История России - История России с XVII-нач. XX вв.
Р О С С И Й С К А Я  С О Ц И А Л - Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К А Я  Р А Б О Ч А Я  П А Р Т И Я.


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!


ГВАРДИЯ НЕНАДЕЖНА!

Зашаталась последняя опора царского престола.

Всероссийский преображенец[1] потерял несколько сот телохранителей - преображенцев - их захватила Всероссийская Революция[2].

Армия маленького венценосного полковника стала меньше на баталион; настолько же выросла победоносная армия Великой Революции.

По высочайшему приказу 1-ый баталион лейб-гвардии Преображенского полка переименован в «особый пехотный баталион», он в опале, он наказан, у него нет знамени, ему не дано в шефы ни государя, [395] ни государыни вдовы, ни государыни жены, ни короля датского, ни королевы греческой... он не носит имени никакого царя, императора, герцога, эрцгерцога.

Почетное наказание!

Революция будет его шефом, революция даст ему имя и красное знамя.

Наказанные преображенцы лишены прав гвардии. Много ли они потеряли?

Что такое гвардия? Это царские телохранители, дворцовые караульные; это доверенная полиция - заводская, фабричная, банковская, телефонная, водопроводная, железнодорожная, сельская и деревенская.

На войну гвардию не посылают - гвардия нужна для внутреннего врага. Гвардию ставят во всем походном снаряжении, с боевыми патронами и с отрядами красного креста в деревнях и на заводах, у мастерских и станций железных дорог, где скрываются внутренние враги: забастовщики, бунтовщики, булочники, сапожники, ремесленники, рабочие, крестьяне, мужчины, старухи, женщины, дети, - словом, весь русский народ.

Преображенцы не захотели нести этой полицейской службы - значит они не гвардейцы; их лишили прав гвардии и отняли гвардейский мундир, запятнанный кровью рабочих девятого января. «Особый пехотный баталион» добился своего - его не будут посылать против народа. Такова его награда. Зато его мундир нельзя видеть в каждой портерной на портрете государя.

В его рядах нет царских сослуживцев и собутыльников, пьющих шампанское на народные деньги.

В его списках нет никого из семьи Романовых, ни царя, ни царицы, ни наследника, ни одного великого князя, княгини и княжны, ни больших, ни малых, ни детей, ни старух.

Никто из Романовых не приедет к ним на баталионный праздник, побоится ненадежных «особых пехотинцев», и солдатские деньги не уйдут на пьянство офицеров, на букеты фрейлинам, на угощение адъютантам, генерал-адъютантам и флигель-адъютантам.

Их теперешний командир не так близок к царской семье, как старый: он не был любимцем великого князя Сергея. Великой чести лишились опальные пехотинцы!

Но честь честью, а были ли преображенцы со своими гвардейскими правами свободны? Нет. Обращались ли с ними по-человечески? Нет. Может быть, за то их по гвардейскому положению хорошо кормили, поили, одевали? И того не было! Эти блестящие гвардейцы требуют хорошо печеного хлеба, недоданного белья. Пунктов и требований куча.

Не велика корысть - близость к государю и великим князьям! Офицерам лестно и выгодно, а солдатам от того ни тепло, ни холодно, а голодно. Не трудно это понять, но гвардия этого не понимала: присяга, гвардейские права, благодарность государя за верность престолу, по рублю на человека за смотры, младенец-наследник на полковых праздниках - лестно! Но некоторые поняли, и преображенцы первые из гвардии, правда, не все и не до конца.

Товарищи! Вы захотели солдатской воли, человеческого существования, хорошей пищи. Вы поняли, что если крестьянина пригнали в казарму, если рабочего одели в шинель с погонами, то это не резон - по [396] фельдфебельской указке, по офицерской команде, по царскому приказу становиться бессловесным скотом во славу воинской дисциплины, к выгоде бар и во вред народу. Этого мало!

Поймите, что ваш первый, главный, непримиримый враг - это царь, император всероссийский. Пока в России есть царь, самодержавный или конституционный, не видать вам солдатской воли. Вы хотите рассуждать, читать газеты, иметь политические убеждения. Царь этого боится, как чорт ладана. Ведь тогда вы вспомните, что солдаты - дети голодного народа, что вы вышли из разоренных деревень и душных фабрик и вернетесь туда же, что вы рабочие и крестьяне; вы тогда забудете поповскую выдумку - присягу и не захотите стрелять по своим, которые борются 5 за землю, за волю, за 8-часовой рабочий день. Тогда вы поймете, что внутренний враг, враг народа, - это правительство, любимые царские генералы, как Трепов, Мин и Орлов, офицеры, как Риман и Сиверс, министры и чиновники, помещики и фабриканты, - и самый злейший враг это царь со своей многочисленной родней: Владимиром, Николаями, Михаилами и пр. и пр. Все ужасное, что делается на Руси в судах, в полках, в канцеляриях и участках, - делается «по приказу Его Величества», «по указу Его Величества», его именем, в его выгодах и интересах. Он - эта жалкая, трусливая кукла - командует армией и флотом, назначает министров, чиновников, судей, офицеров, прокуроров и палачей, он первый помещик и капиталист: не сеет, не жнет, а в житницы собирает.

Боится царь, что поймете вы, гвардейцы, его последняя надежда. Значит нужно вас держать в казарме взаперти, чтобы зверь не проскакал, чтобы птица не пролетела, не допустить газеты, не пропустить пропагандиста. Царю нужно, чтобы вас душили ротными и полковыми ученьями, усталый солдат вечером с ног валится, где ему думать, зачем и против кого его на завод посылали. Нужно царю, чтобы вас дисциплиной давили, - только не рассуждающая машина по приказу офицера - «рота, пли!» может стрелять по крестьянской или по рабочей толпе. Рассуждающие солдаты - враги царя, и он злейший враг солдатской воли, потому что он враг свободы и счастья рабочих и крестьян.

Пролетариат это понял давно, девятого января 1905 года, когда он пошел к царю, и гвардейцы его расстреляли; с тех пор полтора года он борется с царизмом. Крестьяне сначала не понимали, почему восстал пролетариат, но и они теперь борются за землю и волю, - еще немного - и они поймут, что только Учредительное Собрание, только демократическая республика дадут им землю и волю.

Солдаты! В одиночку вам не получить свободы для солдат: идите же вместе с народом, а не против народа, за землю и волю, за Учредительное Собрание, за Демократическую Республику.


Военная Организация
при Петербургском Комитете Российской
Социал-Демократической Рабочей Партии.


Типография Центрального
Комитета РСДРП.

Печ., 2 стр., 30 1/2 X 9 см., библиотека ИМЭЛ,
листовка № 611.


[1] С момента сформирования Петром I в 1687 г. из так называемых «потешных» войск лейб-гвардейского Преображенского полка все цари, начиная с Петра I, числились в этом полку полковниками. Отсюда прозвище «преображенец», упоминаемое в листовке.

[2] С 6 по 12 июня 1906 г. происходили большие волнения в Преображенском полку. Дело началось с митинга в Красносельском лагере под Петербургом, на котором присутствовало несколько тысяч солдат, в том числе и преображенцы. После этого преображенцы решили выступить с требованиями. Ночью должен был раздаться сигнальный пушечный выстрел, чтобы этой тревогой вызвать начальство для объяснений. Но замысел раскрылся и был предотвращен при содействии других войск. Николай II объявил строгий выговор командиру полка «за недостаток внутреннего порядка и дисциплины» в 1-м батальоне полка. Провинившийся батальон в полном составе вместе с командиром и офицерами был лишен прав гвардии, разжалован в пехоту и удален из Петербурга под конвоем нескольких рот Финляндского и Сумского полков в село Медведь Новгородской губ. 


Текст воспроизведен по изданию: Листовки петербургских большевиков. 1902 - 1917. - Т. I: 1902 - 1907. - [М.], 1939. С. 395-397.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."