История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

image01432

Рига Юреневу, для Парижа господину Пуанкарэ, председателю Совета и министру Иностранных дел, для Рима Русская делегация Воровскому, для господина Шанцера, министра иностранных дел. Правительствам Великобритании, Франции и Италии. 15 марта.

Русское правительство с чувством глубокого удовлетворения приняло созыв конференции в Генуе, усматривая в этом факте доказательство, что великие державы поняли, наконец, до какой степени политическая и экономическая блокада России не только безполезна, но и вредна, и что они убедились в необходимости восстановления нормальных сношений с ней для того, чтобы укрепить всеобщий мир и создать прочную базу для экономического роста всех государств. В созыве конференции при участии России общественное мнение Европы и Америки усматривало окончательный отказ от той политики бойкота, которая мнила изолировать и отрезать от остального мира страну, занимающую пространство, равное одной шестой всего земного шара, имеющей около 150 миллионов жителей и обладающей неоценимыми естественными богатствами, политики, которая привела лишь к сугубому всемирному разорению и к усилению бедствий, распространившихся на все страны и народы. На эту попытку об'единить все европейские правительства, в том числе российское, в общем труде для экономического возрождения смотрели, как на начало будущего сотрудничества, налагаемого на все страны необходимостью восстановить их разрушенное хозяйство. Русское правительство, не скрывая от ceбя коренных различий, существующих между политическим и экономическим режимом Советских республик и режимом буржуазных государств, считало тем не менее, безусловно возможным соглашение, имеющее целью плодотворное сотрудничество тех и других [38] на экономической почве. Но вполне соглашаясь с известной частью общественного мнения в Европе, оно считает, что конференция в Генуе должна радикально отличаться от прежних европейских конференций, что на ней не должно быть никакой разницы между победителями и побежденными, между великими и малыми державами, между советскими и буржуазными правительствами - и что, напротив, все участники на равных правах должны столковаться на этой конференции с тем, чтобы положить свой коллективный труд на всемирное экономическое возрождение. К своему глубокому сожалению, русское правительство констатирует, что поведение великих держав перед конференцией заставляет опасаться, что часть приглашенных окажется поставленной перед заранее принятыми и формулированными решениями известной группы правительств. Вместо свободного обмена мнений России угрожает новая форма бойкота. Вся западная пресса полна сообщений о переговорах, ведущихся между правительствами Большой и Малой Антанты и имеющих целью дать им возможность явиться на конференцию с готовыми решениями относительно России.

При таких условиях конференции оставалось бы только зарегистрировать заранее определенные вожделения известного блока правительств. Такая тактика, принятая большой и малой Антантой фактически приводит к тому, что делает невозможной конференцию в ее первоначальной форме. Если правда, как о том заявляет пресса, что этот блок правительств имеет намерение представить проекты, несовместимые с суверенными правами русского правительства и с независимостью русского государства, то в таком случае придется констатировать, что из'ятие принципа равенства и свободного обмена мнениями между всеми участниками конференции неизбежным своим последствием будет иметь ее неудачу.

В то же время русское правительство не может не заметить, что часть западной прессы, очевидно, инспирированная официальными кругами, вновь начала и с крайним ожесточением ведет кампанию лжи и клеветы против Советских республик. Ежедневно в этой прессе повторяются лживые утверждения, будто Советское правительство неискренне в своем намерении войти в сношения с иностранными государствами и будто конференция предназначена лишь служить советским делегатам простой трибуной для коммунистической пропаганды. Эта пресса оглашает ложные документы, имеющие целью доказать, что русское правительство отпускает громадные кредиты золотом на деморализацию союзных армий и что новая внутренняя политика русского правительства - не более, как.комедия, разыгранная для того, чтобы ввести в соблазн иностранный капитал. Оглашаются [39] заведомо лживые слухи о внутреннем состоянии России и о мнимых восстаниях в таких то и таких то областях, фантастические выдумки, преследующие очевидную цель, распространить идею близкого падения Советской власти, якобы ввиду своего бессилия лишенной возможности отвергнуть условия, каковы бы они ни были, которые великие державы пожелают диктовать ей в Генуе. Кроме того, русское правительство имеет в руках неопровержимые доказательства формирования враждебных банд на территориях соседних государств. Против Советской России заключаются новые военные союзы, и при таких условиях сама конференция может стать точкой отправления новой военной интервенции, открытой или замаскированной, на русской территории.

Клеветническая кампания, которую ведет значительная фракция западной прессы с явным намерением добиться неудачи Генуэзской конференции, вынуждает русское правительство обратить внимание западных правительств на необходимость положить конец лжи распространяемой в настоящее время относительно Советской России. Образ действий русского правительства на конференции в Генуе будет определен его намерением направить все свои усилия на экономическое восстановление России, и на участие России в экономическом восстановлении всего мира. Ввиду ложных сведений, распространяемых враждебной прессой различных стран, относительно положения Русской Республики и внутренней политики ее правительства, это последнее считает нужным заявить, что главным фактором этой политики является желание создать в России благоприятные условия для развития частной инициативы на поприще промышленности, земледелия, транспорта и торговли. Укрепление его власти, поражение внешнего врага и внутренней контр-революции позволили Советскому правительству расширить права, данные отдельным лицам в отношении собственности и хозяйственной деятельности путем значительного сокращения прав, раньше предоставленных административным органам в период войны. Ряд декретов и законодательных постановлений дает гарантию свободы труда и передвижения и неприкосновенности частной переписки. Все преступления, не только нарушающие обычное право, но и политические, разбираются обыкновенными судами. Чрезвычайное судопроизводство и чрезвычайные комиссии, необходимость которых раньше вызвана была борьбой за существование Советской власти, отменены. Интересы иностранцев и их права на собственность в России в достаточной мере гарантированы действующим ныне советским законодательством. Специальным законом предусмотрены нужные юридические гарантии в пользу концессионеров. Отчуждение в пользу государства [40] может быть произведено только по причинам, одинаковым с теми, на которые указано во всех гражданских уложениях, и при возмещении за реквизированную собственность в месячный срок по средней рыночной цене. Специальными декретами гарантируется свобода внутренней торговли, при сохранении за государством права на внешнюю торговлю, причем даже на этом поприще, в силу специальных договоров, дается право частному капиталу участвовать в сделках. Декрет, ограничивающий количество ценностей и звонкой монеты, принадлежащих отдельному гражданину, отменен. Декретом гарантируется право собственности и свободное обращение ценных металлов и золотой монеты. Учреждение анонимных торговых или кредитных обществ также подчинено правилам, согласным с принципами, принятыми новыми гражданскими уложениями. Вопрос о векселях урегулирован, согласно Гаагской конвенции от 23-го июля 1912 г. Совет Народных Комиссаров одобрил и представил на утверждение Центрального Исполнительного Комитета гражданское уложение, которым приводятся в систему декреты и решения, относящиеся к русским и иностранным гражданам, а также декрет о гласных обвинителях и о защитниках, дающий возможность контроля над точным применением закона. Русское правительство намерено рядом меморандумов довести до сведения иностранных правительств новые юридические постановления России и ее виды на экономический рост. Надо заметить, что вышеуказанные юридические и экономические меры распространяются и на другие Советские республики, связанные с Россией узами тесного военного и экономического союза. Советские правительства пойдут на конференцию в Геную с твердым намерением вступить в экономическое сотрудничество со всеми государствами, взаимно гарантирующими друг другу неприкосновенность их внутренней политической и экономической организации, согласно статье 1-й Каннских условий. Русское правительство, с своей стороны, в праве надеяться, что все участники конференции поставлены будут в условия, гарантирующие их свободное участие в разрешении проблем, поставленных в порядок дня.


Народный Комиссар по Иностранным Делам Чичерин.

Текст воспроизведен по изданию: Генуэзская конференция. 1922. Материалы Генуэзской конференции: (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссии, дипломатическая переписка и пр.). - М., 1922. С. 38 - 41.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."