История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

654637

Письмо.

23 марта/5 апреля 1917 г.


Весьма секретно.

Лично.

Милостивый государь
Павел Николаевич,


Со времени поездки вашей в Ставку и беседы, при которой капитан 1-го ранга Бубнов и я имели честь доложить Вам о предположениях касательно десантной операции в районе Проливов, последовали распоряжения, коренным образом расстраивающие эти предположения.

Как Вы изволите усмотреть из прилагаемой при сем в копии телеграммы военного и морского министра, А. И. Гучкова, начальнику морского штаба[1], в виду кризиса наших железнодорожных перевозок признано было необходимым приостановить подготовительные работы по оборудованию транспортных средств для предположенной десантной операции с целью захвата Проливов. Генералом Алексеевым прилагаемой при сем в копии телеграммой даны соответствующие указания штабу черноморского флотам[2].

В пояснение изложенного имею честь доложить нижеследующее.

1-го августа 1916 года штабом верховного главнокомандующего преподаны были штабу черноморокого флота директивы касательно планомерной подготовки помянутой десантной операции. Пунктом 6-м этих директив подтверждено было сделанное еще в начале войны распоряжение о том, что в Черном море всегда должны быть готовы транспортные средства для перевозки одной дивизии, именно в количестве 19 больших пароходов. Снабженные необходимым оборудованием для перевозки войск, суда эти постоянно служат для перевозки укомплектований и подкреплений в районе Черного моря. Пунктом 7-м помянутых директив предусмотрено оборудование транспортов для перевозки еще двух дивизий, для чего необходимо, кроме вышеуказанных 19 транспортов, приспособить еще 90 пароходов, из общего числа имеющихся в нашем распоряжении на Черном море 148 пароходов. [393]

На оборудование этих 90 транспортов необходимо от полутора до двух месяцев. К нему преступлено было в самое последнее время с расчетом, чтобы транспорты были готовы не 1-му мая, как мы Вам докладывали. Вследствие телеграммы А. И. Гучкова, работы по приспособлению означенных 90 транспортов отменены и отложены до новых распоряжений, пока же у нас попрежнему будут транспортные средства лишь для одной дивизии.

С точки зрения осуществления наших целей на Проливах, принятая по предложению А. И. Гучкова мера весьма прискорбна. Для выполнения десантной операции остался весьма ограниченный срок: от 1-го июня до 1-го августа, так как в сентябре начинается неустойчивая погода, а в октябре штормы. Согласно вышеизложенному, для приведения в готовность транспортных средств для перевозки трех дивизий, т.-е. минимальных сил, необходимых для начала такой операции!, нужно два месяца. Следовательно, если до начала июня нами будет приступлено к оборудованию еще неприспособленных 90 пароходов, то никакой операции против Проливов нам в этом году и, вероятно, никогда выполнить не удастся.

Между тем, по поступающим сведениям, обстановка для удара на Константинополь рисуется в благоприятном свете. Из прилагаемой при сем в копии телеграммы, отправленной отсюда капитану 1-го ранга Смирнову в Севастополь[3], Вы изволите усмотреть о предстоящей, повидимому, в ближайшем будущем переброске на азиатские театры турецких дивизий, находящихся на европейских театрах, и, примерно, через два месяца туркам будет еще труднее, чем теперь, сосредоточить значительные силы для обороны Константинополя.

С точки зрения облегчения деятельности наших железных дорог, сделанное по желанию А. И. Гучкова распоряжение, несомненно, в значительной степени способствует улучшению нашего грузооборота. Приспособление пароходов к перевозке войск уменьшает приблизительно на 75% их грузоподъемность и, кроме того, их приходится снимать с линии на время производства работ по. оборудованию. Пока на Черном море лишь упомянутые 19 больших пароходов были оборудованы для транспортных целей, грузооборот на этом море равнялся 12 миллионам пудов в месяц; с оборудованием же еще намеченных 90 судов он упадет до 1 1/2 миллионов пудов.

Имеющиеся у нас на Черном море морские перевозочные средства выполняют в настоящее время следующие задачи: 1) они поддерживают подвоз из Одессы к устью Дуная (пока до Килии) к армии, 2) они перевозят из Николаева в Одессу зерно, 3) они служат для доставки угля из Мариуполя в Одессу, чему теперь придается А. И. Гучковым особенное значение и, наконец, 4) они поддерживают подвоз из кавказских портов в Трапезонд для кавказской армии.

По мнению здешнего морского штаба, перевозки эти могли бы быть в известной мере обеспечены без ущерба подготовке десантной операции, если бы оказалось возможным добиться от румьн предоставления нам стоящих [394] без дела в Дунае принадлежащих им значительных речных перевозочных средств. Наш дунайский караван справился бы с перевозками из Одессы на Дунай. Линии Николаев - Одесса и Кавказ - Трапезонд могли бы обслуживаться с помощью румынских пловучих средств. Для линии же Мариуполь - Одесса у нас осталось бы достаточно пароходов сверх приспособленных для транспорта войск. Прилагаемой .при сем в копии телеграммой генералу Сахарову[4] поручено настоять перед румынской главной квартирой на передаче нам румынских пловучих средств. В том же смысле адмирал Колчак сегодня обращается к морскому министру телеграммою, также в копии прилагаемой[5]. Настояние перед румынами могли бы быть мотивированы необходимостью для нас поставить в ремонт часть наших морских перевозочных средств и наступлением такой погоды, при которой дунайские буксиры и баржи могут быть использованы для более коротких морских рейсов.

Зная, какое значение Вы придаете босфорской операции, я счел долгом изложить Вам опасения, которые вызывает у Бубнова и у меня отсрочка приготовлений, являющихся необходимым условием ее выполнения. Позволяю себе, вместе с тем, высказать предположение, что личные переговоры Ваши с А. И. Гучковым могли бы, быть может, привести к изменению его решения и к возобновлению, пока время еще не будет окончательно упущено, подготовительных работ к этой важнейшей операции. Вместе с тем, казалось бы, могло бы быть полезным поддержать дипломатическим путем обращенную к румынской главной квартире просьбу о временном предоставлении нам принадлежащих Румынии дунайских пловучих средств.

Письмо это составлено мною по соглашению с капитаном Бубновым.


Прошу Вас, милостивый государь, верить в глубокое мое уважение и преданность.


Н.  Б а з и л и.


[1] Телеграмма Гучкова от 19 марта/1 апреля 1917 г.

[2] Телеграмма ген. Алексеева от 21 марта/3 апреля 1917 г.

[3] Телеграмма кап. I ранга Бубнова кап. I ранга Смирнову от 23 марта/5 апреля 1917 г.

[4] Телеграмма ген. Клембовского ген. Сахарову от 20 марта/2 апреля 1917 г.

[5] Телеграмма адм. Колчака Гучкову от 23 марта/5 апреля 1917 г.


Текст воспроизведен по изданию: Константинополь и проливы по секретным документам б. Министерства иностранных дел. - T. 2. - М., 1926. С. 393 - 395.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."