств, против своих правящих классов. Основное положение, что враг народа находится в его собственной стране, должно быть выдвинуто вперед и воспринято массами. Из эконо­мической борьбы с капиталом в стенах фабрик и заводов движе­ние должно превратиться в борьбу широко политическую, в борьбу за власть, в гражданскую войну. Лозунги «долой войну» и «долой царскую власть» должны быть провозглашаемы при каждой стачке и должны выноситься на улицы демонстрациями.

И рядом с ними, как выражение общности мирового пролета­риата, должен звучать третий лозунг: «Да здравствует револю­ционный Интернационал!» С этими лозунгами рабочий класс Рос­сии должен всюду выступать решительно и сплоченно, рука об руку с товарищами по ту сторону границ, борясь с романовской монархией и буржуазными классами, за социализм и раскрепоще­ние мира.

Итак, товарищи, выше наши красные знамена революционной борьбы. На всю страну, на весь мир провозгласим наш боевой клич: Долой войну, долой романовскую монархию, да здравствует революционный Интернационал, да здравствует 8-часовой рабочий день, да здравствует социализм!


Петербургский Комитет Российской
Социал-Демократической Рабочей Партии.


Печ., 1 стр., 34 1/2 Х 13 1/2 см., библиотека ИМЭЛ,
листовка № 742.


[1] В июне 1916 г. по всей стране происходили экономические и политические забастовки. Бастовало 117 предприятий с общим количеством рабочих в 162 686 человек.

На этих предприятиях произошли 123 забастовки, в которых участвовали 100 329 рабочих.

Меньшевики и эсеры были прямыми помощниками буржуазии и царской охранки по борьбе со стачечным движением пролетариата. Этой подлой, предательской ролью особенно отличались меньшевики - члены «Рабочей группы» военно-промышленного комитета во главе с Гвоздевым.


Текст воспроизведен по изданию: Листовки петербургских большевиков. 1902 - 1917. - Т. 2: 1907 - 1917. - [М.], 1939. С. 218 - 220.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."