Средние века - Раннее средневековье (V-XI вв.) |
Ланский епископ Адальберон (конец - X начало XI вв.) написал сатирическую поэму в форме диалога между наследником престола Робертом и самим епископом.
Е п и с к о п: «Есть три вида сословных статутов. Человеческий закон указывает на два сословия: знатные и сервы Но живут они не по одинаковому закону. Знатных людей также бывает два вида: один - король, другой - император; их распоряжениями крепнет государство. Имеются также и другие знатные лица, которых не удержит никакое могущество, когда они в пороках ускользают от укрощающих жезлов королей. Но эти воины защищают церковь, обороняют больших и малых простолюдинов и опекают как себя, так и всех других равных образом. Ко второй рубрике относится сословие сервов».
К о р о л ь: «Это - приписанный люд, который не обладает ничем, кроме труда. Какими знаками счетной доски при исчислении их повинностей можно отметить усердие сервов?»
Е п и с к о п: «Доставлять деньги, одежду и пищу - это все дело серва. Ибо ни один свободный человек без сервов не может жить. Когда выпадает на долю необходимая работа, то ведь не королю и не главам церкви обслуживать сервов! Ведь серв предназначен для господина, о нем этот серв должен заботиться».
К о р о л ь: «Есть ли предел слезам и стонам сервов?»
Е п и с к о п: «Божий дом - тройственен[1], веруют же во единого. Поэтому-то одни молятся, другие воюют, третьи работают, а вместе их - три сословия, и не вынести им обособления».[1] Имеется в виду Троица: бог - отец, бог - сын, бог - святой дух.
Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков. Т. I, Раннее средневековье. М., 1961. С. 498.
Комментарии |
|