Красину, Лондон.
Со времени подписания договора прошел месяц. Мы выработали систему мероприятий, которую мы постепенно проводим в жизнь. Вам послан полный текст декрета Совета Народных Комиссаров, заключающего постановления в отношении разных комиссариатов касательно британского соглашения. Сообщите, имеются ли у вас дополнительные предложения. Мы разослали ясные инструкции нашим представителям в страны, предусмотренные соглашением, о строгом и непреклонном выполнении последнего. Что касается письма Хорна, мы снеслись с соответствующими властями с тем, чтобы ничто не нарушило соглашения с Великобританией.
Сделайте Хорну следующее заявление: С нашей точки зрения, подписание соглашения является поворотным пунктом в наших отношениях с Великобританией и раздельной стеной между старой и новой эрой этих отношений. Мы всегда считали, что у нас не было обязательств по отношению к Великобритании до подписания соглашения и что в истекшем периоде наших взаимоотношений наши руки были свободны. Поэтому мы не вступили бы ни в какие переговоры относительно действий наших агентов в то время, даже если бы все приведенные в письме Хорна факты соответствовали действительности. Из письма Хорна мы заключаем, что британское правительство не возражает против этой позиции в виду того, что претензии Хорна имеют
[11] отношение не к прошлому, а к будущему. Таким образом, нет принципиальной разницы и этом отношении между британским правительством и нами. С момента подписания соглашения мы сделаем все возможное для предотвращения, в особенности в местностях, упоминаемых Хорном, всего, что могло бы вызвать враждебные действия или пропаганду или поддержку таких действий против британских интересов, как это предусмотрено договором. Мы слишком высоко ценим наши вновь установленные отношения с Великобританией и всемерно стремимся к установлению мира и торговли. В особенности представителям и агентам в Афганистане даны инструкции о воздержании от антибританской политики. Конечно, мы оставляем за собой полное право сохранять дружественные соседские отношения с Афганистаном, и деятельность наших консульств в этой стране, а также и деятельность других агентов будет строго сводиться к действиям, соответствующим британскому соглашению и не направленным против Великобритании. Мы глубоко убеждены, что вступление в силу соглашения скоро убедит его противников как в Великобритании, так и в России, что оно является реальным фактом, отвечающим подлинным интересам обеих сторон, и мы можем лишь надеяться, что Великобритания с такой же тщательностью будет выполнять свои обязательства, как мы это делаем.
Чичерин.
Текст воспроизведен по изданию: Англо-советские отношения со дня подписания торгового соглашения до разрыва (1921 - 1927 гг.). - М., 1927. С. 11 - 12.