История России - История России с XVII-нач. XX вв.
Р О С С И Й С К А Я  С О Ц И А Л - Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К А Я  Р А Б О Ч А Я  П А Р Т И Я.


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Товарищи!

За последнее время с первой возможностью открытой организации и открытого выступления - возможностью, которую с таким трудом завоевал рабочий класс и которая теперь почти целиком захвачена буржуазными организациями - у нас на Руси развелось очень много политических партий. Кроме партий революционных и социалистических, кроме Российской Социал-Демократической Рабочей Партии, которая вот уже сколько лет работает в среде русского рабочего класса, организуя и воспитывая его для сознательной политической и экономической борьбы за конечные идеалы окончательного уничтожения всякой эксплоатации и водворения социализма, - цель, за которую борются рабочие всего мира, - кроме этой партии за последнее время в рабочую среду идут и стараются вербовать себе там сторонников и другие партии, которые теми или другими хорошими словами и фразами стараются прикрыть свою классовую подоплеку. Впереди их всех идет Конституционно-Демократическая Партия или Партия Народной Свободы, как она себя громко называет. Социал-демократы никогда не боялись никаких соперников - они знают рабочих и рабочие знают их, но не мешает все же рассмотреть этих новых ласковых «союзников». [381]

Рабочие всего мира с удивлением и восторгом приветствовали геройскую борьбу русских рабочих против самодержавия. Кровь старых, испытанных, закаленных в боях, заговорила в них при виде подвигов своего молодого товарища. Всеобщая политическая стачка в России дала нашим западным товарищам новый пример солидарности рабочих и вселила в них надежду на скорое окончание мук и страданий рабочих при современном капиталистическом строе. Рабочие Франции, Англии, Германии и Австрии посылали привет своим русским товарищам и берут с них пример в борьбе со своими отечественными капиталистами. Будем как русские - кричали на улицах Вены австрийские рабочие. Франция выдерживает сейчас сильнейшее потрясение от грандиознейшей забастовки рабочих угольных копей, бастуют рабочие Бельгии, волнуются рабочие Америки... что это значит?

Это значит, что лозунг социал-демократии «пролетарии всех стран, соединяйтесь!» пал на благодарную почву, - это значит, что растет мировая солидарность рабочих, близится конец эксплоатации, занимается заря освобождения...

Вместе с тем буржуи всех стран тоже подают друг другу руки, тоже друг друга поддерживают - буржуи Франции, Англии, Австрии и Бельгии соединились и дали русскому правительству 2 миллиарда франков денег. Зачем? На новые казни, на новые репрессии, на новые расстрелы и виселицы. Отсюда ясно, какой путь рабочих.

Как особый класс они не могут и не должны объединяться с фабрикантами и помещиками - они могут соединиться только с теми, кто признает их стремления, их цели, их задачи - кто стремится к социализму. Вот тот пробный камень, о который должен сломать себе шею всякий всадник, на каком бы лихом коне из хороших фраз он не подъезжал к пролетарскому делу.

Что же нам говорит о социализме конституционно-демократическая партия, что говорит о всеобщем и окончательном освобождении рабочих партия «Народной Свободы».

Она ничего не говорит о нем. Слово социализм отсутствует в прокламации ее центрального комитета к рабочим.

Конституционно-демократическая партия хочет политической свободы - рабочие тоже хотят ее, но они хотят и социализма, - политическая свобода для них не цель сама по себе, а только средство для дальнейшей борьбы за социализм, а тот, кто забывает об этом, тот не друг рабочим. Кому нужна одна политическая свобода без социализма? Она нужна имущим классам, нужна буржуазии; буржуа борются против социализма, они содрогаются при одном имени социалиста. Зачем же конституционно-демократическая партия идет к рабочим, раз ее программа ближе подходит к буржуазии? Потому что без рабочих теперь ничего нельзя сделать. Они слишком сильны, слишком громадную играют роль в нашей революции, без них не свалишь самодержавия, но без них не набьешь и кармана капиталиста. Надо создать опору среди рабочих себе, надо заставить их забыть о своем стремлении к социализму, надо заставить их идти за другими, а не с социалистами, и конституционно-демократическая партия пишет в своей прокламации: «Многие думают, что рабочим выгоднее иметь свою особую партию... рабочим самое выгодное действовать вместе с крестьянством и интеллигенцией - такой партией является партия Народной Свободы...» Мы не знаем, есть ли в партии [382] крестьяне, - но знаем, что есть помещики, мы не знаем, много ли там есть рабочих, но знаем, что есть фабриканты... Не потому ли партия Народной Свободы и забыла упомянуть о социализме? Что же обещает конституционно-демократическая партия сейчас рабочим, если ничего не говорит о конечной цели рабочего движения всех стран и всех народов?

«В основу нашей программы по рабочему вопросу мы кладем самодеятельность рабочих в профессиональных союзах... организация профессиональных союзов есть самое важное дело для рабочих...», говорит конституционно-демократическая партия. Социал-демократы всегда стояли точно так же за профессиональные союзы - но они и всегда говорили, что одни профессиональные союзы не могут всего достигнуть. В Америке и в Англии самые сильные профессиональные союзы - и что же? По мере того как против профессиональных союзов рабочих образуются союзы предпринимателей и капиталистов, по мере того как капитал захватывает в свои цепкие лапы все отрасли труда - профессиональных союзов становится мало. В Америке капиталисты своими союзами подчинили себе все производство. Никакой профессиональный союз, направленный только на борьбу за улучшение положения рабочих данной профессии, не может охватить рабочих всех профессий. По мере того как борьба разгорается, как рабочие и капиталисты, объединенные в союзы, вступают в столкновения, для рабочих становится ясно, что безработица и голод, ницета и эксплоатация не могут исчезнуть при помощи каждодневной борьбы в союзах, что исчезнут они только тогда, когда исчезнет само деление на капиталистов и рабочих, когда у капиталистов будет отнята самая возможность эксплоатировать рабочего, будут отняты и переданы в общественную собственность самые средства эксплуатации - средства производства: фабрики, заводы, машины, рудники и земли; будет уничтожена частная собственность на средства производства - будет водворен социализм. И в Америке и в Англии за последнее время все усиливается и усиливается социалистическое рабочее движение. Зачем же забывает об этом конституционно-демократическая партия?

В своих требованиях конституционалисты-демократы стоят за фабричную инспекцию, за страхование рабочих, за охрану женского и детского труда, за примирительные камеры, за народное обучение - за все то, что они списали с минимальной социал-демократической программы, вместо же максимальной программы, вместо требования социализма, они ставят в будущем: постепенное введение 8-часового рабочего дня, постепенное доведение до 8 часов рабочего времени во всех производствах и введение его там, где возможно, сейчас. Конституционно-демократическая партия не говорит, кто будет судить о том, где именно возможно его ввести сейчас, а где нельзя... Этим введением его «по возможности» заканчивается все, что дает рабочим конституционно-демократическая партия.

Чего же она требует в политической области?

Социал-демократы всегда говорили, что разрешить вопросы современного положения России и вывести ее на новый путь может только Учредительное Собрание, избранное всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. Одно время конституционалисты-демократы тоже говорили так, теперь они говорят иначе. Теперь Дума вместе с царем и кон.-демократы в Думе это сделают. Нам нечего говорить, может ли рабочий класс доверить свои интересы людям, которые смотрят на [383] социализм как на что-то постороннее. Каждому ясно, что никакого доверия быть не может, не могут верить им и крестьяне, которым они обещают наделение крестьян землей за справедливый выкуп. Откуда возьмут крестьяне деньги для выкупа и не довольно ли они уплатили за свою землю - это кон.-дем. не касается. Сравним, чего требуют социал-демократы и чего хочет партия Народной Свободы?

Мы хотим демократической республики и всеобщего равенства. Они хотят оставить монархию, а некоторые стоят и за верхнюю палату представителей. Рядом с нижней, где будут представители всего народа, хотят посадить верхнюю палату, где будут только представители земств и городов...

Мы требуем народного вооружения, народной милиции.

Они хотят оставить постоянную армию - это верное средство закабаления народа.

Не говоря о том, что они молчат о социализме, скажите, какое право имеет эта партия называться партией народной свободы?

Кон.-демократы говорят, что социал-демократы не должны призывать к вооруженному восстанию, а должны ждать, пока они в Думе все для рабочих сделают...

Рабочие ничего не получили. У них нет никаких свобод, никаких улучшений своего положения, а, наоборот, оно ухудшилось: 40 000 безработных стоят за воротами, расценки понижены, могут ли они успокоиться? Нет. Могут ли верить кадетам? Нет, потому что люди, отказавшиеся от Учредительного Собрания, откажутся и от всеобщего избирательного права. Нет, потому что люди, забывающие о социализме, забудут и о 8-часовом рабочем дне.

Рабочие могут идти только за той партией, которая ставит своей задачей социалистическое общество, которая каждое требование ставит в зависимости от этого своего главного требования, которая все взвешивает с точки зрения этого требования. А такой является Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия. И тем более необходимо помнить о своих классовых интересах рабочим в России, что у нас теперь момент революции. Горький опыт западных наших товарищей научил нас, как осторожно надо относиться ко всем таким заигрываниям из буржуазного лагеря. Было время, когда Зубатовы и Гапоны отвлекали рабочих от требования политического равенства, теперь кадеты и им подобные отвлекают их от требования равенства экономического. И всегда потом либеральная буржуазия расстреливала рабочий класс. Выше подымайте красное знамя, товарищи! Когда Запад сотрясается от далеких еще пока раскатов будущей бури - донесите до конца верность своему рабочему знамени. Требуйте от всякого, кто придет к вам с разговорами, прежде и раньше всего признания социализма как главного требования. Не удовлетворяйтесь ответами, что кадеты-де признают социализм вообще в принципе; требуйте внесения в программу, как необходимого условия, прежде чем с ними разговаривать. Будьте верны нашему пролетарскому лозунгу: Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Близится час всеобщего освобождения. Только в классовой солидарности, в пролетарской организации, под знаменем международной социал-демократической партии - наше спасение. В ее ряды, в ее колонны, товарищи! 1-го мая наш клич еще раз прокатится по всему миру! Пусть покажет и русский рабочий класс, что не иссякла еще его сила могучая, [384] не истощилась его мощь богатырская. И пусть всюду, где только дымит фабричная труба и гудит заводский гудок - эхом откликнется и крик русского рабочего!

Да здравствует вооруженное восстание!

Да здравствует Учредительное Собрание!

Да здравствует социализм!

Да здравствует Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия!

Апрель 1906 г.

Окружной район
при Петербургском Комитете Российской
Социал-Демократической Рабочей Партии.


Типография Окружного района.

Печ., 2 стр., 2 стб., 31 X 20 см., библиотека ИМЭЛ,
листовка № 466.

Текст воспроизведен по изданию: Листовки петербургских большевиков. 1902 - 1917. - Т. I: 1902 - 1907. - [М.], 1939. С. 381-385.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."