История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

25 сего августа, от 2 до 6 часов дня, состоялось созванное П. П. Рябушинским экстренное совещание представителей военно-промышленных комитетов московского района, в котором приняли участие члены московского областного военно-промышленного комитета и представители 34 местных комитетов. Приглашенные на это совещание А. И. Гучков и А. И. Коновалов не прибыли. Совещание было открытым, и на него были допущены представители печати. Всего присутствовало свыше 100 человек.

Совещание открылось речью его председателя  П. П.  Р я б у ш и н с к о г о,  который приблизительно сказал следующее:

«Общественная струя уже толкнула правительство на путь более интенсивной работы; теперь является необходимым направить это дело и по дальнейшему пути. Как вы знаете, общественные силы в деле обслуживания нужд войны до сих пор не несли никакой ответственности, так как работа общеземского и общегородского союзов обслуживала только дело призрения раненых, тем не менее и эта безответственная работа затмила деятельность в той же области правительственных учреждений. До сих пор дело снабжения армии целиком было в руках правительства, но так как теперь и мы выступили на помощь в этом деле, то часть ответственности за него падает и на нас, поэтому стране пора узнать, что мы бессильны что-либо сделать при существующих к нам отношениях самого правительства, не стоящего на должной высоте. Мы в праве потребовать, чтобы нам была дана возможность работать, раз на нас взваливают эту ответственность. Нас могут в будущем спросить, почему вы не сделали всего для обороны, имея все права. Таким образом, является опасность, что нас обвинят в том, в чем мы неповинны. Поэтому, в силу такой общей ответственности, мы должны обратить внимание на самое устройство правительственной власти, ибо власть не стоит на высоте своего положения. Сейчас у власти стоят люди, которые не в состоянии руководить сложным делом обороны, и наша задача - теперь - давлением на центральную власть добиться от власти исполнительной [24] соответствующего направления. Наша армия может, наконец, потерять надежду, что она получит все необходимое. Наш комитет, обсудив этот вопрос вместе с другими общественными организациями, пришел к убеждению в необходимости, чтобы наш съезд определенно высказался по этому делу. Нам нечего бояться: нам пойдут навстречу в силу необходимости, ибо армии наши бегут перед неприятелем. Делать же это нужно, пока не поздно, ибо потом и лучшие люди не в состоянии будут поправить дело, если государственный организм наш омертвеет. Всякое противодействие нам должно быть заклеймено, как антинародное».

После этого вступления Рябушинский предложил совещанию принять следующую резолюцию:

«Съезд представителей военно-промышленных комитетов московского района, призванных всемерно содействовать снабжению нашей доблестной армии всем необходимым и тем способствовать доведению войны до победного конца, пришел, однако, к ясному убеждению в неизбежности перестройки самой руководящей правительственной власти и в необходимости немедленного призыва новых лиц, облеченных доверием страны, в совет министров. Для достижения этого является крайне необходимым, чтобы наше глубокое убеждение проникло в сознание высшей правительственной власти. Противодействие же или промедление в проведении в жизнь этого начинания, откуда бы оно не исходило, приведет, по определенному мнению всего съезда, к гибельным и непоправимым для России последствиям».

Эта резолюция составлена была Рябушинским и Сироткиным (председатель нижегородского военно-промышленного комитета).

Затем перешли к обсуждению предложенной резолюции по существу; первым высказался председатель тверской губернской земской управы  Ч е р в е н - В о д а л и:

«В начале войны раздался клич общего единения, и народ этому поверил. Организация победы осталась за властью, власть же начала с неправды: она обманула нас в Государственной Думе, заверив устами бывшего военного министра, что снабжение армии стоит на должной высоте. Мелькнули и исчезли Мясоедовы и др., но не об одних Мясоедовых должна быть теперь речь. Надо взять пример с верховной следственной комиссии, которая не боится называть вещи своими именами. Созданием военно-промышленных комитетов ответственность пала и на нас. По моему мнению, в предлагаемой резолюции недостаточно ясно подчеркнута мысль о необходимости создания министерства обороны. Если в состав нынешнего министерства войдут одно-два лица с общественным настроением, то этим они лишь себя скомпрометируют, и введение этих лиц в министерство послужит только прикрытием деяний остальных министров и возложением за эти деяния ответственности на этих новых людей. Поэтому, вношу такую поправку: образование совета министров исключительно из лиц, пользующихся общественным доверием».

С и р о т к и н  сказал следующее: «В силу остроты момента и событий, великая ответственность встает перед нами, ибо народ наш спит беспробудно. Единственные люди, которые могут принять эту ответственность на себя, это - общественные силы, почему и необходимо требовать обновления всего министерства».

Рябушинский на эти соображения возразил, что он и предлагающие эту резолюцию лица именно и имели в виду требование обновления всего министерства, а не смены отдельных лиц, что, по его мнению, достаточно ярко выражено в предлагаемой резолюции, и он просит прослушать ее вторично. [25]

Резолюция была принята единогласно, и было решено ограничиться только напечатанием ее в газетах, чтоб таким приемом демонстративно показать, что съезд обращается  н е п о с р е д с т в е н н о  ко всей стране.

Вслед за сим Рябушинский предложил съезду принять особое постановление, в котором отметить, что съезд приветствует нашу доблестную армию и ее верховного главнокомандующего и верит, что армия окажется на высоте своего положения, но сейчас же отказался от этого своего предложения, сообразив, что такое постановление как бы подчеркнет то обстоятельство, что съезд замалчивает выражение своих верноподданнических чувств.

Был объявлен перерыв, после которого съезд приступил к практической работе, по докладам с мест.

26 сего августа принятая резолюция будет оглашена в заседании московского военно-промышленного комитета. Если бы администрация воспрепятствовала напечатанию резолюции в газетах, решено воспроизвести ее на множительном аппарате и разослать на места.


Начальник отделения, полковник Мартынов.


25/VIII 1915 г.


(6 делопр., д. № 343, т. 1. Вх. 4196.)


Текст воспроизведен по изданию: Буржуазия накануне Февральской революции. - М. - Л., 1927. - С. 24 - 26.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."