История стран Азии и Африки - Новая и новейшая история |
Международное положение сейчас вызывает много беспокойств ввиду открытого антагонизма между странами, угнетения слабых более сильными и мирового экономического кризиса, приводящего хозяйства различных стран к хаотическому положению.
С другой стороны, внутри страны все еще имеются легкомысленные выступления эгоистичных заграничных идей, чем усиливается общественное беспокойство.
В данное время, чреватое разного рода событиями, мы находимся лицом к лицу с небывало серьезным положением. Как мы должны относиться к этому положению?
О том, что мы должны иметь бодрость, - говорить здесь не нужно. Однако одной бодрости недостаточно. Надо прежде всего иметь прозорливое «осознание». Прежде чем предпринимать ряд мер внешнего и внутреннего порядка, надо предварительно тщательно их последовать. А тем более неотложным для нас делом является осознание самих себя.
Не осознавая самих себя, мы не можем предпринимать правильных мер. Основным является то, что все должно исходить от нас самих. Если мы будем забывать об этом основном непременном условии, то бессознательно будем впадать в иллюзии или в ересь. Вот именно поэтому мы должны открыто говорить: «Всякие изучения должны исходить из самоосознания». Прежде чем приступить к изучению того или иного вопроса в столь небывало тяжелом положении, надо твердо осознать: «Я - японец». Изучать те или иные вопросы без самоосознания - это значит мерить без меры.
Возьмем один пример - нынешнее манчжурское положение. Почему возникли манчжурские события и в чем их сущность - это должен понимать весь народ.
Когда ставится вопрос о причинах манчжурского инцидента, то каждый японец ищет их в незаконном нарушении Китаем договоров, в недопустимом игнорировании им международных обычаев и в несправедливом посягательстве на приобретенные Японией нрава и интересы.
Бесспорно, что все это является поводами происхождения инцидента, но, откровенно говоря, этот инцидент вырос не на таких мелких вопросах. В основе его лежит коренной вопрос. Что же это такое? Это - оскорбление Китаем Японии.
Однако могут сказать, что не только один Китай, но почти весь мир пренебрежительно относится к настоящему положению Японии.
Какая позиция была занята Китаем вскоре после возникновения манчжурского инцидента? Характерны настроение ряда государств, входящих в Лигу наций, против Японии в связи с инцидентом!
В Китае произвольно игнорируются договоры, которые надлежит строго соблюдать по международному публичному праву. Там постоянно нарушаются законно приобретенные Японией права и интересы. К тому же там проводятся такие антияпонские действия, [253] что даже в учебниках для начальных школ откровенно пишется против Японии. Совершенно понятно, что Япония рано или поздно должна была выйти из терпения.
Действия Японии ни в чем не противоречат принципам справедливости.
Забывая свою основную задачу - действовать на началах справедливости, Лига наций в течение долгого времени пыталась отклонить и осудить справедливые требования и действия Японии. В конечном счете стало ясным, что пренебрежение по адресу Японии стало крупным течением мирового масштаба.
На вопрос, откуда получилось такое положение, ответ прост. Оно получилось оттого, что японцы сами забыли свою национальную гордость, забыли свои убеждения и потеряли самоосознание. Оно получилось оттого, что японцы утонули в легкомысленной заграничной идеологии, унизив свой престиж перед всем миром. Надо сказать, что является совершенно естественным то, что они оказались оскорбленными рядом держав и Китаем.
Поэтому не только для того, чтобы выработать контрмеры в отношении Манчжурии и Монголии, но и для того, чтобы показать всему миру свою блестящую сущность, нам нужно, чтобы у всего народа были разбужены убеждения и идеалы императорской армии, чтобы народ имел решимость итти под еще большим прицелом, избегая отдельных прагматических идей.
А иначе даже в том случае, когда манчжуро-монгольский вопрос будет разрешен удовлетворительно для Японии, перед нами будет стоять вопрос: неужели это положение еще долго продолжится?
Значительная часть народа удовлетворена только превращением Манчжурии и Монголии в японскую колонию экономического значения. Но я уверен в том, что от такого легкомыслия нам не только ничего не следует ожидать, но даже в недалеком будущем будем иметь события больших масштабов и значения, чем настоящие события.
С такой точки зрения нам кажется, что континентальная теория, которая до сих пор имела место в Японии, оказывается бессодержательной.
Думаем, что при рассмотрении и установлении японской политики в отношении континента личные интересы должны быть отодвинуты на второстепенный план. В японской континентальной политике должен быть взят более высокий прицел. Экономическое развитие Японии в Манчжурии и Монголии является в конечном счете только второстепенным делом. Поскольку развитие на континенте нужно для спасения Японии, для спасения Востока и для спасения мира, нам нужно теперь иметь чрезвычайную решимость.
Но для этого надо иметь прежде всего самоосознание: «Я - Японец».
Тайной победы на войне является знание себя и противника. Это основной принцип, который применяется ко всему. Не зная [254] себя, ничего не можешь знать.
Я думаю, что для того, чтобы Япония могла избежать ее настоящего затруднительного положения, нет другого средства, кроме того, чтобы весь японский народ решительно и полно осознал себя японцем. Только тогда развитие Японии получит достаточный размах, когда это самоосознание будет достигнуто.
Но что должно быть конкретными объектами этого самоосознания японцев? Что является основными отличительными чертами Японии? Это не что иное, как великий идеал, представляемый тремя регалиями японской династии: яшма, зеркало и меч, которые были даны Аматераомиками при создании японского государства. Как всем японцам известно, эти три регалии являются прообразом:
зеркало - справедливости,
яшма - милосердия,
меч - смелости.
Именно справедливость, милосердие и смелость, представленные тремя регалиями японской династии, являются основным идеалом Японского государства, путь которого указывался императорами. Это так называемый настоящий «императорский путь». Японская история представляет из себя не что иное, как осуществление этого пути. Сохранить этот путь, прославить его - является долгом японского народа как верного подданного его величества.
Основная сущность японского государственного строя заключается в единении высшего с низшим, монарха с народом. Тем самым становится ясной цель японцев, которая сводится к тому, чтобы прославлять величие императора, для этого же следует общественное благосостояние ставить выше частного, личного.
И тогда, когда японский народ усвоит этот настоящий национальный дух и осознает свою истинную цель, естественно, что будет усиленно развиваться и он сам.
Настоящее затруднительное положение не может быть ликвидировано до тех пор, пока японский народ не будет воодушевлен желанием реализовать с максимальной решимостью свой великий идеал мирового значения. Без этого воодушевления невозможно ни коренное разрешение манчжуро-монгольского вопроса, ни континентальной политики.
Все это подтверждается такими историческими фактами, которые имели место, начиная с эры Мейдзи, как японо-китайская, японо-русская и японо-германская войны, торжественно проводившиеся под этим великим идеалом. Позиция Японии тогда была признана всем миром. На этой основе создалось величие Японского государства, выросла и увеличилась его сила. Если бы эти войны проводились Японией на основе эгоистичных интересов, если бы они носили разбойничий, грабительский характер, тогда по всей вероятности Япония была бы объектом упреков со стороны всех государств мира и в конце концов попала бы в затруднительное [255] положение, граничащее с безвыходным. Германия во время последней европейской войны является живым доказательством этому.
С самого начала истории превосходство Японии заключалось в том, что зло и несправедливость никогда не руководили ее действиями, никогда не заменяли высокой нравственности ее поступков.
Теперь однако есть основание для беспокойства, так как среди народа имеется группа людей, численно хотя и незначительная, но которая, будучи захваченной иностранной радикальной идеологией и следуя теории марксизма, иногда забывает честь Японии, ее цели и свой долг. Есть также люди, которые ведут себя к гибели, предаваясь лени и покою при отсутствии идеалов и сознательности.
Здесь не нужно будет говорить о том, что теория материализма, не признающая духовных функций человека, превращающая его в машину, лишающая его идеалов и свободы, превращающая его в раба общества, - является вредной для здорового общества.
Мы, верящие в японские традиции и японский дух, сильно желаем того, чтобы весь японский народ немедленно пробудился от дурного сна и, объединясь под великим идеалом, стал бы апостолом-проповедником высокой императорской нравственности.
Теперь рассмотрим внешнюю позицию Японии.
С тех пор как Япония, начиная с эпохи Мейдзи, показала всему миру свое действительное, искреннее лицо, она все время действовала на основе справедливости и имела решимость прибегать к реальной силе, жертвуя собой в пользу мира. Она никогда не колебалась в деле уничтожения зла. В результате этого она стала одной из трех крупнейших держав мира.
Оказать величию императора, поддержку - это значит реализовать великий идеал Великой Японии. Для этого японский народ напрягал все свои силы, так как у него горело великое самоосознание как японского народа.
Однако за последнее время это сильное национальное воодушевление постепенно падает, даже, можно сказать, находится в резко упадочном положении.
Для примера возьмем распространение в обществе легкомысленной идеологии. Капиталисты заботятся только о своих интересах, не обращая внимания на общественную жизнь; политики часто забывают общее положение страны, увлекаясь интересами своих партий; служащие и учащиеся забывают свой долг, предаваясь увеселениям и утехам.
Словом, можно сказать, что всюду имеется легкомысленное течение, эгоизм, исключающий бодрость, честь и идеал. Кто может не беспокоиться о будущности государства, думая о дальнейших результатах такого положения? Да ведь этот вопрос не [256] только будущего. Ведь признаки бедствия вырисовываются уже теперь.
В действительности ведь имеется крупный печальный факт изоляции Японии в ее международном положении, - и японский народ должен знать, что, до тех пор пока он не оставит свое равнодушие, Япония будет постоянно подвержена, этому положению изоляции.
Изучить причины такого положения является неотложно необходимым. Они просты. Они заключаются в том, что японцы забыли свое национальное самоосознание, забыли правильное представление об императорской Японии.
Что же может остаться от Японии, когда забывается великая душа государства, когда оставляется национальная гордость? То, что Япония является сейчас объектом пренебрежения со стороны всего мира и получила оскорбление от Китая, в конечном счете случилось по вино самой Японии. Надо хорошо понять, что отсюда произошли и манчжурский инцидент и атака на Японию со стороны государств, объединенных Лигой наций.
Повторяю, нынешний манчжурский инцидент возник не на основе таких мелких вопросов, как игнорирование договоров или посягательство на права и интересы Японии. Основной причиной инцидента является оскорбление Японии Китаем. Лига наций не могла отличить справедливости от несправедливости, что привело в результате к тому, что и она оскорбляет Японию. Таким образом должно быть ясно всякому, что непосредственной причиной изоляции Японии является оскорбление, полученное ею от всего мира, и что это случилось по вине самой Японии.
Японский народ должен понять это отчетливо. Он должен также понять и то, что только усвоив эту истину, он может избежать имеющиеся затруднения.
При наличии такого положения манчжурский инцидент является для Японии случаем, данный богом. Надо признать, что бог забил во все колокола, чтобы тем самым разбудить японский народ.
Мы никоим образом не придерживаемся пессимистического взгляда в отношении современного затруднительного положения. Мы твердо верим в то, что настоящее международное положение быстро улучшится для Японии, если японский народ возродится из великой души Японского государства и покажет себя как японский народ. При этом условии скоро придет время, когда весь мир радостно встретит императорскую нравственность.
Спрашивается: какое положение в Восточной Азии в настоящее время?
В Китае уже в течение 20 лет беспрерывно господствует беспорядок, там до сих пор нет даже центрального правительства и нет самой сути государства.
В Индии под гнетом Англии страдает более 300 млн. человек, и она теперь лицом к лицу стоит перед серьезным кризисом.
Как в Средней Азии, так и в Сибири не найдется даже одного куска свободы. И Монголия тоже как будто превратилась во вторую Среднюю Азию. Таким образом на континенте Восточной Азии кроме Японии самостоятельным государством является только Сиам.
При наличии такого положения является непозволительным умалчивать и упускать из виду Японию, которая является самым сильным государством в Восточной Азии и у которой не только имеется соответственно этому действительная сила, но также и историческая миссия спасти ряд государств Восточной Азии. Япония должна решительно встать во имя справедливости, хотя бы и была реальная угроза разорения отечества. Во всяком случае нам нужно решительно бороться за правду.
Говорят, что Англия - страна джентльменов. Если это так, то почему национально-освободительное движение в Индии все более обостряется из года в год? В Америке выставляется эмблема гуманности и справедливости, но чувствуется ли это в ее внешней политике по отношению к Панаме, Кубе, Мексике и ряду стран Средней и Южной Америки? При рассмотрении и других государств, действующих на международной арене, мы видим, что нигде нет императорской нравственности.
Различные страны Восточной Азии являются объектами гнета со стороны белой расы.
Разбуженная императорская Япония больше не может позволить произвол белой расы. Миссией Японии является борьба со всеми действиями, несовместимыми с императорской нравственностью, от какой бы страны эти действия ни исходили.
В этом смысле Япония не может упускать из виду ни одного случая беспорядка, возникающего в том или другом пункте Восточной Азии. Так как нарушение мира абсолютно несовместимо с великими идеалами императорской Японии, нужно всегда иметь необходимые приготовления и решимость сразу же устранять такие беспорядки, хотя бы и пришлось для этого прибегать к реальной силе. Мы уверены, что, пока существует такая решимость и действительные силы, мы можем ожидать мира.
Нам очень жаль, что Китай до сих пор не понимает искренности Японии и напрасно прибегает к помощи Европы и Америки, что он все еще продолжает играть в техническую дипломатию, становясь с каждым годом во все более невыгодное для себя положение. [258]
Поверхностным взглядом или сознательным искажением действительности является представление о том, что Япония является милитаристической страной и проводит агрессивную политику. У Японии нет других намерений, как всеми силами реализовать свой основной идеал - сохранение мира.
В манчжурском инциденте Япония прибегла к вооруженной силе. Но это означает, что Япония взяла в свои руки меч для того, чтобы спасти многих, принеся в жертву одного.
Текст воспроизведен по изданию: Танин О., Иоган Е. Военно-фашистское движение в Японии. - М., 1933. С. 251 - 262.
Комментарии |
|