История стран Азии и Африки - Новая и новейшая история |
Конституция 1889 г. была введена в результате широкого общественного движения, порой принимавшего весьма острые формы. Она знаменовала переход от абсолютной монархии к умеренному конституционному режиму и ограниченной политической свободе и явилась, таким образом, известным шагом вперед в модернизации политической структуры страны. В то же время власть монарха осталась огромной, полномочия парламента - чрезвычайно скромными. Образцом для ее составителей послужила германская конституция 1871 г. В 1947 г. в Японии была принята новая конституция, утвердившая режим буржуазной демократии.
Глава I. Об императоре.
1. Японская империя управляется непрерывной на вечные времена императорской династией...
3. Особа императора священна и неприкосновенна.
4. Император - глава государства, он обладает верховной властью и осуществляет ее в соответствии с постановлениями настоящей конституции.
5. Император осуществляет законодательную власть в согласии с имперским парламентом.
Император утверждает законы и предписывает их обнародование и исполнение...
8. Император может в случае настоятельной необходимости поддержать общественную безопасность или устранить общественное бедствие, в промежутках между сессиями парламента издавать императорские указы, имеющие силу закона. Эти императорские указы должны быть представлены имперскому парламенту в ближайшую сессию, и если имперский парламент их не одобрит, должны быть объявлены правительством недействительными на будущее время.
9. Император издает и повелевает указы, необходимые для поддержания законов, поддержания общественного спокойствия и порядка и содействия благосостоянию подданных. Такие указы ни в коем случае не должны вносить изменений в действующие законы.
10. Император устанавливает организацию различных отраслей государственного управления, назначает и увольняет всех гражданских и военных должностных лиц и определяет их оклады...
11. Император является верховным командующим армией и флотом...
13. Император объявляет войну, устанавливает мир и заключает договоры.
14. Император объявляет осадное положение. Условия объявления и действия осадного положения определяются законом...
16. Император имеет право амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах.
Глава II. О правах и обязанностях подданных.
19. Всякий японский поданный одинаково имеет доступ к гражданским и военным должностям и ко всякой иной публичной службе.
20. Все японские подданные обязаны службой в армии или во флоте согласно постановлениям закона...
22. Японским подданным предоставляется в установленных законом пределах свобода выбора и перемены местожительства. [136]
23. Никто из японских подданных не подлежит аресту, заключению, вызову к допросу или наказанию иначе как сообразно с законами.
27. Собственность каждого японского подданного неприкосновенна. Изъятия, необходимые в интересах общественной пользы, определяются законом...
29. Японские подданные пользуются в установленных законом пределах свободой слова, печати, собраний и союзов.
Глава III. Об императорском парламенте.
33. Имперский парламент состоит из двух палат: палаты пэров и палаты депутатов.
34. Палата пэров в соответствии с указом о палате пэров состоит из членов императорской фамилии, из носителей дворянских титулов и из лиц, назначенных в нее императором.
35. Палата депутатов состоит из членов, избираемых народом в соответствии с постановлениями избирательного закона...
37. Ни один закон не может быть издан без одобрения имперского парламента.
38. Обе палаты голосуют за предлагаемые правительством законопроекты. Каждой из них принадлежит сверх того право законодательной инициативы.
53. Никто из членов той или другой палаты не может быть арестован во время сессии без согласия той палаты, к которой он принадлежит, за исключением случаев задержания на месте преступления или наказуемого деяния, связанного с внутренними или внешними волнениями...
Глава VI. О финансах.
62. Введение нового налога или изменение ставок уже существующего налога может последовать только на основании закона. Однако те пошлины или другие сборы по управлению, которое имеют характер вознаграждения за оказанные услуги, не подпадают под действие предыдущего раздела.
64. Государственные доходы и расходы должны утверждаться имперским парламентом в форме годового бюджета...
Комментарии |
|